Дело № 2-528/2021 (2-4755/2020)
25RS0029-01-2020-009952-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сапаровой Н.А.,
при секретаре Файзуллиной Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора МУП «XXXX»,
УСТАНОВИЛ:
истец Уссурийский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности. В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проверки исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Уссурийского городского округа выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 №837- КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае выразившееся в следующем. Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 30.04.2014 №1585-НПА разработана и утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014-2020 годы, в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами). В настоящее время на территории городского округа в реестр семей, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» включено 2266 семей. Земельные участки на территории Уссурийского городского округа предоставлены 1906 семьям, имеющим трех и более детей. Вместе с тем, по земельным участкам, которые не обеспечены на сегодняшний день подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения выполнено проектирование, получено положительное заключение КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий Приморского края» по 6 микрорайонам (в отношении 331 участка): магистральные сети водоснабжения и водоотведения в границах улиц Хабаровская (106 участков), Казачья (20 участков), ФИО1 (58 земельных участков), Общественная (96 участков), ФИО2 (21 участок), ФИО3 (30 участков). Администрацией Уссурийского городского округа до настоящего времени не приняты меры по организации инженерной инфраструктуры указанных земельных участков. По указанному факту Уссурийской городской прокуратурой в адрес администрации Уссурийского городского округа 04.09.2020 вносилось представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, однако нарушения закона до настоящего времени не устранены. Факты неисполнения администрацией города обязательств по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой, повлекли нарушение прав граждан из числа многодетных семей, которым ранее предоставлены земельные участки в указанных районах, в том числе, по возможности использования данных участков по целевому назначению, обеспечению возможности транспортной доступности к предоставленным земельным участкам скорой помощи, пожарных расчетов, социальным и иным службам, нарушает интересы государственной семейной политики в Российской Федерации основными задачами, которой является обеспечение многодетным семьям земельных участков и как следствие возможность их использования, а также нарушает права неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Уссурийского городского округа обеспечить земельные участки магистральными сетями водоснабжения и водоотведения в границах улиц Хабаровская (106 участков), Казачья (20 участков), ФИО1 (58 земельных участков), Общественная (96 участков), ФИО2 (21 участок), ФИО3 (30 участков) в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и заключением КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий Приморского края», в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела по существу прокурором неоднократно уточнялись исковые требования, согласно последним уточнениям прокурор просил обязать администрацию Уссурийского городского округа организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем коммунального водоснабжения и водоотведения к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами: XXXX;
к земельным участкам в границах XXXX с кадастровыми номерами:
25XXXX, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседании помощник Уссурийского городского прокурора Тимошенко И.М. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Уссурийского городского округа по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения до границ конкретного земельного участка, а также организация работ по монтажу водопроводных и канализационных сетей от центрального водопровода до границы конкретного земельного участка. Администрацией Уссурийского городского округа в рамках исполнения полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения земельных участков, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, сетями электроснабжения. водоснабжения, водоотведения (в том числе комплексное проектирование и строительство) постановлением администрации Уссурийского городского округа от 30.04.2014 № 1585-НПА утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014 - 2022 годы», в которой МКУ «Служба единого заказчика-застройщика» как участник программы готовит технические задания для проведения аукционов на выполнение работ по проектированию и строительству объектов включенных в перечень мероприятий приложения XXXX, приложения XXXX; заключает контракты на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения работ по проектированию и строительству объектов, включенных в перечень мероприятий приложения XXXX, а также мероприятий, предусмотренных подпунктами 1.2.3. 3.2.1. 3.2.2. 4.2.1. 4.2.2. 6.2.3, 7.2.3. 8.1. 8.2, 17 приложения XXXX; проверяет проектную и сметную документацию на соответствие объемов и видов работ, указанных в проекте, в пределах своей компетенции и др., а муниципальные унитарные предприятия обеспечивают организацию работ по проектированию и строительству, в соответствии с заключенным соглашением и графиком производства работ; осуществляют эксплуатационные расходы, необходимые для содержания построенных сетей после ввода их в эксплуатацию, без использования на эти цели средств местного бюджета; за счет собственных средств осуществляет регистрацию объектов в Росреестре и др. С момента действия программы на реализацию мероприятий направлено – 340,9 млн. рублей, в том числе: средства местного бюджета - 180,10 млн. рублей; средства краевого бюджета - 157,30 млн. рублей; внебюджетные средства - 3,50 млн. рублей. За период 2014-2020 годы, в целях обеспечения участков инженерными сетями, выполнены следующие мероприятия: проектирование (получено положительное заключение государственной экспертизы) и строительство внутриквартальных дорог в микрорайонах в границах улиц: XXXX; строительство магистральных детей электроснабжения к микрорайону по XXXX мероприятия позволили обеспечить земельные участки следующей инженерной инфраструктурой; по XXXX (106 земельных участков) внутриквартальными дорогами и сетями электроснабжения; по XXXX (58 земельных участков) внутриквартальными дорогами; по XXXX (20 земельных участков) внутриквартальными дорогами и сетями электроснабжения. По земельным участкам, которые не обеспечены на сегодняшний день подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения: выполнено проектирование, получено положительное заключение государственной экспертизы магистральных сетей водоснабжения и водоотведения к микрорайонам в границах улиц: XXXX; выполнено проектирование, получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство дорог в границах улиц: XXXX; выполнено проектирование, получено положительное заключение государственной экспертизы магистральных сетей электроснабжения к микрорайонам в границах улиц: Хабаровская и Общественная; по объекту «Комплексное проектирование подъездных автомобильных дорог, сетей электроснабжения для микрорайона улиц: XXXX получено положительное заключение государственной экспертизы. В ДД.ММ.ГГ году в рамках реализации программы выполнены мероприятия: по строительству внутриквартальных сетей электроснабжения в микрорайоне в границах XXXX, в микрорайоне в границах XXXX и завершены работы по проектированию канализационного коллектора XXXX г. Уссурийска (получено положительное заключение государственной экспертизы), на общую сумму 8,6 млн. рублей, в том числе, рефинансирование из средств краевого бюджета - 2.5 млн. рублей. В рамках муниципальной программы в 2021 году планировано выполнение мероприятий по обустройству подъездов к двум земельным участкам в границах улиц: XXXX (21 земельный участок). Без изменения условий финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов выполнить мероприятия не представляется возможным. В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, в абзаце 3 пункта 1 и пункте 3 статьи 86, а также статьях 129 и 135 БК РФ. Администрацией Уссурийского городского округа направлены заявки на софинансирование из краевого бюджета согласно порядку предоставления субсидий из бюджета Приморского края в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края. Также направлено предложение в адрес администрации Приморского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей, дорогами и инженерной инфраструктурой, в части исключения норматива в расчете на один земельный участок (180000 руб.), в том числе и на проектирование и строительство магистральных сетей (до границ земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в настоящее время мероприятия по проектированию и строительству магистральных сетей не подлежат софинансированию), а также рассмотреть альтернативное решение по выдаче сертификатов взамен земельных участков, которое может быть направлено многодетными семьями на приобретение квартиры (дома), обмен жилья на большую площадь, иного земельного участка для индивидуального жилого строительства. строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, на погашение долга при уплате процентов по жилищным кредитам, на оплату цены договора участия в долевом строительстве. В настоящее время в администрации Уссурийского городского округа совместно с профильными министерствами Приморского края, прорабатываются варианты реализации мероприятий по строительству дорог на участках, предоставленных для многодетных семей. Таким образом, администрация Уссурийского городского округа принимает меры по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения и д.р. в соответствии с действующим законодательством доказательств обратного в нарушения положений ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлено. Более того, проектная документация, на которую ссылается прокурор и в соответствии с которой необходимо выполнить работы разработана в 2015 году МУП «XXXX». На сегодняшний день требуется актуализация инженерных изысканий в связи с изменением рельефа, что приведет к корректировке проектной документации и необходимости проведения новой государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, что в свою очередь, делает неисполнимым требования прокурора о возложении на администрации Уссурийского городского округа обязанности обеспечить земельные участки магистральными сетями водоснабжения и водоотведения в границах XXXX в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и заключением КГАУ, в течение 1 года со дня вступления решения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора МУП «XXXX» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на исковое заявление в соответствии с которыми указала, что выбор организации водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органа местного самоуправления. В настоящий момент администрация УГО направила в Администрацию Приморского края предложение о внесении изменений в порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе многодетным семьям, дорогами и инженерной инфраструктурой, в части увеличения норматива в расчете на один земельный участок (180000 руб.), в том числе и на проектирование и строительство магистральных сетей до границ земельных участков. При этом «внутриплощадочное» строительство сетей водоснабжении н водоотведения до границ «закадастрированных» индивидуальных земельных участков в границах улиц: Хабаровская (106 участков), Казачья (20 участков), ФИО1 (58 земельных участков), Общественная (96 участков), ФИО2 21 участок), ФИО3 (30 участков) ни в одном основополагающем документе не предусмотрено, отсутствует в проектная документация. В настоящее время холодное водоснабжение и водоотведение «закадастрированных»| микрорайонов не организовано. Данные факты не оспорены, доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат. В настоящее время строительство магистральных и, следовательно, внутриплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения в городе Уссурийске Приморского края в границах улиц Хабаровская (106 участков), Казачья (20 участков), ФИО1 (58 земельных участков), Общественная (96 участков), ФИО2 (21 участок), ФИО3 (30 участков) за счет средств местного бюджета не представляется возможным, поскольку это требует значительных затрат бюджетных средств, расчет которых осуществляется с учетом определенных приоритетов бюджетных расходований. Возлагая обязанность по предоставлению гражданам коммунальных услуг, в частности по водоснабжению, водоотведению на муниципалитет, и понимая необходимость улучшения качества водоснабжения, водоотведения государство предоставляет органам местного самоуправления возможность действовать в рамках не только своего бюджета, но и получать денежные средства из бюджетов иных уровней, и других легальных источников дохода. Вероятно в настоящий момент муниципальный бюджет УГО не имеет возможности без участия краевого и федерального бюджетов самостоятельно решить вопросы капитального строительства (согласно Положительных заключений государственных экспертиз): «Строительство инженерных сетей к микрорайону в границах XXXX - общей протяженностью сети водоснабжения - 418,5 м и водоотведения - 542,5 м (л.д.63), «Объект капитального строительства Инженерные сети к микрорайону в границах: XXXX в г. Уссурийск (л.д. 134), «Объект капитального строительства Инженерные сети к микрорайону в границах улиц Общественная, Барабашевская, ФИО6, Саперная, Заводская, территориях войсковой части, территория садового общества «Образование 4». При формировании земельных участков, заявленных в иске не были учтены возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к централизованным сетям холодного водоснабжения, не проложена дорога, земельные участки имеют сложный рельеф (канавы, ямы, деревья, кустарники), отсутствуют подъездные пути к земельным участкам. В целях подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, земельных участков, заявленных прокурором УГО в иске указано о необходимость проложить водопровод, канализацию от существующей ЦС к микрорайону (к точкам подключения), и далее учитывая фактическую, полную застройку данной территории организовать последующее строительство (внутриквартальных) разводящих сетей водопроводов и канализации, и дальнейшего подключения сформированных индивидуальных земельных участков (ИЖД). Проектная документация на которую ссылается прокурор в иске не содержит обязательные требования по отношению к сформулированных исковым требованиям. Кроме того, указанные положительные заключения государственных экспертиз, были заказаны, в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа на 2014-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 30.04.2014 № 1585-НПА об утверждении муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа на 2014-2017 годы. Так МУП «XXXX» разрабатывал проектно-сметную документацию на наружные сети водоснабжения и водоотведения от централизованных сетей водоснабжения и водоотведения до точек подключения к 6 микрорайонам и получил положительные заключения КГАУ «XXXX». Таким образом, МУП «XXXX» разрабатывал проектно-сметную документацию только на наружные сети водоснабжения и водоотведения от централизованных сетей водоснабжения и водоотведения до точек подключения к 6 микрорайонам. Иной проектно-сметной документации МУП «XXXX» не имеет. Проектирование велось на основании соглашений о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Учитывая объем мероприятий, которые будет необходимо произвести ответчику в целях организации водоснабжения и водоотведения по заявленным земельным участкам, в частности, необходимости включения соответствующих расходов в бюджет муниципального образования, подготовки проектов для строительства сетей, программ, проектов, осуществления заключения муниципальных контрактов на выполнение соответствующего вида работ, учитывая погодные условия, сезонность осуществления строительных работ и т.д. представляется разумным установить иной реальный срок для исполнения решения с момента вступления решения в законную силу.
В день принятия решения представители ответчика администрации Уссурийского городского округа и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора МУП «XXXX» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, представитель МУП «XXXX» по доверенности ФИО7 представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38 часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предусмотренный пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной инфраструктурой.
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, на территории Приморского края определен Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
Образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В судебном заседании установлено, что на территории городского округа в реестр семей, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» включено 2266 семей.
Земельные участки на территории Уссурийского городского округа предоставлены 1906 семьям, имеющим трех более детей.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 30.04.2014 №1585-НПА разработана и утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Уссурийского городского округа» на 2014-2020 годы, в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными автомобильными дорогами).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения требований земельного законодательства в деятельности администрации Уссурийского городского округа, проведенной Уссурийской городской прокуратурой выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 №837- КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
Проведенной Уссурийской городской прокуратурой проверкой установлено, что администрацией Уссурийского городского округа до настоящего времени не приняты меры по организации инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставленных многодетным семьям по 6 микрорайонам (в отношении 331 участка): магистральные сети водоснабжения и водоотведения в границах улиц XXXX;
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX;
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX;
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX;
в границах XXXX с кадастровыми номерами: XXXX;
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX.
Вместе с тем, по указанным земельным участкам, которые не обеспечены на сегодняшний день подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, выполнено проектирование, получено положительное заключение КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации результатов инженерных изысканий Приморского края» по 6 микрорайонам (в отношении 331 участка): магистральные сети водоснабжения и водоотведения в границах XXXX.
ДД.ММ.ГГ по указанному факту Уссурийской городской прокуратурой в адрес администрации Уссурийского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, однако нарушения закона не устранены.
Обращаясь с иском в суд Уссурийский городской прокурор ссылается на то обстоятельство, что до настоящего времени установленные нарушения на момент проверки не устранены. Факты неисполнения администрацией города обязательств по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой систем коммунального водоснабжения и водоотведения к указанным земельным участкам, повлекли нарушение прав граждан из числа многодетных семей, которым ранее предоставлены земельные участки, в том числе по возможности использования данных участков по целевому назначению, обеспечению возможности транспортной доступности к предоставленным земельным участкам скорой помощи, пожарных расчетов, социальным и иным службам, нарушает интересы государственной семейной политики в Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от 09.09.2013 № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие доказательств организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем коммунального водоснабжения и водоотведения к указанным земельным участкам, суд полагает, что поскольку ответчиком администрацией Уссурийского городского округа не приняты в разумные сроки необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по организации мероприятий по строительству объектов инженерной инфраструктуры – систем коммунального водоснабжения и водоотведения к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, исковые требования о возложении обязанности подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая объем необходимых мероприятий, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора МУП «XXXX» – удовлетворить.
Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем коммунального водоснабжения и водоотведения к земельным участкам:
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
в границах XXXX с кадастровыми номерами:
XXXX
Установить срок исполнения – в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Сапарова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2021 года.