ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4759/16 от 19.12.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2-4759/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.** 2016 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Емельяновой Л.В.

при секретаре Немцовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.Н. к Администрации города Пскова об обязании организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации),

УСТАНОВИЛ:

Орлов А.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации города Пскова об обязании организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) по ул. М.З. района города П. возле дома №**.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: г. П., ул. М., д. **. На протяжении длительного времени в связи с отсутствием системы водоотвода в районе улицы Молодежной, происходит затопление, принадлежащего истцу земельного участка и жилого дома, что приводит к невозможности использования земельного участка для посадки сельскохозяйственных культур и разрушению домовладения. На неоднократные обращения в адрес Администрации города Пскова по вопросу принятия мер по налаживанию системы водоотвода в районе улицы Молодёжной, работы по обустройству системы произведены не были. Считая свое право нарушенным, истец обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просил обязать Администрацию города Пскова организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) по ул. М.З. района г. П. возле дома №**.

В судебном заседании истец Орлов А.Н. и его представитель Муравьева А.Ю. уточнённые требования поддержали. В обоснование указали доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнении к нему.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Пскова и третьего лица Управления городского хозяйства Администрации города Пскова Киселев С.А. исковые требования не признал. Не оспаривал необходимость решения проблемы подтопления сточными водами земельных участков, расположенных в районе З. города П., в том числе по ул. М.. Вместе с тем, полагает, что Администрацией города Пскова приняты меры для решения вопроса по осушению Завокзального района. Так, в 2011 году Институтом «Псковводпроект» по заданию Администрации города Пскова разработан проект «По устройству организованной системы водоотведения для отвода поверхностных стоков с отдельных участков индивидуальной застройки Завокзального района», который до настоящего времени не реализован в связи с отсутствием финансирования. Полагает, что после проведения работ по устройству организованной системы водоотвода поверхностных стоков в рамках разработанных проектов, необходимость разработки проекта по водоотведению по улице М. будет решена.

Представитель третьего лица - ООО «Институт Псковводпроект» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании 05.12.2016 года вопрос по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда. Пояснил, что Обществом разработаны проекты по устройству организованной системы водоотвода поверхностных стоков, которые до настоящего времени не реализованы, по причине отсутствия финансирования. Пояснил, что разработанные Обществом технические условия через 2-3 года устаревают и проект потеряет свою актуальность. Весь район Завокзалья требует проведения мелиоративных мероприятий. При разработке указанных проектов, улица М. не включена, в случае реализации проектов проблема подтопления улицы М. решена не будет, поскольку для осушения данной улицы необходимо разработать отдельный проект.

Представитель третьего лица – МП г. Пскова «Комбината благоустройства» в судебном заседании вопрос по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что Орлов А.Н. является собственников жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. П., ул. М., д. **.

Судом установлено, что в районе улицы М. города П. по причине отсутствия организованной системы водоотведения для отвода поверхностных стоков в период снеготаяния и в период интенсивных дождей происходит подтопление жилых дом и земельных участков.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды определены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Соответственно, в силу указанных норм, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация города Пскова несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению от жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.

Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных пунктов, санитарная охрана водных объектов» предусмотрено, что отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов.

Согласно пункту 13.3. СП 42.1333.2011 отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.

Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.

Пунктом 13.4. СП 42.1333.2011 установлено, что на территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть.

Указанные мероприятия должны обеспечивать в соответствии со СНиП 2.06.15 понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности; стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м.

Как установлено судом и следует из материалов дела, существующая на ул. Молодежной города П. система водоотведения, представляет собой сеть открытых водоотводных канав, что не обеспечивает отвод поверхностных стоков в период интенсивного таяния снежных масс и затяжных дождевых осадков, и как следствие не соответствует требованиям п.п. 13.3 и 13.4 СП 42.1333.2011.

Соответственно проблема подтопления жилых домов, расположенных на улице М. города П., является следствием ненадлежащей системы водоотвода.

По этим причинам в период обильного выпадения осадков, в связи с отсутствием надлежащего функционирования системы водоотвода, большая часть воды остается на придомовых территориях жилых домов, что нарушает права граждан на благоприятные условия проживания.

Факт наличия скопления воды свидетельствует о недостаточной организации водоотведения в районе улицы М. города П., и отсутствии водоотвода для стока грунтовых вод, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации водоотведения с территории, находящейся в муниципальной собственности, должна быть возложена на Администрацию г. Пскова.

При этом суд учитывает, что ненадлежащее исполнение Администрацией г. Пскова обязанности по обеспечению водоотведения для стока грунтовых вод нарушает требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Доводы Администрации города Пскова о том, что ими приняты меры по отводу поверхностных стоков с района застройки Завокзального района, путем разработки Институтом «Псковводпроект» проекта «По устройству организованной системы водоотведения для отвода поверхностных стоков с отдельных участков индивидуальной застройки Завокзального района», не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела подтверждается, что до настоящего времени данные проекты не реализованы по причине отсутствия финансирования.

При этом в ходе рассмотрения дела в суде представитель ООО «Институт Псковводпроект» пояснил, что реализация проектов не решит проблему подтопления улицы М. г. П..

Как следует из представленных в суд обращений истца в адрес Администрации города Пскова, мер по организации водоотведения ответчиком не принято.

При указанных обстоятельствах, установленных по делу, и на основании приведенных выше положений правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Администрация г. Пскова каких-либо мер по организации водоотведения в районе улицы Моложежной города Пскова не принимает, что приводит к подтоплению земель и деградации почвы. Таким образом, Администрация г. Пскова не выполняет возложенные действующим законодательством обязанности по выполнению требований по соблюдению природоохранного законодательства, по надлежащей организации работы по водоотведению на территории земель общего пользования в административных границах г. Пскова.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орлова А.Н. к Администрации города Пскова об обязании организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), удовлетворить.

Обязать Администрацию города Пскова организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) по ул. М. города П. (возле дома №**).

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.В. Емельянова

Мотивированное решение изготовлено **.** 2016 года.