ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4754/2022 от 11.08.2022 Видновского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0002-01-2022-004066-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2022 года г. Видное

Московская область

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Железного А.К., при секретаре Михайловой Т.А., с участием ответчика Евсеева ЛА, представителя ответчика ГМВ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4754/2022 по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к Евсеева ЛА об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд

У С Т А Н О В И Л:

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в суд с иском к Евсеева ЛА об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд.

Истец просит суд изъять у ответчика для государственных нужд Московской области земельный участок с кадастровым номером , площадь 446 кв.м., категорий земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, адрес: и расположенное на нем здание с кадастровым номером , площадь 163,2 кв.м., этажей 2, наименование: жилой дом, назначение: жилое, адрес с установление размера возмещения с учетом величины убытков 8829621 рубль, в том числе рыночная стоимость земельного участка 2830588 рублей, рыночная стоимость жилого дома 5964177 рублей, величина убытков, причиненных изъятием 34856 рублей.

В обоснование требований указывает, что решением Градостроительного совета Московской области от 08.06.2021 № 20 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжения от 28.06.2021 № 329-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области», согласно которому подлежат изъятию: 1) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь: 446 кв. м, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации ; 2) здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь: 163,2 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: , принадлежащее Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно Отчету от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ МО «Московское областное БТИ» об оценке рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 446 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества, адрес (местоположение): , подлежащего изъятию для государственных нужд Московской области, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды», размер возмещения с учетом величины убытков составляет: рубль, в том числе: Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 2830588 рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - здания, составляет: 5964177 рублей. Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объектов недвижимого имущества, составляет: 34856 рублей.

Истец не обеспечил явку своего представителя в суд, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании ответчик и ее представитель просили при рассмотрении дела не принимать во внимание представленный истцом отчет об оценке, поскольку определенная в нем рыночная стоимость с существенно занижена по отношению к реальной стоимости. Также просили суд при разрешении вопроса об изъятии предусмотреть право истицы на компенсацию стоимости доли в общем имуществе СНТ, которое также планируется к изъятию позднее.

Суд, выслушав ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).

В силу статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года №43-ФЗ резервирование земель, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, образование и предоставление земельных участков, установление сервитутов и другие отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6-11, 13, и 14 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (пункт 10).

В силу пункта 2 части 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 10 данного Федерального закона изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества (часть 1).

На основании п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.

Судом установлено, что решением Градостроительного совета Московской области от 08.06.2021 № 20 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжения от 28.06.2021 № 329-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области», согласно которому подлежат изъятию: 1) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь: 446 кв. м, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: , принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации ; 2) здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь: 163,2 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: , принадлежащее Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области с приложением заключения об отчете.

Согласно Отчету от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ МО «Московское областное БТИ» об оценке рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 446 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества, адрес (местоположение): , подлежащего изъятию для государственных нужд Московской области, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды», размер возмещения с учетом величины убытков составляет: рубль, в том числе: Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 2830588 рублей. Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - здания, составляет: 5964177 рублей.

Определением суда назначена оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Вердикт-оценка».

Согласно заключению эксперта ООО «Вердикт-оценка» МЕА от ДД.ММ.ГГГГг. в квартире экспертом было установлено, что по состоянию на дату составления заключения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадь 446 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, адрес: , составляет округленно 5996024 рублей.

По состоянию на дату составления заключения рыночная стоимость здания с кадастровым номером , площадь 163,2 кв.м., этажей 2, наименование: жилой дом, назначение: жилое, адрес: , Ленинский г.о., , территория СНТ «Победа», 14, составляет 10703569 рублей.

По состоянию на дату составления заключения убытки Евсеева ЛА за долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общего пользования, убытки, связанные со вкладом в общее имущество СНТ «Победа» определить не представляется возможным, кроме того? по мнению Эксперта, дополнительный их учет не целесообразен по причине их косвенного учета в стоимости земельного участка, определенной в вопросе .

По состоянию на дату составления заключения иные убытки Евсеева ЛА, связанные с изъятием объектов недвижимости составляют 589514 рублей.

По состоянию на дату составления заключения упущенная выгода Евсеева ЛА, связанная с изъятием объектов недвижимости отсутствует.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленное истцом в обоснование заявленных требований заключение и заключение судебной экспертизы, суд в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего объем недостатков спорной квартиры и стоимость работ по их устранению, принимает заключение судебной экспертизы.

Заключение эксперта выполнено на основании определения суда о назначении экспертизы экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющим соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключение эксперта дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта последовательны, непротиворечивы.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения стоимости устранения недостатков строительных работ в переданной квартире в размере, определенном экспертом.

При этом выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

При таких обстоятельствах суд находит подлежащими исковые требования об изъятии для государственных нужд из собственности Евсеева ЛА объектов недвижимости, с определением стоимости изымаемого имущества и убытков, определенной экспертом ООО «Вердикт-оценка».

При этом суд находит определить разумный срок для освобождения изымаемого здания и земельного участка от имущества ответчика – 45 календарных дней после возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к Евсеева ЛА об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд Московской области из собственности Евсеева ЛА, ДД.ММ.ГГГГ., уроженки :

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь: 446 кв.м., кадастровый , адрес (местонахождение) объекта:

здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь: 163,2 кв.м., количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта:

Установить стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в размере 17289107 (семнадцать миллионов двести восемьдесят девять тысяч сто семь рублей).

Определить срок предоставления Евсеева ЛА возмещения за изымаемое имущество в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Евсеева ЛА в течение 45 дней с момента возмещения ей стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, освободить 1) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь: 446 кв.м., кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: и 2) здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь: 163,2 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта:

Решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Евсеева ЛА и возникновения права собственности Московской области на: 1) земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь: 446 кв. м, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта: и 2) здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь: 163,2 кв. м. количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес (местонахождение) объекта:

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А. К. Железный