Дело № 2-4752/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2015 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Болдыревой Ю.А., с участием процессуального истца - старшего помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Забайкальского края Доржиева Б.Д., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.01.2015, представителя третьего лица Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края – ВрИО руководителя – ФИО2, действующего на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора Забайкальского края в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО3 о признании действия по использованию лесного участка на землях лесного фонда в отсутствие договора аренды лесных участков незаконным и запрете использования данного лесного участка,
у с т а н о в и л :
Читинский межрайонный природоохранный прокурор Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения лесного законодательства субъектами лесопользования, осуществляющими деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в ходе которой установлено, что ответчик на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 75 № от ДД.ММ.ГГГГ передана в пользование территория (в том числе лесной фонд), акватория для осуществления пользования животным миром для целей охоты площадью 18600 га на территории Читинского района. Однако ответчик осуществляя охотхозяйственную деятельность, незаконно пользуется участками лесного фонда, так как данное общество не оплачивает соответствующие платежи за пользование лесными участками и охотничьими угодьями и не выполняет обязанность по заключению охотхозяйственного соглашения и договора аренды лесных участков для целей охотпользования, что подтверждается информацией, предоставленной Гослесслужбой Забайкальского края и Госохотслужбой Забайкальского края. На основании изложенного, прокурор просил суд признать действия ответчика по использованию лесных участков на землях лесного фонда Читинского района в отсутствие договора аренды лесных участков и охотхозяйственного соглашения – незаконными и запретить ответчику осуществлять деятельность по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на представленной в пользование территории в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира; выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок; созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до заключения охотхозяйственного соглашения с Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края и договоров аренды лесных участков с Государственной лесной службой Забайкальского края.
В ходе рассмотрения дела, требования были уточнены, в итоге просят признать действия индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) по использованию лесных участков на землях лесного фонда в границах территории согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от 26.10.2010№-р в отсутствие договоров аренды лесных участков – незаконным. Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) деятельность по использованию указанных лесных участков путем запрета всех видов охот на представленной в пользование территории в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира; выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок; созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере - до заключения договоров аренды лесных участков.
Третьи лица Гослесслужба Забайкальского края, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, сведений об уважительности неявки не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем рассмотрение дела в отношении указанных лиц возможно по правилам ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в суд направил своего представителя.
В судебном заседании представитель процессуального истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании полагала требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывает, что деятельность ее доверителя по использованию объектов животного мира является законной и при наличии долгосрочной лицензии и договора о предоставлении территорий для пользования животным миром, ответчик не обязан заключать договоры аренды лесных участков.
Представитель третьего лица Госохотслужбы Забайкальского края в судебном заседании полагал требования прокурора не подлежащими удовлетворению, указав на отсутствие финансирования для проведения работ по соответствующему оформлению земельных участков в части постановки их на кадастровый учет для последующего их предоставления в аренду.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии 75 № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Данной лицензией ответчику разрешена охота на объекты животного мира в границах, согласно приложению к распоряжению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р на территории Читинского района, площадью 18600 га.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края заключен договор о предоставлении территории общей площадью 18 600 га в Читинском районе для осуществления пользования животным миром (охоты) сроком на 25 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 года №209-ФЗ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Согласно статье 1 вышеназванного Федерального закона добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные – используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями – и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.
До вступления 01.04.2010 года в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом «О животном мире», который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром – это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Статьей 37 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010 года), регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона «О животном мире»).
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до 01.04.2010 года) заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 года № 52-ФЗ охота является одним из видов пользования животным миром.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов использования лесов.
В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
При этом, положение о необходимости оформления договоров аренды при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства, содержалось также в редакции Лесного кодекса (п.5 ст.36), действовавшей до 01.04.2010 года.
В соответствии частью 1 статьи 6 Закона Забайкальского края «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» от 16.10.2008 года № 59-ЗЗК (в ред. Закона Забайкальского края от 27.12.2010 года № 461-ЗЗК) лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляются юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории, на что ссылалась в ходе рассмотрения дела представитель ответчика - не влечет права пользования лесным фондом.
В силу п. 1.6 договора № о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром (охоты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиком и Госохотслужбой Забайкальского края, право пользования объектами животного мира отделено от права пользования землей и другими природными ресурсами (в соответствии с федеральным законом от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире»). Пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется на основании лесного, водного и земельного законодательства (л.д._____).
Из сообщения Гослесслужбы Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что договор аренды лесного участка на землях лесного фонда для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с ИП ФИО3 не заключался (л.д.______).
Тот факт, что до настоящего времени договор аренды участков лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охот, ответчиком не заключен, представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Напротив, данное обстоятельство подтверждается ответом на обращение ответчика от ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ, в котором указывается на то, что земельный участок, в отношении которого ИП ФИО3 просит оформить арендные отношения, площадью 18,6 га, выделенный для ведения охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, расположен на территории Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ, в связи с чем по данному вопросу ему следует обратиться в уполномоченный орган государственной власти Забайкальского края с соответствующим согласованием с Минобороны РФ.(л.д._______).
Доводы представителя Гослесслужбы Забайкальского края об отсутствии возможности по заключению договоров аренды в связи с отсутствием финансирования на проведение кадастровых работ, в данном случае не могут повлиять на правомерность требований прокурора, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, которым они выданы от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующими требованиями законодательства, а использование лесных участков без заключения договора аренды является незаконным.
Таким образом, действия ответчика по использованию лесных участков на землях лесного фонда в отсутствие договора аренды лесных участков являются незаконными, в связи с чем, его деятельность по использованию указанных лесных участков подлежит запрету до заключения договора аренды лесных участков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора Забайкальского края в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО3 о признании действия по использованию лесного участка на землях лесного фонда в отсутствие договора аренды лесных участков незаконным и запрете использования данного лесного участка –удовлетворить.
Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) по использованию лесных участков на землях лесного фонда в границах территории согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р в отсутствие договоров аренды лесных участков.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №):
- деятельность по использованию указанных лесных участков на землях лесного фонда в границах территории согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р осуществлять все виды охот на представленной в пользование территории в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии 75 № от ДД.ММ.ГГГГ; выдавать разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевок; создавать охотничьи инфраструктуры и оказывать услуги в данной сфере - до заключения договоров аренды лесных участков.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированного текста, путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированный текст изготовлен 01.09.2015.
Судья И.Н. Филиппова