ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-475/19 от 07.05.2019 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-475/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 мая 2019 года город Артем Приморский край

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Левицкой Ж.В.,

при секретаре Рогожкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности,

решил:

Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с названным иском, указав, что по результатам проверки требований законодательства, регламентирующего обеспечение прав осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы, установлено, что здания библиотеки и школы, находящихся на территории ФКУ ИК-20, не оборудованы пандусами либо иными средствами подъема маломобильных групп населения, а также кнопками сигнального вызова, т.е. доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, в указанные помещения не обеспечен. Таким образом, администрация ФКУ ИК-20 не обеспечивает беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в помещения библиотеки и школы, существенно нарушая права инвалидов, использующих кресла-коляски, гарантированные Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ. ФКУ ИК-20 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российской Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России и функционирует в соответствии с Уставом. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания. Создание условий для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в вышеуказанные помещения исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ является обязанностью ФКУ ИК-20.

С учетом уточненных в судебном заседании требований, прокурор просил обязать ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещения библиотеки и школы, расположенных на территории ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю, оборудовав лестницы пандусами для инвалидных колясок, а также установив кнопки сигнального вызова; в случае недостаточности у ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю материальных средств, для оборудования лестниц пандусами для инвалидных колясок, а также установки кнопок сигнального вызова, указанные работы произвести за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службой исполнения наказания и ГУФСИН России по Приморскому краю

Помощник Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по ПК, ГУФСИН России по Приморскому краю по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения на иск, указав, что иск прокурора не может считаться предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, поскольку заявлен в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии. Также отметили, что для беспрепятственного доступа и самостоятельности осужденных-колясочников администрацией учреждения были проведены работы по обустройству наружными пандусами, пологими спусками и поручнями здания столовой, магазина для осужденных, кафе, бани - прачечной. Библиотека перенесена на первый этаж. Основные объекты, значимые для инвалидов-колясочников, оборудованы пандусами. Жалоб от осужденных данной категории в период отбывания никогда не поступало. Во исполнение постановления Правительства от 17.06.2015 № 599 распоряжением ФСИН России 30.09.2015 № 128-р утвержден План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний, в соответствии с которым срок мероприятия по принятию мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта или реконструкции не соответствуют требованиям доступности для инвалидов, определен до 31.12.2020. Принимая во внимание, что социально-значимые объекты оборудованы пандусами, а срок мероприятия по принятию мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам определенный до 31.12.2020, не окончен, требования истца являются необоснованными. Просила в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Положения указанной нормы в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Между тем, помещения библиотеки и школы, находящиеся на территории исправительной колонии ФКУ ИК-20, к названным объектам не относятся.

Также суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 утвержден Порядок и сроки разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

Пунктом 2 названного постановления установлено, что Федеральным органам исполнительной власти разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 01.01.2016.

Во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 распоряжением ФСИН России от 30.09.2015 № 128-р, утвержден План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний (приложение № 2).

Согласно пункту 3 названного Плана срок мероприятий по принятию мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта не соответствуют требованиям доступности для инвалидов, определен до 31.12.2020.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные положения закона, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ маломобильным осужденным в помещение библиотеки и школы, расположенных на территории ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по ПК, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья

Ж.В. Левицкая