ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4757/2014 от 12.08.2014 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

     12 августа 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего Панкратовой Т.В.

 при секретаре Пинчук А.С.

 рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о. Тольятти» к ФИО1 о возврате субсидии, предоставленной в целях возмещения затрат в части расходов на дополнительно созданное рабочее место за каждого трудоустроенного работника дочерних юридических лиц,

 УСТАНОВИЛ:

     Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

     В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая по доверенности, иск поддержала, пояснив, что согласно договору № 317 от 16 мая 2011 года ответчику была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. на создание дополнительных рабочих мест, в соответствии с количеством работников, из числа дочерних юридических лиц ОАО «АВТОВАЗ», ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр». Социальная выплата была перечислена на расчетный счет ответчика 30 мая 2011 года. В нарушение условий Порядка предоставления субсидий и договора о предоставлении субсидии ответчик на 30 мая 2012 года не представил документы, подтверждающие целевое использование денежных средств на сумму <данные изъяты> руб., а также не представил документы (штатное расписание за май-декабрь 2011 года, январь 2012 года, платежные ведомости по зарплате за декабрь 2011 года, январь 2012 года, отчет о расходовании субсидии) по рабочему месту менеджера по сбыту, на которое была трудоустроена ФИО10 Кроме того, ответчик, в нарушение условий Порядка предоставления субсидий и договора о предоставлении субсидии после увольнения работников ФИО11 31 мая 2011 года, ФИО12 23 ноября 2011 года, ФИО13 23 ноября 2011 года, не заключил новые трудовые договоры, т.е. не сохранил рабочие места разнорабочего с 01 июня 2011 года по 29 мая 2012 года и два места логистов с 24 ноября 2011 года по 29 мая 2012 года. 02 февраля 2012 года в адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидии. До настоящего времени требование не исполнено. Просит взыскать с ФИО1 <данные изъяты> в пользу истца денежные средства в размере <данные изъяты> руб..

     Ответчик в судебном заседании иск не признал, пояснив, что он предпринимал меры для сохранения рабочих мест и после увольнения работников обращался в Центр занятости с просьбой направить к нему на освободившие вакансии работников, однако истец никого к нему не направил. В результате он сам обратился в дочерние предприятия с просьбой предоставить ему сведения об уволенных или сокращенных работниках с целью предложить им имеющиеся у него вакансии. В предоставлении указанных сведений ему было отказано и рекомендовано обратиться в Центр занятости. В результате он принял на работу ФИО14 которая являлась безработной, но не из числа дочерних юридических лиц ОАО «АВТОВАЗ», ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр», как предусмотрено договором. Просит в иске отказать.

     Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     Постановлением Правительства Самарской области от 21 октября 2010 года № 504 (в ред. от 23 марта 2011 № 108) утвержден Порядок предоставления в 2010 - 2011 годах субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг из числа работников юридических лиц - производителей легковых автомобилей и их дочерних юридических лиц - производителей услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на организацию собственного дела и на осуществление предпринимательской деятельности (далее Порядок предоставления субсидий).

     Согласно п. 4 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются:

     индивидуальным предпринимателям, соответствующим следующему критерию:

     на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо достигло возраста 18 лет и является работником производителя легковых автомобилей или дочернего юридического лица;

     юридическим лицам, соответствующим следующему критерию:

     учредители юридического лица достигли возраста 18 лет и являются работниками производителя легковых автомобилей или дочернего юридического лица (далее - получатели).

     Согласно п. 5. Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются получателям в целях возмещения расходов на открытие в 2010 году собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей на одного человека и 58 800 рублей за каждого трудоустроенного работника дочерних юридических лиц на дополнительно созданное рабочее место в соответствии с количеством работников, предусмотренным бизнес-планом на открытие собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности (далее - бизнес-план), содержащим обоснование возможности покрытия расходов на выполнение предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев с указанием количества создаваемых рабочих мест (в случае их создания).

     Субсидии предоставляются получателям в целях возмещения расходов на открытие в 2011 году собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей на одного человека и 100 000 рублей за каждого трудоустроенного работника дочерних юридических лиц на дополнительно созданное рабочее место в соответствии с количеством работников, предусмотренным бизнес-планом (в случае их создания).

     Судом установлено, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий и на основании договора № 317 от 16 мая 2011 года ответчику была предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> руб. на создание дополнительных рабочих мест, в соответствии с количеством работников, из числа дочерних юридических лиц ОАО «АВТОВАЗ», ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр», что подтверждается договором, дополнительным соглашением к договору, приказом о выделении субсидии, платежным поручением.

     В соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

     использование получателем субсидии на открытие собственного дела и на реализацию мероприятий по трудоустройству работников дочерних юридических лиц на дополнительно созданные рабочие места при осуществлении получателем предпринимательской деятельности в количестве, предусмотренном бизнес-планом;

     сохранение получателем занятости работников дочерних юридических лиц, трудоустроенных на дополнительно созданные рабочие места, на указанных рабочих местах на срок действия трудового договора, но не менее 12 месяцев;

     представление документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, подтверждающих произведенные получателем затраты на сумму, эквивалентную полученной субсидии;

     представление отчета о расходовании субсидии по форме и в сроки, утверждаемые департаментом.

     В соответствии с п. 11 Порядка предоставления субсидий и п. 3.1. договора, получатель субсидии обязан в течение 40 дней со дня перечисления субсидии представить документы, подтверждающие ее целевое использование согласно бизнес-плана, а также ежемесячно в течение 12 месяцев со дня перечисления ему субсидии предоставлять копию штатного расписания и копии платежных ведомостей о выплаченной заработной плате работникам дочерних юридических лиц, трудоустроенных на дополнительные рабочие места; отчет о расходовании субсидии по форме и в сроки, утверждаемые департаментом.

     В соответствии с п. 12 Порядка предоставления субсидий и п. 3.2. договора, в случае расторжения трудового договора с работником дочернего юридического лица, трудоустроенным на дополнительное рабочее место, до истечения срока действия договора получатель:

     в течение 3 рабочих дней со дня расторжения трудового договора извещает ГУ ЦЗН о необходимости направления на вакантное дополнительно созданное рабочее место работника дочернего юридического лица;

     в течение 14 рабочих дней заключает с работником дочернего юридического лица, направленным ГУ ЦЗН или подобранным самостоятельно, трудовой договор.

 Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

 В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

     Представитель истца не оспаривает, что рабочие места были ответчиком созданы и на них были приняты работники, направленные Центром занятости.

     Однако, из пояснений представителя истца следует, что в нарушение вышеуказанных условий Порядка предоставления субсидий и договора о предоставлении субсидии, ответчик не отчитался за 4 рабочих места, при этом, после увольнения работников ФИО15 31 мая 2011 года, ФИО16 23 ноября 2011 года, ФИО17 23 ноября 2011 года, не заключил новые трудовые договоры, т.е. не сохранил рабочие места разнорабочего с 01 июня 2011 года по 29 мая 2012 года и два места логистов с 24 ноября 2011 года по 29 мая 2012 года.

     Вместе с тем, из пояснений ответчика следует, что он предпринимал меры для сохранения рабочих мест и после увольнения работников обращался в Центр занятости с просьбой направить к нему на освободившие вакансии работников, однако истец никого к нему не направил. В результате он сам обратился в дочерние предприятия с просьбой предоставить ему сведения об уволенных или сокращенных работниках с целью предложить им имеющиеся у него вакансии. В предоставлении указанных сведений ему было отказано и рекомендовано обратиться в Центр занятости. В результате он принял на работу ФИО18 которая являлась безработной, но не из числа дочерних юридических лиц ОАО «АВТОВАЗ», ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр», как предусмотрено договором.

     Доводы ответчика о том, что он в установленном законом и договором порядке сообщил в Центр занятости об освободившихся вакансиях, однако граждане для трудоустройства к нему направлены не были, не опровергнуты представителем истца.

     В подтверждение своих доводов о том, что он лично обращался в дочерние предприятия, ответчик представил письмо ООО «Реформинг-центр», согласно которому, на обращение ответчика о предоставлении ему сведений об уволенных или сокращенных работниках, ему дан ответ, что в соответствии с ТК РФ и ФЗ «О персональных данных» работодатель не имеет права на предоставление персональных данных работников третьим лицам, в связи с чем, в предоставлении указанных сведений ответчику отказано, а также рекомендовано обратиться в Центр занятости населения, куда работодатель направил все сведения о бывших работниках.

 При таких обстоятельствах, суд усматривает формальное отношение ГКУ ЦЗН г.о.Тольятти к выполнению условий договора о предоставлении субсидии для организации рабочего места, заключенного с ответчиком, в части обеспечения его работниками.

 Также суд учитывает то, что не найдя на вакантное место, работника дочернего предприятия, ответчик, принял на работу безработного гражданина – ФИО19 которая не являлась работником дочернего предприятия, а была просто безработной, что по мнению суда, явилось вынужденной мерой, предпринятой ответчиком с целью сохранения рабочего места, и также свидетельствует о добросовестности ответчика и его стремлении выполнить все условия договора.

 При указанных обстоятельствах, суд считает, что ответчик предпринял все зависящие от него меры для сохранения рабочих мест и исполнения условий договора.

 В подтверждение того, что в период занятости рабочих мест, вся необходимая отчетная документация велась надлежащим образом, ответчиком представлены трудовые договора, приказы о приеме на работу и о расторжении трудовых договоров, расчетные и платежные ведомости, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, книга учета доходов и расходов.

 Таким образом, суд считает установленным, что целевое назначение субсидии ответчиком было соблюдено, деньги были израсходованы на создание рабочих мест, на которые были приняты работники, направленные Центром занятости и не заключение трудовых договоров в дальнейшем, произошло по независящим от ответчика причинам, в связи с увольнением работников и отсутствием других кандидатов (из числа работников дочерних предприятий) на вакантные места.

 При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении иска ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о. Тольятти» к ФИО1 о возврате субсидии, предоставленной в целях возмещения затрат в части расходов на дополнительно созданное рабочее место за каждого трудоустроенного работника дочерних юридических лиц – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца.

 Председательствующий: