ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4759/19 от 03.02.2020 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2020 Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Камзалаковой А.Ю.

при секретаре Дементьевой А.В.

с участием: представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ФИО2, представителя ООО «Иркутская энергосбытовая компания» ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-86/2020 по исковому заявлению ФИО4 к Областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Облкоммунэнерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании недействительным акта проверки прибора учета, признании недействительным расчета объемов потребленной электроэнергии, признании незаконным отказа в допуске прибора учета в эксплуатацию, допуске прибора учета в эксплуатацию, перерасчете потребленной электроэнергии, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Заларинский районный суд Иркутской области обратилась ФИО4 с иском к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Саянские электрические сети», ООО «Иркутская энергосбытовая компания» - (далее ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании незаконным акта проверки прибора учета, признании незаконным отказа допуска прибора учета в эксплуатацию и понуждение произвести перерасчет за потребленную электроэнергию.

Определением Заларинского районного суда Иркутской области от <Дата обезличена> гражданское дело передано по подсудности в Свердловский районный суд г. Иркутска.

В обоснование иска указано, что истец является абонентом электрической энергии по адресу: <адрес обезличен>. Сетевой компании, обслуживающей электрические сети, является ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Саянские электрические сети». На основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию, <Дата обезличена> по указанному адресу был установлен прибор учета Меркурий <Номер обезличен>. Заблаговременно не известив истца, электромонтером филиала «Саянские электрические сети» ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ФИО5 был произведен осмотр прибора учета. В ходе осмотра прибора учета претензий со стороны электромонтера не было, в связи с чем, акт <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец подписала, при этом, некоторые строки акта были не заполнены. В период с сентября 2018 по май 2019 истец производила оплату потребленной электроэнергии. <Дата обезличена> истцу стало известно, что у нее имеется задолженность по заработной плате, в результате чего было установлено, что акт проверки <Номер обезличен> был дополнен сведениями о недопуске прибора учета в эксплуатацию, так как истек срок госповерки и начисление оплаты за потребляемую электроэнергию осуществляется в соответствие с требованиями п. 59 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Начиная с февраля 2019, производится начисление в размере 7170,86 руб., тогда как сумма потребленной электроэнергии за период с января 2018 не превышала 3644,08 руб.

<Дата обезличена> истец обратилась с прибором учета в ФБУ «Иркутский ЦСМ», где ей был выдан паспорт счетчика электрической энергии с результатом поверки «годен». Проверка прибора учета проводится одни раз в 10 лет с момента начала работы прибора, так как прибор был введен в эксплуатацию <Дата обезличена>, очередная поверка должна производится в 2022 году. <Дата обезличена> после поверки прибора истец обратилась в ООО «Энергосбыт» с заявлением о проведении опломбирования прибора учета. <Дата обезличена> инспектором филиала «Саянские электрические сети» был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию <Номер обезличен>, в соответствии с которым были выдвинуты дополнительные требования: обеспечить видимость вводного канала до ПУ, установить вводный автомат 25А согласно разрешенной мощности под опломбировку перед ПУ, при этом ранее заявленные требования не предъявлялись. По мнению истца, указанные требования выдвинуты необоснованно, с целью не вводить прибор учета в эксплуатацию. Действиями ответчиков, нарушающих права истца как потребителя, также был причинен моральный ущерб. Увеличив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд:

признать недействительным акт проверки расчетного прибора учета <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

признать недействительным расчет объемов потребленной электроэнергии для потребителя по лицевому счету <Номер обезличен> за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;

признать незаконным отказ ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в допуске прибора учета Меркурий <Номер обезличен>, содержащийся в акте допуска прибора в эксплуатацию <Номер обезличен> от <Дата обезличена>;

обязать ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с <Дата обезличена> допустить в эксплуатацию прибор учета Меркурий <Номер обезличен>;

обязать ООО «Иркутскэнергосбыт» произвести перерасчет по лицевому счету <Номер обезличен> потребителя за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствие с данными прибора учета;

взыскать с ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.;

взыскать с ООО «Иркутскэнергосбыт» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, со слов представителя, в силу плохого самочувствия, однако подтверждающих документов суду не представила.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в соответствие с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заявленные требования подержал в полном объеме, дав аналогичные пояснения.

Представитель ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ФИО2, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена><Номер обезличен>, против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Так, во исполнение принятых на себя обязательств ФИО4 был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета - Меркурий <Номер обезличен> (заводской <Номер обезличен>). В соответствии с подп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Аналогичная обязанность закреплена в п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Основные положения <Номер обезличен>). Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Согласно Паспорту прибора учета .... ПС счётчик предназначен для учёта активной электрической энергии в трёх и четырёх проводных сетях переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. Счётчик предназначен для эксплуатации внутри закрытых помещений. Тип «Счётчик электрической энергии трёхфазный статический «Меркурий <Номер обезличен>» зарегистрирован в Госреестре средств измерений под <Номер обезличен>. Межповерочный интервал составляет 10 лет. Согласно Свидетельству о приемке счетчика «Меркурий <Номер обезличен>» первичной поверке счетчики подвергаются при выпуске из производства органами государственной метрологической службы в соответствии с требованиями ГОСТ8.584- 2004 «Методика поверки» и методикой поверки АВЛГ 411152.027 ИЗ. Первичная поверка счетчика потребителя «Меркурий <Номер обезличен>» была проведена во 2-м квартале 2008 г. Соответственно, межповерочный интервал истек во 2-м квартале 2018 г. <Дата обезличена> в отношении электроустановки Истца была проведена проверка. Для проведения проверки потребителем был обеспечен доступ в жилое помещение, дано разрешение на ее проведение, в связи с чем письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки и необходимости допуска не требовалось. В таком положении права потребителя нарушены быть не могли, потребитель лично участвовал в проведении проверки, имел право давать объяснения, участвовать в составлении итогового акта, предоставлять по нему пояснения или замечания. По результатам проверки был составлен акт от <Дата обезличена><Номер обезличен>, подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний. В данном акте были зафиксированы сведения о дате гос.поверки счетчика потребителя (Меркурий <Номер обезличен>, заводской <Номер обезличен>) - 2 квартал 2008 г., о межповерочном интервале - 10 лет, о дате истечения межповерочного интервала - 2 квартал 2018 г. Указанным актом подтверждается, что потребитель был уведомлен о том, что межповерочный интервал поверки прибора учета истек, прибор учета считается вышедшим из строя, в связи с чем определение платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении будет определяться расчетным способом, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>. В это же время <Дата обезличена> ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ФИО4 составили Акт о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний. В данном акте указано, что он фиксирует параметры, необходимые для определения норматива потребления. С внесенными сведениями потребитель согласился, о чем имеется соответствующая отметка в акте и личная подпись потребителя. Учитывая изложенное, акт проверки от <Дата обезличена><Номер обезличен> в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства РФ об электроэнергетике. При этом ответчик обращает внимание, что прибор учета истца считается вышедшим из строя в связи с истечением межповерочного интервала поверки. Данное обстоятельство носит объективный, не зависящий от воли сторон характер, факт невозможности определения объема потребления коммунального ресурса на основе его показаний не зависит от наличия или отсутствия акта проверки такого прибора учета или оформления каких-либо иных документов. В связи с чем, расчет объемов потребленной электрической энергии определялся расчетным способом.

Требование о признании незаконным отказа в допуске прибора учета в эксплуатацию, а также о его допуске, удовлетворению не подлежит, поскольку истец с надлежащей заявкой на ввод прибора учета в эксплуатацию не обращался. Направленное в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт» обращение не соответствовало п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>, потребитель не указал реквизиты документа, удостоверяющего личность, не предложил дату и время ввода прибора учета в эксплуатацию; не указал место установки прибора учета; показания прибора на момент установки; дату следующей поверки. При этом, потребителем должно быть обеспечено соблюдение характеристик технологического присоединения согласно договору и техническим условиям от <Дата обезличена><Номер обезличен>, т.е. наличие конструкции вводно-распределительного устройства, исключающей несанкционированный доступ, аппаратов защитного отключения, ограничителей импульсных перенапряжений на вводе в объект (п. 2.2).

Представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО3, действующий на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, просил исключить ООО «Иркутскэнергосбыт» из числа ответчиков как ненадлежащего, при этом, указав, что против удовлетворения заявленных требований к ООО «Иркутскэнергосбыт» возражает в полном объеме в силу следующего. Согласно п. 179 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета, определение объема потребления электрической энергии осуществляется в порядке установленном п.п. 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. На основании предоставленных гарантирующему поставщику Сетевой организацией акта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцу выставлены счета на оплату за потребленную электроэнергию. Потребителем ФИО4 с гарантирующим поставщиком ООО «Иркутскэнергосбыт» заключено соглашение о погашении задолженности сроком на 6 месяцев. Также указал, что в рамках мирного урегулирования спора договоренности с истцом достигнуть не удалось, в результате действий истца, препятствующих введению прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Аналогичные требования содержатся в п. <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго от <Дата обезличена> N 6, согласно которым потребитель обязан обеспечить исправное состояние всех средств измерений и учета электрической энергии.

Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <Дата обезличена> N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета установленным требованиям.

Исходя из положений названных норм права, на потребителе лежат обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета электрической энергии, соблюдению сроков их периодической поверки, извещению гарантирующего поставщика и сетевой организации о неисправности приборов учета.

Правилами учета электрической энергии, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации <Дата обезличена> N 1182, дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 1182 основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России (пункт 4.6 Правил N 1182).

В силу указанных пунктов электросчетчик относится к средствам учета электрической энергии и подлежит государственной поверке.

Согласно пункту 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 442 (далее - Основные положения N 442) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

В пункте 137 Основных положений N 442 установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

Под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе, осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Обязательность периодической поверки в процессе эксплуатации средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установлена пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от <Дата обезличена> N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

В силу пункта 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от <Дата обезличена> N 6 (далее - ПТЭЭП), использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. При этом, измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и также подлежат поверке.

Таким образом, по истечении срока поверки средств измерений их показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными.

Использование непригодного к применению прибора учета электрической энергии является нарушением условий договора энергоснабжения, ввиду чего определение объема потребления электрической энергии при выявлении указанного факта производится в соответствии с нормами Основных положений N 442 о безучетном потреблении электрической энергии, под которым согласно абзацу 10 пункта 2 потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

При этом, обязанность по обеспечению эксплуатации прибора учета (в том числе обязанность проведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы, - также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов) возлагается на собственника такого прибора учета (пункт 2 статьи 539 ГК РФ, пункты 145, 155 Основных положений N 442, статья 13 Федерального закона от <Дата обезличена> N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"), а субъектами электроэнергетики, обеспечивающими снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) и сетевыми организациями в силу пункта 167 Основных положений N 442 производятся контрольные функции за соблюдением потребителями требований, предъявляемых к порядку учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также действия по выявлению фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Исходя из указанного законодательно определенного статуса субъектов электроэнергетики, возложение на гарантирующих поставщиков и сетевые организации обязанностей по доказыванию факта непригодности прибора учета к применению, помимо самого по себе обстоятельства истечения межповерочного интервала как основания для расчета объемов потребленной энергии по правилам о безучетном потреблении, не является допустимым.

Из свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена><Номер обезличен> усматривается, что ФИО4 является собственником жилого дома, назначение жилое, площадь 143,8 кв.м., количество этажей 2, адрес объекта: Российская Федерация, <адрес обезличен>.

В соответствии с требованиями Правил технологического присоединения <Номер обезличен> между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ФИО4 был заключен договор от <Дата обезличена><Номер обезличен> об осуществлении технологического присоединения к электрической сети энергопринимающего устройства (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно п. 2 Технических условий (Приложение <Номер обезличен> к договору от <Дата обезличена><Номер обезличен>) ФИО4 должна была выполнить следующие мероприятия: выполнить проект элекгроснабжения объекта; проектом предусмотреть: установку на объекте вводно-распределительного устройства со средствами учета электрической энергии (конструкция вводно-распределительного устройства должна исключать несанкционированный доступ к цепям учета и быть промышленного изготовления, электрический счетчик должен быть класса точности 2,0 соответствующего климатического исполнения) и аппаратами защитного отключения, обеспечивающими контроль величины максимальной мощности; устройство повторного заземления «REN »-проводника на вводе в электроустановку объекта; установку ограничителей импульсных перенапряжений на вводе в объект;

проект согласовать с ОГУЭП «Облкоммунэнерго», Ростехнадзором и другими заинтересованными организациями до начала строительства;

получить акт об осуществлении технологического присоединения в ОГУЭП «Облкоммунэнерго»;

заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией с ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Во исполнение принятых на себя обязательств ФИО4 был установлен и введен в эксплуатацию прибор учета - Меркурий <Номер обезличен> (заводской <Номер обезличен>).

По окончании процедуры технологического присоединения согласно п. 7, 19 Правил технологического присоединения <Номер обезличен> между сторонами был оформлен акт об осуществлении технологического присоединения от <Дата обезличена><Номер обезличен> (приложение <Номер обезличен> к договору об осуществлении технологического присоединения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).

В материалах дела имеется Акт проверки расчетного прибора учета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний. В данном акте были зафиксированы сведения о дате гос.поверки счетчика потребителя (Меркурий <Номер обезличен>, заводской <Номер обезличен>) - 2 квартал 2008 года, о межповерочном интервале - 10 лет, о дате истечения межповерочного интервала - 2 квартал 2018 года. Указанным актом подтверждается, что потребитель был уведомлен о том, что межповерочный интервал поверки прибора учета истек, прибор учета считается вышедшим из строя, в связи с чем определение платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении будет определяться расчетным способом, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>.

Согласно п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (действовавших на момент возникновения соответствующих отношений), потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.

Аналогичные положения закреплены в настоящее время в п. 34 действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Правила предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>).

В соответствии с подп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного докухмента, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Аналогичная обязанность закреплена в п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (далее - Основные положения <Номер обезличен>).

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В течение всего срока потребления электрической энергии Истец рассчитывался исходя из показаний прибора учета - счётчика электрической энергии трёхфазного статического «Меркурий <Номер обезличен>» (заводской <Номер обезличен>), изготовленного ООО «Фирма ИНКОТЕКС» г. Москва, указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно пояснениям истца, паспорт вышеуказанного прибора учета, находится в ОГУЭП «Облкоммунэнерго», вместе с тем, указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку действующим законодательством не предусмотрено изъятие паспорта прибора учета у потребителя при осуществлении технологического присоединения к электрической сети энергопринимающего устройства, либо во время проведения плановых/внеплановых поверок, доказательств обратного, стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Вместе с тем, согласно информации завода изготовителя (паспорт прибора учета .... ПС), счётчик предназначен для учёта активной электрической энергии в трёх и четырёх проводных сетях переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. Счетчик предназначен для эксплуатации внутри закрытых помещений. Тип «Счётчик электрической энергии трёхфазный статический «Меркурий <Номер обезличен>» зарегистрирован в Госреестре средств измерений под <Номер обезличен>. Межповерочный интервал составляет 10 лет.

Согласно Свидетельству о приемке счетчика «Меркурий <Номер обезличен>» первичной поверке счетчики подвергаются при выпуске из производства органами государственной метрологической службы в соответствии с требованиями ГОСТ8.584- 2004 «Методика поверки» и методикой поверки АВЛГ 411152.027 ИЗ.

Первичная поверка счетчика потребителя «Меркурий <Номер обезличен>» была проведена во 2-м квартале 2008 года, следовательно, межповерочный интервал истек во 2-м квартале 2018.

Как следует из пояснений сторон, материалов дела, <Дата обезличена> в отношении электроустановки истца была проведена проверка. Для проведения проверки потребителем был обеспечен доступ в жилое помещение (прибор учета расположен внутри жилого дома потребителя), дано разрешение на ее проведение, в связи с чем, суд соглашается с выводами сетевой организации, что письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки и необходимости допуска не требовалось.

Отсутствие письменного извещения о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки не свидетельствуют о незаконности действий сетевой организации, выразившихся в осуществлении своих обязанностей по проверке прибора учета, поскольку акт проверки был составлен с соблюдением положений пункта 176 Правил организации учета электрической энергии на розничном рынке (Постановление Правительства от <Дата обезличена><Номер обезличен>) в присутствии самого собственника и проведена проверка.

По результатам проверки был составлен акт от <Дата обезличена><Номер обезличен> подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний. В данном акте были зафиксированы сведения о дате гос.поверки счетчика потребителя (Меркурий 231-AM 01, заводской <Номер обезличен>) - 2 квартал 2008 г., о межповерочном интервале - 10 лет, о дате истечения межповерочного интервала - 2 квартал 2018 года.

Указанным актом подтверждается, что потребитель был уведомлен о том, что межповерочный интервал поверки прибора учета истек, прибор учета считается вышедшим из строя, в связи с чем определение платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении будет определяться расчетным способом, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным в материалах дела актом подписанным <Дата обезличена> ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ФИО4 «О целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний». В данном акте указано, что он фиксирует параметры, необходимые для определения норматива потребления. С внесенными сведениями потребитель согласился, о чем имеется соответствующая отметка в акте и личная подпись потребителя.

Ранее, по результатам очередной проверки был составлен акт от <Дата обезличена><Номер обезличен>, подписанный со стороны потребителя без каких-либо замечаний. В данном акте были зафиксированы сведения о дате гос.поверки счетчика потребителя (Меркурий <Номер обезличен>, заводской <Номер обезличен>) - 2 квартал 2008 г., о межповерочном интервале - 10 лет, о дате истечения межповерочного интервала - 2 квартал 2018 года. В указанном акте потребитель был уведомлен о том, что межповерочный интервал истекает, а также о необходимости установки перед прибором учета В А (выключателя автоматического) на 25 А.

Доводы истца о том, что акты от <Дата обезличена><Номер обезличен> и <Дата обезличена><Номер обезличен> стороной ответчика сфальсифицированы, не нашли своего подтверждения, поскольку в ходе судебного разбирательства истец неоднократно утверждала, что допускала представителей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» для проведения плановых проверок расчетного прибора учета, при этом доводы о том, что указанные акты были заполнены частично и сведения об истечении срока МПИ были занесены после того, как она подписала соответствующие акты, в данном случае правового значения не имеют, поскольку согласно п. 145 Основных положений <Номер обезличен> обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска ею в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Обязанности, предусмотренные п. 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>, п. 145 Основных положений <Номер обезличен> истец не выполнил, о факте выхода прибора учета из строя не известил, не обеспечил устранение неисправности в установленный 30-дневный срок.

При этом суд учитывает, что в акте проверки расчётного прибора учета <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, также подписанного истцом и не оспоренного в ходе судебного разбирательства, указана дата г/п – 2 квартал 2008 года, дата истечения МПИ – 2 квартал 2018.

Как усматривается из материалов дела, показаний свидетеля ФИО8 – мужа истца, не доверять показаниям которого у суда оснований не имеется, проверка <Дата обезличена> проводилась, составление оспоренного акта проверки расчетного прибора учета <Номер обезличен> производилось в присутствии потребителя ФИО4, которая предоставила доступ к прибору, и своей подписью в акте подтвердила факт ознакомления с результатами проверки, на руки указанный акт истцом был получен <Дата обезличена>, что свидетельствует ее подпись на акте.

Сам по себе акт фиксирует лишь факт соответствия/несоответствия средства измерения (прибора учета) потребителя установленным техническим требованиям, в данном случае.

Данным актом зафиксировано обстоятельство, наличие которого дает основание считать прибор учета, установленный по адресу: <адрес обезличен>, не годным к расчетам за потребленную электроэнергию.

При этом, как следует из представленного истцом паспорта счетчика электрической энергии по указанному адресу, прибор учета Меркурий <Номер обезличен> заводской <Номер обезличен> прошел поверку <Дата обезличена>, то есть более чем через 10 месяцев, с даты очередной поверки (2 квартал 2018 года).

Кроме того, в ходе судебного разбирательства из представленных истцом видеоматериалов установлено, что на автомате, который выполняет функцию защиты при аварийном отключении электроэнергии, отсутствовала пломба.

Пунктом 136 Основных положений N 442 предусмотрено определение понятий "измерительный комплекс" и "система учета" для целей данного документа.

Согласно п. <Дата обезличена>. Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР <Дата обезличена>, для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.

В силу абз. 8 п. <Дата обезличена>. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей энергоснабжающая организация должна пломбировать, в том числе приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в целях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями (абз. 11 п. <Дата обезличена>. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Таким образом, отсутствие пломбы энергоснабжающей организации на вводном рубильнике позволяет осуществлять свободный доступ к токоведущим частям электросети до прибора учета и влиять на показания последнего.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вводный коммутационно-защитный аппарат (рубильник) относится к совокупности средств измерении и дополнительного оборудования, пломбировка которых производится во избежание свободного доступа к открытым токоведущим частям, позволяющим потреблять электрическую энергию без учета, а равно для исключения возможности несанкционированного доступа к цепям узла учета.

Как следует из подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>, прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно п. 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

В соответствии с п. 81(14) Правил N 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Поскольку судом достоверно установлено, что срок поверки прибора учета истек, что в том числе, было зафиксировано актом проверки расчетного прибора учета от <Дата обезличена>, у суда отсутствуют основания для признания соответствующего акта проверки расчетного прибора недействительным, поскольку как ранее было установлено, прибор учета истца считается вышедшим из строя в связи с истечением межповерочного интервала поверки. Данное обстоятельство носит объективный, не зависящий от воли сторон характер, факт невозможности определения объема потребления коммунального ресурса на основе его показаний не зависит от наличия или отсутствия акта проверки такого прибора учета или оформления каких-либо иных документов.

Из изложенного следует, что собственник и пользователь электрического оборудования обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние прибора учета, а также своевременно представлять его на поверку, в связи с чем, оснований для признания недействительным оспариваемого акта у суда не имеется.

Тот факт, что Акт проверки расчетного прибора учета от <Дата обезличена> составлен ОГУЭП «Облкоммунэнерго», а не ООО «Иркутская энергосбытовая компания», на выводу суда не влияет, поскольку возможность составления Актов проверки приборов учета сетевой организацией предусмотрена п. 176 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>, и права истца действиями ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в данной части не нарушаются.

После истечения установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что предусмотрено Правилами N 354 и соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Исходя из системного анализа приведенных положений закона, оснащение жилого дома приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.

Расчет платы за потребленную в рамках договора энергоснабжения электрическую энергию осуществляет гарантирующий поставщик ООО «Иркутскэнергосбыт» в соответствии с п.п. 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>, а также приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-мпр «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области».

В соответствие с договором энергоснабжения жилого дома (домовладения) № К33Ч00107610, заключенного между ООО «Иркутскэнергосбыт» и ФИО4, порядок определения объема (количества) потребленной электрической энергии на момент заключения договора, рассчитывается по нормативу потребления электрической энергии (п.7 договора). Указанный договор между сторонами заключен <Дата обезличена>, о чем свидетельствуют подписи представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» с одной стороны, и потребителя ФИО4 с другой стороны.

В материалах дела ответчиком ООО «Иркутскэнергосбыт» представлен расчет по лицевому счету № К33Ч00107610, а также карточка лицевого счета.

Согласно указанному расчету, за период с ноября по декабрь 2018, январь 2019 расчет производился в соответствие с п.59 пп. «а» Правил предоставления коммунальных услуг: за ноябрь 2018 по среднему – 1019 кВт; декабрь 2018 по среднему 861 кВт; январь 2019 по среднему 868 кВт;

За период с февраля 2019 по май 2019 расчет производился в соответствие с п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг и Приказа <Номер обезличен>-мпр от <Дата обезличена> министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «Об установлении и утверждении отдельных нормативов потребления коммунальных услуг на территории Иркутской области»: за февраль 2019 по нормативу 4434 кВт + пов. коэф. 2218, итого 6652 кВт; за март 2019 по нормативу 4434 кВт + пов. коэф. 2218, итого 6652 кВт; за апрель 2019 по нормативу 4434 кВт + пов. коэф. 2218, итого 6652 кВт; за май 2019 по нормативу 4434 кВт + пов. коэф. 2218, итого 6652 кВт;

За июнь 2019 – август 2019 в соответствие с п. 60 Постановления: за июнь начислено по нормативу 774 + пов. коэф. 387 итого начислено 1161 кВт; за июль начислено по нормативу 774 + пов. коэф. 387 итого начислено 1161 кВт; за август начислено по нормативу 393 + пов. коэф. 197 итого начислено 590 кВт;

За сентябрь 2019 расчет производился в соответствие с п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг и Приказа <Номер обезличен>-мпр от <Дата обезличена>: за сентябрь начислено по нормативу 4074 + пов. коэф. 2038 итого начислено 6112 кВт.

Проверив представленный расчет суд находит его арифметически верным, при этом контррасчет стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлен.

Таким образом, поскольку истек срок межповерочного интервала расчетного прибора учета, ООО «Иркутскэнергосбыт» обоснованно определяло объем потребления электрической энергии в порядке установленным пп. 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 354, оснований для признания недействительным расчета объемов потребленной электроэнергии по лицевому счету № К33Ч00107610 за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, не имеется.

В связи с вышеуказанным, производное требование о перерасчете по лицевому счету, также удовлетворению не подлежит.

Статья 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Статья 543 ГК РФ является общей нормой, а п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг является по отношению к ней специальной нормой. Приоритет в данном случае отдается специальной норме.

Следовательно, инициатором проведения указанных мероприятий должен выступать собственник жилого или нежилого помещения. Затраты на приобретение и установку прибора учета несет собственник жилого помещения. Ввод в эксплуатацию и опломбировка установленного прибора учета как один из этапов ввода в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявления потребителя без взимания за это платы.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от <Дата обезличена> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 3 статьи 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с п. 153 приведенного Положения, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).

В материалах дела представлено заявление в адрес начальника Саянского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» датированное <Дата обезличена> об опломбировании прибора учета, а также заявление в адрес <адрес обезличен>, вместе с тем, доказательств обращения с надлежащей заявкой на ввод прибора учета в эксплуатацию, в материалах дела не представлено.

Направленное истцом в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт» обращение от <Дата обезличена> не соответствует п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен>, истец не указал реквизиты документа, удостоверяющего личность, не предложил дату и время ввода прибора учета в эксплуатацию; не указал место установки прибора учета; показания прибора на момент установки; дату следующей поверки.

Обязанность Исполнителя согласовать с потребителем дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета установлена только в случае невозможности исполнения заявки в предложенные потребителем дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию, что прямо предусмотрено п. 81.1 Правил предоставления коммунальных услуг <Номер обезличен> и п. 153 Основных положений <Номер обезличен>.

Согласно п. 138 Основных положения <Номер обезличен> для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных: систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (общее правило п. 144 Основных положений <Номер обезличен>).

Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (п. 147 Основных положений <Номер обезличен>).

Согласно п. 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик.

Требования Сетевой организации в части схемы подключения и оборудования основаны, в частности, на ст. 26 Федерального закона от <Дата обезличена> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которой соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Потребителем должно быть обеспечено соблюдение характеристик технологического присоединения согласно договору и техническим условиям от г. <Номер обезличен>, т.е. наличие конструкции вводно-распределительного устройства, исключающей несанкционированный доступ, аппаратов защитного отключения, ограничителей импульсных перенапряжений на вводе в объект (п. 2.2).

Электрические сети должны иметь защиту от токов короткого замыкания, обеспечивающую по возможности наименьшее время отключения и требования селективности (п. 3.1.8 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, у тв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР <Дата обезличена>). Аппарат, автоматически отключающий защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах представляет собой аппарат защиты (п. 3.1.2 ПУЭ). В качестве аппаратов защиты должны применяться автоматические выключатели или предохранители (п. 3.1.2 ПУЭ). Для обеспечения требований быстродействия, чувствительности или селективности допускается при необходимости применение устройств защиты с использованием выносных реле (реле косвенного действия). При этом необходимо учитывать, что установленная сила тока (I) в 25А представляет собой физическую величину, по отношению к которой применим закон Ома, т.е. она зависит от напряжения (прямая зависимость) и электрического сопротивления (обратная зависимость). Общая формула расчета мощности трехфазной цепи выглядит следующим образом: Р = л/3 * U -1 * cosq>, т.е. I = Р / V3 • U • соsф, где 1 - сила тока, А, Р - мощность, кВт, U - напряжение, кВ.

В соответствии с условиями договора от <Дата обезличена><Номер обезличен> максимальная мощность объекта составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ (380 В). Таким образом, I = 15/V3 • 0,4 • 0,9 = 25 (А).

Контроль за величиной мощности должен осуществляться также в силу п. 28 Правил технологического присоединения. Иное негативно влияет на электрическое оборудование и качество товара/услуг, получаемых потребителями.

Данные требования направлены на обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения, соблюдения прав и законных интересов как самого заявителя, так и иных добросовестных потреби гелей.

Вместе с тем, в соответствие с актом допуска прибора учета в эксплуатацию <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, от подписания которого истец отказалась, прибор учета не допущен в эксплуатацию, потребителю предложено: обеспечить видимость вводного кабеля до ПУ. Установить вводной автомат на 25 А согласно разрешенной мощности под опломбировку перед ПУ, до <Дата обезличена>.

Как следует из пояснений стороны истца, видеозаписи, вводной автомат на 25 А установлен, вместе с тем, он не опломбирован, в связи с чем не представляется возможным определить, когда он был установлен, часть вводного кабеля входит в стену, в связи с чем, видимость указанного отрезка действительно отсутствует.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Однако стороной истца не было представлено достоверных доказательств, свидетельствующих как о соответствии установки прибора учета электрической энергии предъявляемым к нему требованиям, так и нарушении его прав ответчиками. Истец не ходатайствовал о назначении судебной экспертизы, и не был лишен такой возможности при добросовестной реализации своих процессуальных прав.

При таких обстоятельствах, суд приходит к твердому убеждению, что у сетевой организации имелись законные основания для отказа в допуске прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем, заявленные требования о признании такого отказа незаконным, а также требования об обязании ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ввести прибор в эксплуатацию, произвести перерасчет потребленной электроэнергии, удовлетворению не подлежат, в том числе с учетом положений ст. 10 ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).

По смыслу указанной нормы действия участников гражданского оборота предполагаются разумными и добросовестными, пока не доказано обратное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

В ходе судебного разбирательства судом неоднократно разъяснялись положения ст. 173 ГПК РФ и предоставлялось сторонам время для решения вопроса мирным путем.

Так, <Дата обезличена> в судебном заседании судом был объявлен перерыв для урегулирования спора мирным путем, в частности для составления ООО «Иркутскэнергосбыт» Акта допуска (ввода) прибора учета в эксплуатацию, после составления которого, по словам представителя ФИО3, возможно было произвести перерасчет потребленной электроэнергии за период с мая 2019 (с момента подачи заявки истцом <Дата обезличена>) по настоящее время.

Представителем ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» в ходе судебного заседания от <Дата обезличена> была представлена копия Акта допуска (ввода) прибора учета в эксплуатацию <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, составленного и подписанного представителем гарантирующего поставщика начальником ЗПУ ФИО6, подписанного в одностороннем порядке.

Со слов представителя ответчика ФИО3 представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» <Дата обезличена> явился к ФИО4 по адресу: <адрес обезличен>, для составления акта допуска прибора учета, данный акт ФИО4 сначала подписала, возражений не имела. Однако, после того, как ФИО6 начал проводить проверку вводно-распределительного устройства, исключающего несанкционированный доступ, находящийся на столбе за пределами дома истца, ФИО4, воспользовавшись моментом, изъяла уже подписанный ею Акт допуска (ввода) прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем, прибор учета до конца не был опломбирован, что также сделало невозможным проведение перерасчета по показаниям прибора учета, начиная с мая 2019 года, о чем была достигнута договоренность в рамках настоящего гражданского дела.

При этом, как следует из пояснений представителей ответчиков, такая договоренность не свидетельствует о признании исковых требований, а является правом ООО «Иркутская энергосбытовая компания» как гарантирующего поставщика.

Представитель истца ФИО4 отказ его доверителя от подписания акта от <Дата обезличена> не оспаривал, суду дополнительно пояснил о не согласии истца с указанием на Акте даты его составления, а именно <Дата обезличена>, также указал, что его доверительница полагает, что указанный акт должен был быть датирован 22.05. 2019 года, с указанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию с указанного времени.

Таким образом, с учетом заявления представителем ООО «Иркутская энергосбытовая компания» о применении к данным правоотношениям ст. 10 ГК РФ, суд не может признать действия ФИО4, в части воспрепятствования исполнителю ООО «Иркутскэнергосбыт» ввести ее прибор учета в эксплуатацию, добросовестными, приходит к выводу о злоупотреблении ею своим правом.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то требование к компенсации морального вреда, также не подлежит удовлетворению.

Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих выводы суда, сторонами представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Облкоммунэнерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» о признании недействительным акта проверки прибора учета, признании недействительным расчета объемов потребленной электроэнергии, признании незаконным отказа в допуске прибора учета в эксплуатацию, допуске прибора учета в эксплуатацию, перерасчете потребленной электроэнергии, компенсации морального вреда, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: А.Ю. Камзалакова

Мотивированный текст решения изготовлен <Дата обезличена>.

УИД <Номер обезличен>