ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4753/13 от 22.08.2013 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-4753/13г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2013 года

Ленинградский районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Зобовой Н.А.

при секретаре Барулиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ибрахима Р.Р. об оспаривании постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район»,

У С Т А Н О В И Л:

Ибрахим Р.Р. обратился в суд с заявлением, указав, что администрацией муниципального образования «Гусевский муниципальный район» на основании протокола заседания по проведению конкурсов и аукционов от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. с разрешенным использованием под строительство многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>. Собрал необходимые документы для получения разрешения на строительства. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Гусевский муниципальный район» выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>. Срок действия разрешения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № отменено разрешение на строительство. Полагает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, необоснованным, поскольку в постановлении отсутствуют какие-либо ссылки на нормы права, указание на обстоятельства, послужившие основанием для отмены разрешения на строительства, кем и какая именно проверка проводилась. Законом не предоставлено право органу местного самоуправления, отменять, выданное в соответствии с законом разрешение на строительство. Отмена разрешения на строительства по иным основаниям, не указанным в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не предусмотрена. В постановлении отсутствует обоснование незаконности разрешения на строительство, не указаны конкретные нормы закона, которыми руководствовалась администрация при отмене разрешения. Постановление существенно нарушает его права, так как создает препятствия в осуществлении дальнейшего строительства объекта. Просит признать незаконным постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное отделом архитектуры администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район». Обязать администрацию муниципального образования «Гусевский муниципальный район» отменить постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное отделом архитектуры администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район».

Ибрахим Р.Р. о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель Ибрахима Р.Р. по доверенности от 27 июня 2013 года Филатов А.С. заявление полностью поддержал по изложенным выше основаниям. Просил заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель Ибрахима Р.Р. по доверенности от 13 мая 2013 года Лаптев А.С. заявление полностью поддержал по изложенным выше основаниям. Просил заявление удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» по доверенности от 21 мая 2013 года Суховеева И.Г. в судебном заседании с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется Земельным кодексом РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Земельный участок площадью 837 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, сформирован с разрешенным использованием под строительство многоквартирного жилого дома, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Гусевский муниципальный район» и Ибрахим Р.Р. заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому Ибрахиму Р.Р. на основании протокола заседания по проведению конкурсов и аукционов от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

ДД.ММ.ГГГГ Ибрахиму Р.Р. выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № отменено разрешение № № на строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выданное отделом архитектуры администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район».

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В качестве основания принятия оспариваемого постановления указано материалы проверки.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к составу проектной документации. В состав проектной документации не были представлены: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства; проект организации строительства объектов капитального строительства. Срок договора аренды земельного участка истекает ДД.ММ.ГГГГ, аренда земельного участка на новый срок не продлена, договор аренды заканчивается раньше срока действия разрешения на строительство многоквартирного дома. Земельный участок не может иметь целевое назначение под строительство жилого дома, так как граничит с земельным участком второй терапии ГБУЗ КО «ФИО12», на котором вдоль границы земельного участка расположена открытая автостоянка для скорой помощи, что не позволяет осуществлять строительство жилого дома на расстоянии не менее 50 м от стоянки машин скорой помощи в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а также в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрен разрыв (расстояние) от автостоянок вместимостью 10 и менее автомашин до фасада жилых домов с окнами не менее 10 метров, что является нарушением действующего санитарного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Ибрахим Р.Р. обратился в администрацию муниципального образования «Гусевский муниципальный район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

ДД.ММ.ГГГГ Ибрахимом Р.Р. были дополнительно представлены документы.

Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.

Представители Ибрахима Р.Р. в судебном заседании настаивали, что были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство.

В нарушение требований ст. 249 ГПК РФ администрация не представила суду доказательств, подтверждающих, что Ибрахимом Р.Р. не были представлены документы, необходимые для получения разрешения на строительство, а в судебном заседании данный факт представителями Ибрахима Р.Р. оспаривался.

Ссылку администрации о непригодности земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, так как участок граничит с земельным участком второй терапии ГБУЗ КО «ФИО12», на котором вдоль границы земельного участка расположена открытая автостоянка для скорой помощи, как на основания принятия оспариваемого постановления, суд считает несостоятельной, поскольку о данных обстоятельствах администрации было известно при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием под строительство многоквартирного жилого дома, однако, несмотря на это администрация сформировала земельный участок и приняла решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка.

Что касается основания об окончании договора аренды земельного участка раньше срока действия разрешения на строительство, то на момент принятия оспариваемого постановления срок действия договора аренды земельного участка не истек.

Объяснительная главного архитектора ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ и коллективное обращение жителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не имеют отношение к оспариваемому постановлению, поскольку датированы после ДД.ММ.ГГГГ и не являлись основанием для принятия оспариваемого постановления.

Кроме того, в соответствии с Регламентом администрации муниципального

образования «Гусевский муниципальный район», утвержденным постановлением главы муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, проведение данной проверки не входит в компетенцию правового управления. Право внесения проектов постановлений предоставляется должностным лицам администрации, структурным подразделениям администрации, подведомственным организациям. При этом подразделением администрации, организующим подготовку и первоочередное согласование проекта, является управление, отдел, близкие по своим функциональным обязанностям к существу рассматриваемого в проекте вопроса.

Основания прекращения действия разрешения на строительство предусмотрены ст. 51 ч. 21.1 Градостроительного кодекса РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Администрация не представила доказательства, свидетельствующие о наличии предусмотренных законом обстоятельств для отмены выданного Ибрахиму Р.Р. разрешения на строительство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома принято в соответствии с законом в пределах полномочий, права и охраняемые законом интересы третьих лиц не были нарушены, в связи, с чем отсутствовали основания для его отмены, соответственно, постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное отделом архитектуры администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» подлежит признанию недействительным.

Что касается требований Ибрахима Р.Р. обязать администрацию муниципального образования «Гусевский муниципальный район» отменить постановление, то признание недействительным оспариваемого постановления не требует принятия администрацией решения об его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ибрахима Р.Р. удовлетворить.

Признать недействительным постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданное отделом архитектуры администрации муниципального образования «Гусевский муниципальный район».

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение изготовлено 26 августа 2013 года.

Судья: