ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4752/2022 от 07.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-4752/2022

УИД 28RS0004-01-2022-004969-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2022 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щедриной О.С.,

при секретаре Назаровой М.Г.,

с участием истца ВЛ, представителя ответчика АО «ДРСК» – ЕБ, представителя третьего лица ПАО «ДЭК» - ЕВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВЛ к АО «ДРСК» о признании акта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ВЛ обратился в суд с настоящим иском, указав, что 26.03.2022 в квартире *** ответчиком проведена проверка прибора учета электроэнергии, выявлены нарушения использования электроэнергии, о чем составлены акт проверки прибора учета электрической энергии № ЦТ-ф-809 и акт № ЦТ буф 61 от 26.03.2022 о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителем коммунальной услуги по электроснабжению. Между тем все электроприборы, включая электрокотел, запитаны через трехфазный опломбированный счетчик. В марте 2022 года истцом напрямую был подключен один тен в обход счетчика на выходные, т.к. он собирался уезжать. При этом каждые 3 мес у ВЛ проходит проверка прибора учета электроэнергии, снимаются его показания, ранее нарушений не выявлялось, задолженности не имелось. Отопление в доме преимущественно печное. Акт проверки прибора учета электроэнергии и акт о нарушении подключения электрооборудования (электрического котла) от 26.03.2022 истец подписал, не читая, ввиду плохого зрения. При этом мощность электрокотла при проверке не замерялась вопреки предложению ВЛ, данные акты составлялись в спешке. На их основании был составлен расчет объема потребления электроэнергии по нормативу потребления всех электроприборов, несмотря на то, что они, за исключением электрокотла, запитаны без нарушения через счетчики. Кроме того, расчет был составлен без учета мощности электрокотла и проживания в помещении двух человек. Просит признать незаконным акт ЦТ буф 61 от 26.03.2022.

В письменных возражениях на иск ответчик требований не признал, сославшись на то, что в ходе проверки прибора учета в квартире ВЛ выявлено безучетное потребление электроэнергии путем подключения дополнительного провода в обход расчетного прибора учета в помещении. По результатам проверки составлен акт проверки прибора учета ЦТ-ф-0809 от 26.03.2022, который был подписан истцом без возражений. На основании этого документа ПАО «ДЭК» был выставлен счет об оплате неучтенной электроэнергии. Расчет произведен за период с предыдущей проверки прибора учета до выявления несанкционированного потребления в определенном законом порядке – по нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента 10. При этом определение мощности отопительного оборудования истца не представляется возможным.

В письменных возражениях третье лицо ПАО «ДЭК» с иском не согласилось, полагая, что оспариваемый акт и произведенный на его основании расчет объема потребленной электроэнергии при несанкционированном вмешательстве соответствуют требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Не оспаривает, что было несанкционированное подключение, указывает, что необходимо было произвести замер мощности потребления эклектической энергии котлом, который он установил, и исходя из этой мощности производить расчет задолженности. Не оспаривает, что им были самостоятельно установлены тены на котле, техническая документация на оборудование отсутствует.

Представитель ответчика АО «ДРСК» полагала иск не подлежащим удовлетворению, поддержала письменный отзыв на иск, указав, что проверка состояния прибора учета электроэнергии была осуществлена в присутствии истца, в ходе которой выявлено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутридомовым электрическим сетям в обход расчетного прибора учета в помещении, что является безучетным потреблением электрической энергии. По результатам проверки был составлен соответствующий акт. Подключенное оборудование - котел изготовлен кустарным способом, технической документации на него нет. Подтвердить мощность подключенного оборудования к электроэнергии в отсутствие технической документации, истец не может. Кроме того, истец мог ежедневно подключать котел с разным количеством тен, что влияет на объем потребления эклектической энергии в обход прибора учета электрической энергии. Перерасчет размера платы за потребленный коммунальный ресурс произведен в соответствии с п. 62 Правил № 354, период расчета определен с 26.12.2021 по 26.03.2022, не более чем за 3 месяца. Иным способом определить объем неучтенного потребления, на который указывает истец, невозможно, поскольку отопительное оборудование, подключенное в обход расчетного прибора учета является самодельным, правовых оснований замерять его мощность не имеется. Просит в иске отказать.

Представителя третьего лица ПАО «ДЭК» поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, просила в иске отказать, указав, что выставление истцу суммы задолженности является следствием установленного и зафиксированного сотрудниками территориальной организации АО «ДРСК» факта несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета электроэнергии. При составлении акта требования, указанные в Постановлении Правительства РФ были соблюдены. Расчет (доначисление) произведен верно, при расчете применены нормативы потребления электроснабжения в жилых помещениях. Считают, что ПАО «ДЭК» является ненадлежащим ответчиком, поскольку сотрудниками АО «ДРСК» проводилась проверка прибора учета, выявление несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии и составление оспариваемого акта.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно акту проверки прибора учета электрической энергии № ЦТ-ф-809, проведенной в квартире *** АО «ДРСК» 26.03.2022, и акту № ЦТ буф 61 от 26.03.2022 о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителем коммунальной услуги по электроснабжению по указанному адресу выявлено несанкционированное подключение ВЛ оборудования к внутренним электрическим сетям путем подключения дополнительного провода к вводному проводу в обход расчетного прибора учета.

Исходя из акта № ЦТ буф 61 от 26.03.2022, дата предыдущей проверки прибора учета – более 3 мес. назад.

Также он содержит отметку о согласии истца с выявленными нарушениями.

По акту № ЦТ буф 61 от 26.03.2022 за период с 26.12.2012 по 26.03.2022 составлен расчет объема потребления электрической энергии с учетом категории жилого помещения № 8, количества комнат (3) и проживающих в нем человек (2), а также норматива потребления электроснабжения (Приложение №3 к постановлению Правительства Амурской области от 30.08.2012 № 466) с применением повышающего коэффициента 10 (1 279*2=24746*10*3).

На основании данного расчета в апреле 2022 ПАО «ДЭК» истцу был выставлен счет на оплату электроэнергии в данном помещении в сумме 229 931, 18 руб.

Согласно чеку-ордеру от 05.05.2022 ВЛ произведена оплата электроэнергии ПАО «ДЭК» в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании статьи 13 Федерального закона № 261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу пункта 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом данного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии и последствия безучетного потребления электроэнергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442.

Пунктом 177 Основных положений №442 предусмотрено, что по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В соответствии с пунктом 178 Основных положений №442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля); объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

Как следует из содержания оспариваемого акта, он соответствует приведенным требованиям действующего законодательства, имеет все необходимые реквизиты.

При его составлении истец присутствовал, с выявленным нарушением был согласен, о чем есть соответствующая отметка, его подпись.

Начисления ПАО «ДЭК», произведенные на основании данных актов, оплачены истцом в полном объеме.

Кроме того, ВЛ в иске подтверждено, что в марте 2022 года он подключил тен к электроэнергии напрямую в обход счетчика.

При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм оспариваемый акт удостоверяет выявленный факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета электроэнергии, влекущий безучетное потребление электроэнергии. Таким образом, его составлением права истца, как потребителя, не нарушены.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства того, что истец настаивал на измерении мощности электрокотла, данные акты составлялись без должного внимания со стороны ответчика, и истец подписал их не читая ввиду плохого зрения, вопреки требованиям ч. 2 ст. 56 ГПК РФ не предоставлены. Кроме того, при составлении актов ВЛ не был лишен возможности представить замечания или возражения относительно изложенной в них актах информации.

Вместе с тем суд отмечает, что способы определения мощности несанкционированно подключенного оборудования согласно замерам нагрузки не предусмотрены Правилами N 354 в части расчета объема электроэнергии потребителям - физическим лицам.

Абзац 3 пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 предусматривает, что при выявлении несанкционированного подключения доначисление размера платы должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Ссылки истца на проведение проверок прибора учета каждые 3 мес. и отсутствие задолженности по оплате электроэнергии сами по себе несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и безучетного потребления электроэнергии на момент составления оспариваемого акта не опровергают.

Доводы ВЛ о том, что ПАО «ДЭК» при начислении оплаты электроэнергии принят во внимание норматив потребления, не учтено подключение большинства электроприборов в помещении к счетчику, мощность котла, проживание в квартире *** человек, направлены на оспаривание расчета объема потребления электроэнергии, в то время как предметом настоящего судебного разбирательства является законность акта ЦТ буф 61 от 26.03.2022, устанавливающего факт несанкционированного подключения оборудования к электросетям. Тем самым доводы ВЛ в указанной части на выводы суда по существу спора не влияют.

Исходя из изложенного, основания для признания оспариваемого акта незаконным отсутствуют.

Также заслуживающими внимание суд находит доводы представителя ПАО "ДЭК", о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый акт был составлен сотрудниками филиала АО "ДРСК" - "Амурские электрические сети".

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ВЛ к АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» о признании незаконным акта ЦТбуф 61 о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителя коммунальной услуги по электроснабжению от 26.03.2022 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Щедрина О.С.

Решение в окончательной форме принято 14.09.2022 года.