дело № 2-474/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Троицк 13 декабря 2013 года
Троицкий районный суд Челябинской области в составе: судьи Е.В.Черетских, при секретаре Тюменцевой В.В., с участием помощника прокурора <адрес> района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Яснополянское сельское поселение » о возложении обязанностей,
установил:
Прокурор <адрес> района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (окончательно уточнив исковые требования (л.д. 169-170) обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой района по обращению жителей <адрес> проведена проверка деятельности администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в части соблюдения возложенных на органы местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Яснополянского сельского поселения по <адрес> изменилась система центрального водоснабжения. Водоснабжение частных домов, в том числе расположенных на <адрес> в <адрес>, ранее осуществлялось посредством наземного водопровода, расположенного непосредственно на тепловых сетях.
В соответствии с комплексной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики <адрес> муниципального района на период до 2020 года» в <адрес> проведены работы по строительству двух блочных котельных и новых тепловых сетей. Ранее действующие котельные и тепловые сети выведены из эксплуатации, вопросы дальнейшей эксплуатации существующего водопровода, расположенного на тепловых сетях, администрацией муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» до настоящего времени не решены.
В июле 2013 года жителям <адрес>, проживающим по <адрес>, были направлены уведомления об отключении принадлежащих им домов от водоснабжения, с предложением самостоятельно решить вопрос по водоснабжению.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки прокурором района в адрес и.о.главы Яснополянского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, с требованием решить вопрос об обеспечении водоснабжения жителей <адрес> п. <адрес> района. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ на представление прокурора, в котором сообщалось об отсутствии денежных средств в бюджете сельского поселения на проведение соответствующих работ.
Просит обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить организацию восстановления водоснабжения жителей домов, расположенных на <адрес> в п. <адрес> района путем строительства водопроводных сетей от имеющейся скважины; организовать подвоз питьевой воды для жителей <адрес> п.<адрес> района на период осуществления мероприятий по обеспечению водоснабжения указанных домов.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> района Кожемякина Е.А. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что оснований возлагать исполнение этих мероприятий на иных лиц, в том числе администрацию <адрес> муниципального района нет, в силу закона о местном самоуправлении обеспечение водоснабжения населения являются полномочиями сельских поселений. отключение водоснабжения жителей <адрес> произведено не законно, в силу жилищного кодекса никто не может быть ограничен в получении коммунальных услуг.
Представитель ответчика - Глава Администрации муниципального образования « Яснополянское сельское поселение », участвующий в деле в силу закона ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что отключение воды у жителей домов произошло из-за изменения системы теплоснабжения, водопровод был спутником теплотрассы, без теплотрассы вода в системе перемерзает, подавать ее не возможно. В бюджете сельского поселения денег на обустройство новой системы нет, просит возложить эту обязанность на Троицкий муниципальный район, как распорядителя средств целевой программы Чистая вода. Кроме того, фактически права жителей не нарушены, так как они заблаговременно извещены об отключении, почти все жители кроме пенсионера Ц., провели локальные сети от личных колодцев ( скважин) до своих домов.
Представитель третьего лица - МУП «ЖКХ п. <адрес>» в судебном заседании считают иск подлежащим удовлетворению, поскольку подача воды жителям поселка является доходной частью МУП ЖКХ. До осени 2013 года вода подавалась всем желающим, лицевой счет был открыт на имя Н., сожителя Ц. Данное лицо оплачивало потребляемую воду. Об открытых лицевых счетах иных жителей ему не известно. Тепловые сети, водопровод по <адрес> МУП ЖКХ в пользование по договору не передавались. Кто является собственником этих сетей не знает, пользовались сетями по ранее возникшим фактическим отношениям.
Представитель третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации <адрес> муниципального района, привлеченного судом для участия в судебном разбирательстве ( л.д.23), считает иск подлежащим удовлетворению. Управление ЖКХ не составляло проекта по переоборудованию системы теплоснабжения поселка. Проектно-сметную документацию заказывало само Яснополянское поселение, они не могли не знать о возможных последствиях по отключению воды в системе водоснабжения- спутнике теплотрассы, при реконструкции теплотрассы. Администрация <адрес> района в силу закона не обязана финансировать обязательства сельских поселений, в том числе и водоснабжению.
Представитель третьего лица - Администрации <адрес> муниципального района в судебном заседании, третье лицо Ц.В.А. привлеченные судом для участия в судебном разбирательстве ( л.д.23) в судебном заседании не участвовали, извещены судебными повестками.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что на территории Яснополянского сельского поселения имеется п. <адрес> ( п.4 устава поселения л.д.63).
В п. <адрес> на <адрес> расположены жилые дома, жители которых до октября 2013 года были подключены к системе централизованного водоснабжения и получали соответствующую коммунальную услугу. Данное подтверждается открытыми лицевыми счетами на оплату услуг( л.д.158-159, 176-178), предупреждениями об отключении водоснабжения ( л.д.6). Сторонами данный факт не оспаривается.
Согласно пояснений сторон, схемы расположения коммунальных сетей ( л.д.203), водоснаждение жилых домов по <адрес> осуществлялось по водопроводным сетям, проходящим от артезианской скважины до жилых домов. Оказание указанной коммунальной услуги осуществлялось МУП ЖКХ п. <адрес>. Водопроводная сеть была расположена непосредственно на тепловых сетях, будучи « спутниками» другу друга, что препятствовало замерзанию воды в водопроводной сети в зимний период, обеспечивало беспрерывную подачу воды. В настоящее время тепловая сеть, спутник водопроводной сети демонтирована, в связи с установкой в поселке газовых котельных. Подача воды по имеющимся водопроводным сетям в настоящее время не возможна.
Суд считает, требование прокурора о восстановлении системы водоснабжения законным по следующим основаниям.
в силу ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Согласно п.п. "в", "г" ч. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. "а" ч. 4 Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В силу ст. 539, 540, 548 ГК РФ в случае если абонентом по договору водоснабжения является гражданин, использующий воду для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, несмотря на отсутствие письменного договора.
Поскольку как указано выше, ранее жилые дома были подключены к системе централизованного водоснабжения, длительное время жителям оказывалась коммунальная услуга по водоснабжению, дома оборудованы инженерными системами водоснабжения, то должен быть соблюден принцип предоставления коммунальных услуг потребителю, осуществляемый круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную и законную продолжительность. Закон не допускает безусловного и самовольного ограничения в получении коммунальных услуг, расторжения договора оказания коммунальных услуг в одностороннем порядке. Отключение водоснабжения жителей <адрес> в п. <адрес> является недопустимым.
При этом суд считает, что обязанность по организации восстановления водоснабжения должна быть возложена именно на администрацию Яснополянского сельского поселения.
В силу Положения об администрации ( л.д.69) именно администрация является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления.
Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании всего вышеизложенного, именно в силу обязательств возложенных законом, администрация сельского поселения, как орган местного самоуправления должна исполнить обязанность по организации водоснабжения жителей п. <адрес>.
При этом устройство жильцами дома водозаборных скважин, проведения системы воды от личных колодцев (скважин), не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной законом обязанности по водоснабжению.
Ответчиком, вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств проведения водоснабжения от личных скважин в каждый дом, доказательств использования воды из этих скважин, соответствующей требованиям к питьевой воде, доказательств законного, не самовольного переоборудования жилых помещений по систему водоснабжения. В силу гл.4 ЖК РФ любое переоборудование жилых помещений должно происходить по согласованию, его результат оформляется актом приемочной комиссии. Кроме того, согласно коллективного обращения жителей с. <адрес> в прокуратуру, в восстановлении водоснабжения заинтересованы все жители.
Доводы жалобы о том, что администрация поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку невозможность эксплуатации участка водопроводной сети являлось причиной переустройства системы теплоснабжения, проведенной администрацией <адрес> района, необоснованы.
Переоборудование систем теплоснабжения произведено по организованному заказу сельского поселения, именно сельское поселение заказывало работы по проектно-сметной работе по переоборудованию систем теплоснабжения поселка. Следовательно, они не могли не знать о возникновении проблем с водоснабжением. Данное не оспаривается ответчиком и подтверждено договорами на разработку проектно-сметной документации от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.179-190). Администрация <адрес> района по соглашению № ( л.д.48-49) осуществляла лишь контрольные функции заказчика выполняемых работ : контроль за ходом строительства.
Довод ответчика о том, что участок водопровода от скважины до жилых домов по <адрес> не стоит на Балане сельского поселения, не состоятелен. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и(или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение и водопроводные и(или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Довод ответчика, о том, что при вынесении решения судом на администрацию <адрес> района должны быть возложены обязанности по финансированию работ по восстановлению водоснабжения, так как по целевой программе « Чистая вода», это является их расходными обязательствами, суд не принимает.
Как указано выше, законом о местном самоуправлении предусмотрены обязательства сельских поселений, а не муниципальных районов по обеспечению граждан водоснабжением.
В соответствии с ч.4 ст. 15 ФЗ N 131, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренными статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
Однако между <адрес> районом и Яснополянским сельским поселением никакого соглашения о перераспределении полномочий, в том числе определения межбюджетных трансферов, не заключено.
В территориальной программе «Чистая вода» ( л.д.143-157), средства разных бюджетов для проведения работ именно по восстановлению водоснабжения <адрес> в с. <адрес>, не заложены.
Отсутствие финансовых средств в бюджете сельского поселения, не является основанием для освобождения ответчика от возложенных на него законом обязательств. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий с наличием финансовой возможности.
Требование прокурора о возложении обязанности по организации работ по подвозу питьевой воды на период проведения работ по восстановлению водоснабжения так же подлежат удовлетворению, так как данные работы обеспечат жителей именно питьевой водой, обеспечат санитарно-эпидемиологические требования.
При таких обстоятельствах обязанность по организации водоснабжения выше указанного жилого дома обоснованно возложена судом на администрацию МО "Яснополянское сельское поселение". Под организацией водоснабжения предполагается принятие ряда организационных решений, направленных на обеспечение населения водой: заключение договора на проектно - сметные разработки, строительство, тому подобное, оплата этих работ за счет бюджета.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
Суд, считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ года, указанный срок по мнению суда будет достаточным, разумным, соответствующим объему работ, которые необходимо выполнить. В указанный срок возможно принятие новой бюджетной сметы на новый 2014 год, в которой возможно заложить расходы на проведение этих мероприятий, заключить договора, проведение самих работ. Так же суд принимает во внимание сезонность работ, необходимых к выполнению.
Требование об организации подвоза питьевой воды подлежит исполнению по вступлению решения в силу и до восстановления водоснабжения, так как на этот период граждане вправе пользоваться питьевой водой.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов.
Администрация МО «Яснополянское сельское поселение», как орган местного самоуправления в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, несмотря на его процессуальное положение.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.
р е ш и л:
Обязать администрацию Муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок ДД.ММ.ГГГГ организовать восстановление водоснабжения жителей домов, расположенных по <адрес> в п. <адрес> района путем строительства водопроводных сетей от существующей скважины
Обязать администрацию Муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» организовать подвоз питьевой воды для жителей домов, расположенных по <адрес> в п. <адрес> района на период осуществления мероприятий по обеспечению водоснабжения жителей указанных домов.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца через Троицкий районный суд.
Судья: Е.В. Черетских