Дело № 2-4750/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гугучкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,
установил :
ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») обратилось в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указали, что 07 декабря 2015 года транспортное средство хххх, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения хххх, с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения. Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте хххх, находящегося на федеральной автомобильной дороге хххх и подтверждается актом № от 07 декабря 2015 года, согласно которому ответчик в нарушение п.1 ст. 31 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08 ноября 2007 года № – ФЗ и Постановлением правительства № от 15 апреля 2011 года «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства. Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 86282,42 рублей. Просят взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета ФКУ «Сибуправтодор» вред за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 86282 рубля 42 копейки.
В судебное заседание представитель истца ФКУ «Сибуправтодор» не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.108-111), в котором указал, что 07.12.2015 года автомобиль хххх, находился под управлением иного лица по доверенности, который на данный момент является его собственником – ФИО2 Вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, возмещается владельцем транспортного средства. Также указал, что с учетом положений абз.2 ч.1 ст. 1079 ГК РФ, обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, законодатель ставит в зависимость от оснований владения, относя к числу законных оснований и доверенность на право управления транспортным средством. Считает, что возмещение вреда, причиненного автомобильной дороге перевозкой тяжеловесных грузов, подлежит взысканию с владельца транспортного средства, осуществляющего такую перевозку, а не с собственника по определению. Передача собственником транспортного средства по доверенности на право управления транспортным средством иному лицу, фактически является передачей в законное владение и пользование. Таким образом, на 07.12.2015 года транспортное средство находилось в законном владении и пользовании ФИО2, в связи с чем, обязанность по возмещению вреда не может быть возложена на ФИО1, поскольку он является ненадлежащим ответчиком по делу, а ходатайство о замене ненадлежащего ответчика истец не заявлял.
Третье лицо ФИО2, привлеченный к участию в деле судом, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст.31Федеральногозакона N 257-ФЗ «Обавтомобильныхдорогахиодорожнойдеятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение поавтомобильнымдорогам транспортногосредства,осуществляющего перевозкиопасных,тяжеловесныхи (или) крупногабаритныхгрузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно части 12 данной статьиФедеральногозакона № 257-ФЗ «Обавтомобильныхдорогахиодорожнойдеятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»порядоквозмещениявреда,причиняемоготранспортнымисредствами,осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934.
Пунктами 2 и 3 указанных правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 258 от 24 июля 2012 года.
Согласно пунктам 2 и 3 данного Порядка, специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Специальное разрешение согласно образцу приложения N 1 к настоящему Порядку выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
В силу п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 1090 от 23.10.1993, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м, от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Постановлением Правительства N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и тому подобное, осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как установлено в судебном заседании, 07 декабря 2015 года на хххх (стационарный пункт весового контроля) был зафиксирован факт перевозки тяжеловесного груза с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения на федеральной автомобильной дороге хххх транспортным средством хххх, под управлением водителя ФИО2 Данный факт подтверждается актом № от 07 декабря 2015 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей масса и (или) нагрузке на ось (л.д.8). Из акта следует, что при допустимой массе 40.000 тонн, фактическая масса составляет 47.440 тонн.
Возражая против удовлетворения требований, ответчик ФИО1 указал, что на 07.12.2015 года законным владельцем автомобиля ххх, являлся ФИО2, который управлял автомобилем по доверенности.
Между тем, в пункте 4 вышеуказанного акта от 07.12.2015 года (л.д.8) «Принадлежность транспортного средства. Полное наименование и адрес организации, осуществляющей автоперевозку» указан ФИО1 ФИО2 указан в качестве водителя, которым акт подписан и получена его копия.
Кроме того, истцом к материалам приложена копия свидетельства о регистрации транспортного средства на имя ФИО1 (л.д. 7), копия водительского удостоверения, заверенные Государственным транспортным инспектором 07.12.2015 года, т.е. в дату составления вышеуказанного акта. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при составлении акта ФИО2 каких-либо иных документов, в том числе, доверенности на право управления, представлено не было.
Согласно представленной по запросу суда Межрайонным отделом технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области информации (л.д.66-70), ФИО1 в период с 08.12.2012 года являлся собственником транспортного средства хххх (л.д.68). В соответствии с договором купли-продажи транспортного средства от 26.04.2016 года (л.д.70) ФИО1 распорядился вышеуказанным автомобилем в пользу ФИО2 Согласно договору ФИО1 передает, а ФИО2 принимает и оплачивает транспортное средство. Денежные средства получены ФИО1 в день заключения договора, что подтверждается его подписью. В соответствии с заявлением ФИО2 от 03.05.2016 года произведена постановка транспортного средства на учет на имя последнего (л.д.67).
По ходатайству ответчика ФИО2 был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ как ФИО1 (л.д.112), так и ФИО2 (л.д.113), была разъяснена необходимость представления доказательств, подтверждающих переход права собственности на автомобиль хххх к ФИО2 по состоянию на 07.12.2015 года (доверенность, договор и т.д.), поскольку в материалах дела имеется договор купли-продажи от 26.04.2016 года.
Однако, в нарушение указанных положений, ответчиком не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих, что по состоянию на 07.12.2015 года ФИО2 являлся владельцем транспортного средства и управлял автомобилем на основании выданной собственником доверенности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на 07.12.2015 года ФИО1 являлся владельцем транспортного средства, обязан был оформить специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
На основании изложенного, доводы ответчика о том, что он не являлся на 07.12.2015 года владельцем транспортного средства и является ненадлежащим ответчиком, признаются судом несостоятельными.
Участок дороги, по которому проходил маршрут транспортного средства ответчика, закреплен на праве оперативного управления за истцом, что подтверждается распоряжениями администрации Новосибирской области №-р от 04 августа 2003 года, №-р от 05 октября 2005 года и выпиской из реестрафедеральногоимущества (л.д. 48-49, 50-51, 42-46).
Ответчику ФИО1 истцом направлялась претензия о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза (л.д.10), однако до настоящего времени вред не возмещен.
Из приведенных выше положений Федерального закона № 257-ФЗ и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года №, следует, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов выдается также владельцам транспортных средств. Ответственность за неполучение специальных разрешений вышеуказанными нормативными актами также возлагается на владельцев.
Поскольку судом установлено, что на момент перевозки тяжеловесного груза законным владельцем грузового автомобиля являлся ФИО1, им должно быть произведено возмещение вреда.
Размер ущерба, подтверждается расчетом, произведенным уполномоченной организацией в установленном законом порядке (л.д.9). Данный расчет ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом с ФИО1 надлежит взыскать в доход федерального бюджета ФКУ «Сибуправтодор» вред за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 86282 рубля 42 копейки.
Поскольку истцом при подаче иска государственная пошлина не была уплачена, она в соответствии со ст.103 ГПК РФподлежит взысканию с ответчика в бюджет города Омска, в размере 2325 рублей 65 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета ФКУ «Сибуправтодор» вред за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 86282 (восемьдесят шесть тысяч двести восемьдесят два) рубля 42 копейки.
Взыскать с ФИО1 в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 2325 (две тысячи триста двадцать пять) рублей 65 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Кондратенко
хххх
хххх