ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-474/2015 от 24.03.2015 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Гражданское дело № <...>2015

Решение

Именем Российской Федерации

<...><...>

<...> городской суд <...> в составе:

председательствующего судьи Модина А.П.,

при секретаре судебного заседания Б,

с участием: представителя заявителя- старшего помощника <...> межрайонного прокурора А, представителей заинтересованного лица- В и Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <...> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

<...> межрайонный прокурор в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК обратился с заявлением в <...> городской суд <...> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обосновании заявленных требований указанно, что <...> межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов установлено следующее.

На территории <...> проживает более 220 инвалидов, использующих кресла-коляски.

Однако, здание администрации <...> не соответствует требованиям закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов.

На входе в здание имеется пандус, на котором отсутствуют поручни с нетравмирующим завершением, выступающим за пределы пандуса, колесоотбойником по продольным краям, навесом и водоотводом, доступ маломобильных граждан на второй и третий этажи, непосредственно к главе администрации и его заместителям, вообще отсутствует.

Вход в здание: лестница не оснащена поручнями с обеих сторон, контрастная маркировка краевых ступеней лестницы отсутствует, обозначение прозрачных полотен входных дверей контрастной маркировкой не нанесено. Проем входной внутренней двери не соответствует по ширине.

На здании администрации обозначения специальными символами доступных элементов, указатели направления движения, размещение тактильной информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) также отсутствуют.

Санитарно-гигиенические помещения администрации МО <...>, зоны оказания услуг не соответствуют требованиям обеспечения доступности объекта.

На официальном сайте администрации МО <...> о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры отсутствует.

Бездействием администрации МО <...> 1) нарушаются права инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...>; 2) нарушаются права инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового язык;3) нарушаются права инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 4) нарушаются права инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры; 5) нарушаются права детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

Число таких инвалидов постоянно меняется за счет приезжающих для временного проживания, гостей муниципального образования <...>. В связи с чем не возможно определить точного количества лиц данной категории. Тем самым бездействие администрации МО <...> нарушает права неопределенного круга лиц. Это в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного заявитель просит суд признать бездействие администрации МО <...> по защите: 1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...>; 2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового язык; 3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 4) прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры - незаконным. 5) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

Обязать администрацию МО <...> в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом устранить нарушения закона по защите:

1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...> – путем приведения в соответствие с установленными требованиями входа в здание администрации района – оснащение лестницы поручнями на высоте 0,9 м., нанесение контрастной маркировки краевых ступеней лестницы, обозначения прозрачных полотен входных дверей контрастной маркировкой, обустройство пандуса поручнями на высоте0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующим завершением, выступающим на 30 см. за пределы пандуса, оснащение пандуса колесоотбойником по продольным краям высотой не менее 5 см., оснащение входной площадки, в том числе пандуса навесом и водоотводом, организации доступа маломобильных граждан на второй и третий этажи здания администрации МО <...>, провести расширение проема входной внутренней на менее 0,9 м. Наздании администрации установить обозначения специальными символами доступных элементов, указатели направления движения, размещение тактильной информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. В зонах оказания услуг произвести обустройство высоты порога двери в кабинеты на более 1,4 см. Санитарно-гигиенические помещения МО <...> оснастить в соответствии с нормативными требованиями: доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина – 1,65, глубина – 1,8, ширина двери – 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м. для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м. для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для использования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. 2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка, разработав алгоритм действий по предоставлению услуг переводчика; 3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), приняв соответствующие меры для исключения фактов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

4) прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, разместив на сайте соответствующую информацию. 5) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования путем создания в образовательных организациях МО <...>, осуществляющих в качестве основной цели в своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, соответствующих групп направленности, позволяющих обеспечить местами всех детей-инвалидов.

В судебном заседании представитель заявителя– старший помощник <...> межрайонного прокурора А уточнил заявленные требования, а именно просил суд: признать бездействие администрации МО <...> по защите:

1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...>;

2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового язык;

3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

4) прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры - незаконным.

5) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

2. Обязать администрацию МО <...> в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом устранить нарушения закона по защите:

1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...> – путем приведения в соответствие с установленными требованиями входа в здание администрации района – оснащение лестницы поручнями на высоте 0,9 м., нанесение контрастной маркировки краевых ступеней лестницы, обустройство пандуса поручнями на высоте0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующим завершением, выступающим на 30 см. за пределы пандуса, оснащение пандуса колесоотбойником по продольным краям высотой не менее 5 см., в здании администрации МО <...> провести расширение проема входной внутренней на менее 0,9 м. На здании администрации установить обозначения специальными символами доступных элементов, указатели направления движения, размещение тактильной информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. В зонах оказания услуг произвести обустройство высоты порога двери в кабинеты на более 1,4 см. 2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка, разработав алгоритм действий по предоставлению услуг переводчика; 3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), приняв соответствующие меры для исключения фактов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в пределах созданной своей социальной инфраструктуры и в пределах полномочий органа местного самоуправления; 4) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования путем создания в образовательных организациях МО <...>, осуществляющих в качестве основной цели в своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, соответствующих групп направленности, позволяющих обеспечить местами всех детей-инвалидов.

В судебном заседании представители заинтересованного лица- администрации муниципального образования <...>В и Г возражали против удовлетворения уточненных требований, при этом пояснили суду, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению, администрация проводит работы для соблюдения законодательства "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные заявленные требования <...> межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от <...> № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон 181-ФЗ) органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка. В ходе проверки установлено, что ни в одном из учреждений, подведомственных администрации МО <...> (образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта, молодежной политики и других) условий для оказания инвалидам по слуху услуг по переводуне созданы, в связи с чем услуги не предоставляются.

Согласно ст. 15 Закона 181-ФЗ органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

<...> от <...> N 1229-КЗ(ред. от 03.12.2013)"Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <...>"(принят ЗС КК 18.04.2007) (далее Закон 1229-КЗ)определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.

Согласно требованиям Закона 181-ФЗ муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки, было установлено, что ни в одном из учреждений, подведомственных администрации МО <...> (образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта, молодежной политики и других) условий для оказания инвалидам по слуху услуг по переводу не созданы, в связи с чем услуги не предоставляются.

На территории <...> проживает более 220 инвалидов, использующих кресла-коляски. Однако, здание администрации <...> не соответствует требованиям закона о создании беспрепятственного доступа инвалидов, На входе в здание имеется пандус, на котором отсутствуют поручни с нетравмирующим завершением, выступающим за пределы пандуса, колесоотбойником по продольным краям, навесом и водоотводом, доступ маломобильных граждан на второй и третий этажи, непосредственно к главе администрации и его заместителям, вообще отсутствует.

Вход в здание: лестница не оснащена поручнями с обеих сторон, контрастная маркировка краевых ступеней лестницы отсутствует, обозначение прозрачных полотен входных дверей контрастной маркировкой не нанесено. Проем входной внутренней двери не соответствует по ширине.

На здании администрации обозначения специальными символами доступных элементов, указатели направления движения, размещение тактильной информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) также отсутствуют.

Санитарно-гигиенические помещения администрации МО <...>, зоны оказания услуг не соответствуют требованиям обеспечения доступности объекта.

В соответствии с требованиями Закона 181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В судебном заседании, так же подтвердилось, что на территории МО <...> места для стоянки (остановки) автотранспортных средств инвалидов около образовательных учреждений, сферы услуг, медицинских, культурно-зрелищных учреждений не выделены и администрацией района мер к устранению указанных нарушений не принимается на протяжении длительного времени.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. <...>-КЗ органы местного самоуправления обеспечивают информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. Указанное информирование возможно с помощью сети интернет.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от <...> № 8-ФЗ (далее ФЗ N 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Частью 1 ст. 10 ФЗ N 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

На официальном сайте администрации МО <...> о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры отсутствует, что не соответствует требованиям, закрепленным в статье 13 ФЗ № 8-ФЗ.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального районе отнесены полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно требований ст. 19 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право каждого человека на получение образования в РФ, при этом данное право гарантировано без каких-либо ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В ст. 64 вышеуказанного Закона закреплено, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Судом так же установлено, что в ходе прокурорской проверки 45 детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, проживающих на территории <...>, не обеспечены местами в образовательных организациях, осуществляющих в качестве основной цели в своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования по причине отсутствия соответствующих групп направленности. Данное положение является недопустимым, поскольку при таких обстоятельствах нарушаются права детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

Администрацией МО <...> не принято должных мер для исполнения положений закона: ст. 14, 15 Федерального закона от <...> № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 2 ст. <...> от <...> N 1229-КЗ(ред. от 03.12.2013)"Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <...>"(принят ЗС КК 18.04.2007), п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 10, ст. 13 Федерального закона от <...> № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления".

Бездействием администрации МО <...> 1) нарушаются права инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...>; 2) нарушаются права инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового язык;3) нарушаются права инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 4) нарушаются права инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры; 5) нарушаются права детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

Число таких инвалидов постоянно меняется за счет приезжающих для временного проживания, гостей муниципального образования <...>.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, вышеизложенные факты нарушения законодательства о социальной защиты инвалидов в РФ, указывают на бездействие администрации муниципального образования <...> в осуществлении возложенных на него обязанностей по обеспечению - беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <...>.

Данные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дают прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с действующим законодательством и практикой его применения - Постановлением Пленума Верховного Суда РФ <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом вышеизложенного, доводы, на которые ссылается <...> межрайонный прокурор в своем заявлении, приняты судом во внимание, как обоснованные, поскольку нашли свое подтверждение в судебном заседании. Суду не было представлено иных данных, которые давали бы основание не доверять имеющимся в материалах дела доказательствам, т.к. они не содержат противоречий и не опровергаются доводами представителя заинтересованного лица.

Поэтому при таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявление <...> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление <...> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <...> по защите:

1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...>;

2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового язык;

3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

4) прав инвалидов на информирование граждан о проводимых в муниципальном образовании мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры - незаконным.

5) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования.

Обязать администрацию муниципального образования <...> в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом устранить нарушения закона по защите:

1) прав инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, на беспрепятственный доступ в здание администрации МО <...>, расположенное по адресу:<...> – путем приведения в соответствие с установленными требованиями входа в здание администрации района – оснащение лестницы поручнями на высоте 0,9 м., нанесение контрастной маркировки краевых ступеней лестницы, обустройство пандуса поручнями на высоте0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующим завершением, выступающим на 30 см. за пределы пандуса, оснащение пандуса колесоотбойником по продольным краям высотой не менее 5 см., в здании администрации МО <...> провести расширение проема входной внутренней на менее 0,9 м. На здании администрации установить обозначения специальными символами доступных элементов, указатели направления движения, размещение тактильной информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4 м. В зонах оказания услуг произвести обустройство высоты порога двери в кабинеты на более 1,4 см.

2) прав инвалидов по слуху на создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка, разработав алгоритм действий по предоставлению услуг переводчика;

3) прав инвалидов на создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), приняв соответствующие меры для исключения фактов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в пределах созданной своей социальной инфраструктуры и в пределах полномочий органа местного самоуправления;

4) прав детей-инвалидов на получение дошкольного образования путем создания в образовательных организациях МО <...>, осуществляющих в качестве основной цели в своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, соответствующих групп направленности, позволяющих обеспечить местами всех детей-инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <...> суд через <...> городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: _______________ А.П. Модин