Дело № 2-474/2019
45RS0008-01-2019-000274-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.
при секретаре Шаламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2019 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области к ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском к ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием. В обоснование заявленных требований указано, что 28.01.2019 управлением Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Курганской области в Адрес Департамента были направлены материалы проверок в отношении ФИО1 и ФИО2, подтверждающие факт использования в течении трех и более лет подряд земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности площадью 8,3 га, находящейся в общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 по ? доли, из земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Согласно представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области материалам проверки: указанный земельный участок принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности, ежегодно в период с 2015 по 2018 управление назначало проведение проверки соблюдения землепользования ФИО1 и ФИО2 требования земельного законодательства, о чем они уведомлялись лично под роспись. По результатам проведенных плановых выездных проверок 13.04.2015, 06.04.2016, 12.04.2017, 10.01.2018, 02.11.2018 были составлены акты проверок, которыми установлено, что земельный участок площадью 8.3 га пашни, входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения не обработан, мероприятия по предотвращения процессов, ухудшающих качественное состояние земли не проводились, земля заросла многолетней сорной растительностью, а местами появляется мелколесье (березки). ФИО1 и ФИО2 в период с 2015 по 2018 неоднократно привлекались к административной ответственности предусмотренной частью 25, частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ и к ним были применены административные наказания в виде штрафа. Вместе с тем, в предписаниях (предупреждениях) от 20.05.2015, 06.05.2016, 04.05.2017, 08.02.2018, 19.11.2018 на ФИО1 и ФИО2 возложена обязанность в установленные в таких предписаниях сроки устранить допущенные нарушения земельного законодательства. По результатам повторных проверок соблюдения земельного законодательства, в том числе выполнения требований указанных предписаний были составлены акты от 22.05.2015, 06.05.2016, 04.05.2017, 08.02.2018,19.11.2018, в которых отражено, что нарушение земельного законодательства землепользователями не устранены. Просят суд изъять у ФИО1 и ФИО2 земельный участок, площадью 8,3 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>», с целью его продажи с публичных торгов. Определить начальной ценой публичных торгов изъятого земельного участка рыночную стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Представитель истца Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрация Падеринского сельсовета Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ФИО2 с 31.01.2019 является собственником земельного участка площадью 83000 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.05.2019 № КУВИ – 001/2019-11474915.
Согласно реестровому делу на земельный участок № от 29.01.2019, между ФИО3, действующем от имени ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли-продажи долей земельных участков, предметом договора, в том числе является и ? доля в праве общей собственности на земельный участок площадью 83000 кв. м, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>» на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного использования. Указанная сделка прошла государственную регистрацию 31.01.2019. ФИО1 ? доля в праве общей собственности на указанный земельный участок земельный принадлежала с 17.12.2010 по 31.01.2019.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон № 101-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации. Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Как следует из материалов дела, в ходе мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования было установлено, что ФИО1 и ФИО2 не выполняли обязательные требования и мероприятия по улучшению и защите земель, не обрабатывает земельный участок (пашня) доступными техническими способами, не засевает сельскохозяйственными культурами, что привело к зарастанию его сорной растительностью. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области ежегодно, в период с 2015 по 2018 годы, назначало проведение проверок соблюдения землепользователем ФИО1 и ФИО2 требований земельного законодательства (распоряжения от 13.04.2015 № 197/04-оф, от 06.04.2016 № 231/04-ф, от 12.04.2017 № 191/04-ф, от 10.01.2018 № 06/04, 02.11.2018 № 197/04-ф – в отн. ФИО1, от 06.04.2016 № 232/04-ф, от 13.04.2015 № 198/04-ф, от 10.01.2018 № 06/04, 02.11.2018 № 197/04-ф – в отн. ФИО2 ). По результатам проведенных выездных проверок были составлены акты, которыми установлено, что земельный участок площадью 8.3 га пашни, с кадастровым номером 45: 08:010801:293 входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения не обработан, мероприятия по предотвращения процессов, ухудшающих качественное состояние земли не проводились, земля заросла многолетней сорной растительностью, а местами появляется мелколесье (березки). В предписаниях на ФИО1, ФИО2 неоднократно была возложена обязанность в определенные сроки устранить допущенные нарушения земельного законодательства, однако нарушения земельного законодательства они не устранили.ФИО1 и ФИО2 неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч. 25, ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, о чем представлены соответствующие копии постановлений. В связи с неисполнением предписания материалы государственного земельного контроля для решения вопроса о принудительном изъятии спорного земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были направлены в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что спорный земельный участок с 31.01.2019 принадлежит на праве собственности ФИО2, суд полагает заявленные требования удовлетворить частично. Согласно п. 10, 15 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Суд полагает правильным определить рыночную стоимость спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области к ФИО1, ФИО2 об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием удовлетворить частично. Изъять у ФИО2 земельный участок площадью 8,3 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> с целью его продажи с публичных торгов.Определить начальной ценой публичных торгов изъятого земельного участка рыночную стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».В остальной части требований отказать.Ответчик вправе подать в Кетовский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения. Заочное решение в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья Ю.А. Димова