ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4755/16 от 19.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-4755/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 19 июля 2016г.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Круковской Е.Н.

представителе ответчика ФИО2

при секретаре Захаровой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социального развития <адрес> к ТСЖ «<адрес>» о возложении обязанности заключить соглашение об информационном обмене для представления реестров на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>, с Департаментом труда и социального развития,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указным иском, согласно которому в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ действует постановление <адрес>-пг «О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>», согласно которому департамент труда и социального развития <адрес> является уполномоченным органом, осуществляющим назначение, выплату, перерасчет ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>.

Получателями ЕДВ являются, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и граждане, на которых распространяется право на льготы, предусмотренные для инвалидов войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий и другие социально незащищенные категории граждан, которым федеральным и краевым законодательством предоставлено право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Согласно разделу 3 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес> расчет суммы ЕДВ производится индивидуально каждому получателю в соответствии с действующим законодательством.

При расчете суммы ЕДВ учитываются: перечень фактически предоставляемых коммунальных услуг; количество лиц, зарегистрированных совместно с получателем, и членов семьи, на которых распространяется право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; общая площадь жилого помещения; нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с действующим законодательством (далее - нормативы потребления коммунальных услуг); региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для расчета субсидий в <адрес>, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленные в соответствии с действующим законодательством (далее - региональные стандарты нормативной площади жилого помещения); действующие тарифы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленные согласно действующему законодательству (далее - тарифы); меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные действующим законодательством; минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленный <адрес>; фактический объем потребляемых и оплаченных коммунальных услуг, определенный по показаниям приборов учета, и оплата жилого помещения, в том числе последние полученные сведения, подтверждающие фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплату жилого помещения.

Предоставление ЕДВ осуществляется ежемесячно в месяце, за который необходимо произвести оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Общий размер ЕДВ состоит из совокупности сумм компенсации расходов, сложившихся из видов жилищно-коммунальных услуг, которыми получатель пользуется и в отношении которых имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству, рассчитанных в соответствии с абзацами вторым - девятым пункта 3.2 Порядка.

Для получателей, в отношении которых представлены сведения о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплате жилого помещения, расчет ЕДВ на следующий расчетный период производится с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплату жилого помещения.

Таким образом, первоначально ЕДВ получателям рассчитывается департаментом по нормативам потребления ЖКУ, а после поступления в департамент сведений о фактических объемах потребленных ЖКУ департамент ежемесячно производит перерасчет ЕДВ.

Данная норма отражается в пункте 3.6 Порядка, согласно которому размер ЕДВ, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 Порядка, ежемесячно подлежит перерасчету с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения на основании сведений, предоставляемых ежемесячно не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, организациями жилищно-коммунального хозяйства, расчетными кассовыми центрами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с департаментом.

Учитывая, что основанием для перерасчета размера ЕДВ служат сведения, подтверждающих фактический объем потребленных коммунальных услуг, а также сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг, предоставляемые ежемесячно, пунктом 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ-пг «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг «О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>» организациям жилищно-коммунального хозяйства, расчетным кассовым центрам, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам было рекомендовано:

заключать с департаментом труда и социального развития <адрес> соглашения об информационном обмене в целях предоставления сведений, подтверждающих фактический объем потребленных коммунальных услуг, а также сведений о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг;

предоставлять ежемесячно, не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, территориальным отделам департамента труда и социального развития <адрес> вышеназванные сведения.

Следовательно, у товарищества собственников жилья «<адрес>» имеется возможность предоставить вышеназванные сведения.

Вместе с тем, в процессе заключения соглашений участились случаи, когда ТСЖ первоначально соглашения заключают, а впоследствии их расторгают. Мотивациями отказа или расторжения выступают отсутствие необходимой оргтехники, людских ресурсов, нехваткой времени и т.д.

Так, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке расторг заключенное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и сведения о фактически потребленных коммунальных услугах в отношении льготных категорий граждан, имеющих право на ЕДВ, не предоставляет.

Департамент, действуя в интересах льготных категорий граждан преклонного возраста, считает подобный отказ и расторжение соглашения от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и нарушающим права льготных категорий граждан на предоставление ЕДВ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.11 Порядка выплата ЕДВ приостанавливается при отсутствии в течение трех месяцев подряд сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных получателем ежемесячной денежной выплаты коммунальных услуг, определенные по показаниям приборов учета, и оплату жилого помещения. Таким образом, если ТСЖ не предоставило указанные сведения в территориальный отдел, то для того, чтобы выплата ЕДВ не приостанавливалась и далее не прекращалась (подпункт 4 пункта 2.12 Порядка) гражданин должен самостоятельно предоставить документы, содержащие указанные сведения (квитанции), в территориальный отдел.

ТСЖ «Толстого, 30» в настоящее время обслуживает 134 льготника.

Кроме того, отказ ответчика приводит к неисполнению полномочий департамента и препятствует реализации прав граждан на получение ими ЕДВ, поскольку согласно пунктам 2.1.5.3, 2.2.1 Положения о департаменте, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па, в области социальной защиты населения департамент предоставляет меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляет в области предоставления мер социальной поддержки и помощи назначение, расчет, перерасчет и предоставление ежемесячных денежных выплат федеральным и краевым льготным категориям граждан.

На основании изложенного, считаем, что вышеназванные нормы Порядка возлагают обязанность на ответчика заключить соглашение об информационном обмене с департаментом и предоставлять ежемесячно не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, сведения, подтверждающие фактический объем потребленных коммунальных услуг, а также сведений о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг.

Просил обязать товарищество собственников жилья «<адрес> заключить соглашение об информационном обмене для предоставления реестров на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>, с Департаментом труда и социального развития <адрес> и обязать товарищество собственников жилья «<адрес>» предоставлять Департаменту труда и социального развития <адрес> сведения, подтверждающие фактический объем потребленных коммунальных услуг, а также сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате коммунальных услуг в виде электронных реестров на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении льготных категорий граждан, проживающих в многоквартирных домах и находящихся под управлением товарищества собственников жилья «<адрес>

Истец в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель ответчика с иском не согласился, представил письменные возражения, согласно которым считают требования Департамента труда и социального развития <адрес> к ТСЖ «<адрес>» об обязании заключить соглашение об информационном обмене для предоставления реестров об информационном обмене для предоставления реестров на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес> не подлежащими удовлетворению в силу отсутствия правового обоснования такого требования.

Постановление <адрес>-пг от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными постановлением -пг от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указания на наличие обязанности у ТСЖ заключать такое соглашение. В постановлении <адрес> содержится только рекомендация ТСЖ заключать соглашения об информационном обмене, при том, что в постановлении не определено содержание соглашения,

Более того, возложение такой обязанности на ТСЖ влечет дополнительные расходы для членов ТСЖ, в том числе и льготной категории граждан.

Требование Департамента к ТСЖ «<адрес> является неправомерным еще и потому, что постановлением Губернатора <адрес> четко определен порядок, каким образом оформляются субсидии, кто и какие документы должен предоставить для их получения. Указанная обязанность возлагается на граждан, претендующих на субсидию. В постановлении <адрес> содержится только рекомендация ТСЖ заключать соглашения об информационном обмене, а не обязывает его это сделать, при том, что в постановлении не определено содержание соглашения,

ТСЖ «<адрес> никогда не отказывало Департаменту в предоставлении информации по льготным категориям граждан и всегда её представляло. Однако, требовать от ТСЖ «<адрес> информацию, которой она не располагает, со стороны Департамента, считаю неправомерным. ТСЖ «<адрес>» по коммунальным услугам может предоставить информацию только по электроэнергии, поскольку по остальным услугам жильцы дома в соответствии с заключенными ими напрямую договорами с ресурсоснабжающими организациями, расплачиваются самостоятельно и данную информацию ТСЖ «<адрес>» не представляют. Размеры платы по содержанию жилого помещения, текущему и капитальному ремонту Департаменту были представлены по его запросу, причем эти размеры не изменялись длительное время. Паспортный стол не находится в ведении ТСЖ «<адрес> и данные о жильцах ТСЖ не представляет.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, пришел к выводу, требования истца не подлежат удовлетворению.

Постановления <адрес>-пг «О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>» утвержден Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, которым определены категории лиц, имеющих право на указанную социальную выплату. Департамент труда и социального развития <адрес> обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг заявителям, проживающим на территории <адрес>. Назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящим Порядком производится территориальными отделами департамента.

.Как следует из п.2.3 указанного Порядка, действующего с 07.06.2016г. в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 37-пг, назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется на основании заявления заявителя или его уполномоченного лица. На указанных лицах лежит обязанность представить, которые также должны представить основание предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанное в пункте 1.1 настоящего Порядка; сведения о составе семьи, родственных отношениях с заявителем; об условиях проживания (характеристика занимаемого жилого помещения, включая его общую площадь, наличие видов коммунальных услуг), о способе доставки ежемесячной денежной выплаты.

Заявитель самостоятельно должен представить копии документов, предоставляемых с предъявлением оригиналов, если копия нотариально не заверена, а именно: справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (для заявителей, указанных в подпунктах "р" - "у" пункта 1.1 настоящего Порядка); свидетельства единого образца, подтверждающего статус реабилитированного лица или лица, признанного пострадавшим от политических репрессий, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, или справки о реабилитации, признании пострадавшим от политических репрессий (для заявителей, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 1.1 настоящего Порядка); удостоверений, подтверждающих право заявителя на получение мер социальной поддержки (для заявителей, указанных в подпунктах "з", "п" пункта 1.1 настоящего Порядка); (в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 37-пг) удостоверений, подтверждающих право заявителя на получение мер социальной поддержки (для заявителей, указанных в подпунктах "а", "б", "е", "ж", "и" - "о" пункта 1.1 настоящего Порядка), при условии, если удостоверения были выданы до ДД.ММ.ГГГГ органами, осуществляющими полномочия в сфере социальной защиты населения на территории <адрес>, или органами, осуществляющими полномочия в сфере социальной защиты населения на территории других субъектов Российской Федерации; согласия на обработку персональных данных лиц, совместно проживающих с заявителем.

Уполномоченные представители при обращении от имени заявителей дополнительно представляют документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия действовать от имени заявителя.

Согласно п..2.6 Порядка, обязанность по проведению проверки подлинности представленных заявителем (его уполномоченным представителем) заявления и прилагаемых к нему документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, возложена на Территориальный отдел.

Указанное постановление не содержит норм, которые, не исключая обязанности по предоставлении информации по запросам уполномоченного органа, свидетельствуют об обязанности товарищества собственников жилья заключать соглашение о предоставлении такой информации на постоянной основе в объемах и по форме, установленных Департаментом труда и социального развития <адрес>.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия определяются по усмотрению сторон. Стороны не лишены возможности заключить соглашение о предоставлении обязательной для исполнения Департаментом труда и социального развития <адрес> своих обязанностей информации на условиях, обеспечивающих соблюдение интересов обеих сторон. При этом, отказ ТСЖ «<адрес>» в заключении договора не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов ответчика и иных лиц, поскольку не препятствует реализации прав граждан и исполнению обязанностей Департаментом труда и социального развития <адрес> при осуществлении своих полномочий, предусмотренных Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 37-пг.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать Департаменту труда и социального развития <адрес> в удовлетворении исковых требований к ТСЖ «<адрес>» о возложении обязанности заключить соглашение об информационном обмене для представления реестров на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>, с Департаментом труда и социального развития.

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Е.Н. Круковская