ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-475/20 от 21.08.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-475/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Приморско-Ахтарск 21 августа 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

при секретаре Турулиной О.И.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ФИО2 - ФИО3, действующего на основании нотариальной удостоверенной доверенности,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, о признании права собственности на блоки жилого дома блокированной застройки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Межмуниципальному отделу по Приморско-Ахтарскому, Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании права собственности на блоки жилого дома блокированной застройки, мотивируя его тем, что 19.05.2014 года и 09.06.2015 года ФИО1 и ФИО2 заключили договоры купли-продажи с ООО «Газпром трансгаз Краснодар», по которым они приобрели по 1/2 доли в праве собственности на дом операторов, находящийся по адресу: <адрес>.

С учетом этого, в соответствии с постановлениями администрации Бриньковского сельского поселения от 24.11.2015 года № 313 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, » и от 24.11.2015 года № 314 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО2 и заключении договоры аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, », указанным органом местного самоуправления 24.11.2015 года с ФИО1 и ФИО2 соответственно заключены договоры аренды земельного участка несельскохозйственного назначения за и , по которым ФИО1 и ФИО2 на 49 лет предоставлены в аренду по 1/2 доли земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 2001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , под домом операторов.

29.01.2016 года ФИО1 и ФИО2 в установленном законом порядке, заключили соглашение о реальном разделе и прекращении долевой собственности, по которому ФИО1 приобрел в собственность нежилое помещение , общей площадью 66,4 кв.м., кадастровый , одноэтажное, находящееся по адресу: <адрес>, пом.1, а ФИО2 приобрелв собственность нежилое помещение , общей площадью 67,9 кв.м., кадастровый , одноэтажное, находящееся по адресу: <адрес>, пом.2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделаны записи регистрации за и , и им были выданы свидетельства о государственной регистрации права от 05.02.2016 года.

На основании поданных ФИО1 и ФИО2 заявлений, 25.03.2016 года главой администрации Бриньковского сельского поселения приняты постановления за «О переводе нежилого помещения в жилой дом по адресу: Россия, <адрес>, пом.1» и за «О переводе нежилого помещения в жилой дом по адресу: Россия, <адрес>, пом.2», согласно которым принадлежащее ФИО1 нежилое помещение, общей площадью 66,4 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <адрес>, пом.1, а принадлежащее ФИО2 нежилое помещение, общей площадью 67,9 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <адрес>, пом.2, переводятся в жилые дома.

С учетом этого, 21.04.2016 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 05.02.2016 года, согласно которому ФИО1 принадлежит на праве собственности (кадастровый ), жилое помещение, общей площадью 66,4 кв.м., этаж , расположенное по адресу: <адрес>, пом.1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделана запись регистрации . Также 13.05.2016 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 05.02.2016 года, согласно которому ФИО2 принадлежит на праве собственности (кадастровый ), жилое помещение, общей площадью 67,9 кв.м., этаж , расположенное по адресу: <адрес>, пом.2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделана запись регистрации .

На основании заявлений ФИО1 и ФИО2 администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район 21.08.2017 года принято постановление за № 1394 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2001 кв.м.», которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2001 кв.м., с «под домом операторов» на «блокированная жилая застройка», с категорией земель - земли населенных пунктов.

На основании заявлений ФИО1 и ФИО2, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район 19.11.2018 года принято постановление за «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных в результате раздела земельного участка с категорией земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 2001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «блокированная жилая застройка», согласно приложению: 1) земельный участок , площадью 909 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, в территориальной зоне Ж-1А (зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы); 2) земельный участок , площадью 1092 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, в территориальной зоне Ж-1А (зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы).

Учитывая заявления ФИО1 и ФИО2, администрацией Бриньковского сельского поселения 11.12.2018 года принято постановление за № 204 «Об упорядочении адресной части образуемых земельных участков с кадастровым номером и по адресу: Российская Федерация, <адрес>», согласно которому: 1) образуемому земельному участку с кадастровым номером , присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес> при помещении 2, площадью 909 кв.м.; 2) образуемому земельному участку с кадастровым номером , присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес> при помещении 1, площадью 1092 кв.м.

В последующем вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учет, в связи, с чем согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 20.06.2019 года , земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> при помещении 1, площадью 1092 кв.м. +/- 12 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - блокированная жилая застройка, 23.01.2019 года, присвоен кадастровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 20.06.2019 года земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> при помещении 2, площадью 909 кв.м. +/- 11 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - блокированная жилая застройка, 23.01.2019 года, присвоен кадастровый .

25.09.2019 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район с заявлениями о предоставлении им в собственность вышеуказанных земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые помещения. Однако, 02.10.2019 года им было отказано, в связи с тем, что согласно выписке из ЕГРН на здание, расположенное по адресу: <адрес>, на кадастровом учете значится - дом операторов с назначением - нежилое здание, где данные о правообладателе отсутствуют, при этом сведения о принадлежности истцам на праве собственности жилого дома, в представленных документах отсутствуют, и они являются собственниками не самостоятельного объекта, а жилого помещения.

В декабре 2019 года ФИО1 обратился в Отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ» по <адрес> для изготовления технического плана, при этом письмом от 13.12.2019 ФИО1 разъяснено, что подготовку технического плана для постановки на кадастровый учет жилых домов (Блоков) путем раздела здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, произвести невозможно, так как здание с кадастровым номером , согласно сведений ЕГРН, имеет назначение «Нежилое здание», при этом поскольку истцы не являются собственниками исходного объекта недвижимости - здания, из которого образованы жилые дома (Блоки) путем раздела, они не вправе составить и заверить декларацию, необходимую для изготовления технического плана.

30.01.2020 года ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о переводе нежилого здания «Дом операторов», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером в жилое, с наименованием «жилой дом блокированной жилой застройки», состоящим из двух жилых блоков: Блок , общей площадью 66,4 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н ; Блок , общей площадью 67,9 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н . А также об изменении наименований: Жилого помещения, общей площадью 66,4 кв.м., этаж , расположенного по адресу: <адрес>, пом.1, с кадастровым номером на «Блок жилого дома блокированной застройки»; жилого помещения, общей площадью 67,9 кв.м., этаж , расположенного по адресу: <адрес>, пом.2, с кадастровым номером на «Блок жилого дома блокированной застройки».

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, письмом от 21.02.2020 , администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район истцам было отказано в заявленной просьбе, поскольку положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и действующим законодательством в целом не предусмотрено норм о полномочиях органов местного самоуправления по присвоению и внесению изменений в наименование объекта недвижимости, принятие соответствующих муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок и процедуру оказания муниципальной услуги по данному вопросу, без уточнения федерального законодательства в данной части, не представляется возможным. Также в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименования объектам недвижимости, следовательно, и их переименования. Положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости.

С учетом этого, а также положений п.11 ч.5 ст.8, ч.ч. 2, 3 ст. 13 Закона № 218-ФЗ, изменить наименование помещений, расположенных по адресу: <адрес>, пом.2, с кадастровым номером и <адрес>, пом.1, с кадастровым номером , не представляется возможным.

Кроме того, осуществление процедуры перевода нежилого помещения в жилое помещение с одновременным изменением наименования объекта недвижимости Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. С учетом этого, а также положений п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.1, 2 ст. 16, ст.ст. 22, 23 ЖК РФ, перевести нежилое здание «Дом операторов», расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в жилое, с наименованием «жилой дом блокированной жилой застройки» не представляется возможным.

Таким образом, истцы, являясь собственниками объектов недвижимого имущества, ограничены в своих правах владения, пользования и распоряжения таковым, поскольку не имеют возможности осуществлять постановку на кадастровый учет жилых домов (Блоков) путем раздела здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно техническому паспорту на дом операторов, расположенный по адресу: <адрес>, составленному на 11.12.2015 года, а также кадастровых паспортов на принадлежащие истцам жилые помещения, указанные помещения, фактически, представляют из себя два обособленные друг от друга помещения, имеющие самостоятельные входы.

Согласно техническому заключению по результатам обследования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, утвержденного 05.03.2020 года индивидуальным предпринимателем ФИО7, являющимся членом Саморегулируемой Организации Ассоциации «Союз Профессиональных Строителей», объект капитального строительства (дом операторов), расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами (при помещении 1), (при помещении 2), по адресу:Россия, <адрес>, состоит из двух блоков, каждый из которых: имеет непосредственный выход на придомовой (приквартирный, прилегающий) земельный участок и расположен в его границах; оснащен независимой друг от друга системой инженерного обеспечения с отдельными узлами учета; отделен друг от друга глухими перегородками и стенами; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием; соответствует требованиям к инсоляции жилых зданий; удовлетворяет требованиям СНиП 31.01.2003 «Здания жилые многоквартирные», в части высоты потолков в помещениях.

Так как, согласно п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, объект капитального строительства (дом операторов), расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами (при помещении 1), (при помещении 2), по адресу: Россия, <адрес>, по своим характеристикам можно отнести к понятию - жилой блокированный дом.

Истцы предпринимали меры по изменению характеристик принадлежащих им объектов недвижимости во внесудебном порядке путем обращения в орган местного самоуправления, ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ».

Однако, отсутствие в законодательстве четко прописанного механизма изменения статуса жилых помещений в нежилом здании на жилые дома блокированной застройки, с разделением на отдельные блоки делает невозможным оформление документации на такие объекты и их постановку на государственный кадастровый учет.

Истцы не являются собственниками нежилого здания, а по сути своей жилого дома блокированной жилой застройки, по адресу: <адрес>, как единого объекта недвижимого имущества, в связи, с чем не вправе составлять и заверять декларацию об объекте недвижимости, необходимую для изготовления технического плана.

Таким образом, отсутствие у истцов правоустанавливающих документов на нежилое здание, а по сути своей на жилой дом блокированной жилой застройки, по адресу: <адрес>, как на единый объект недвижимого имущества, при отсутствии в законодательстве четко прописанного механизма изменения статуса нежилого здания на жилые дома блокированной застройки с разделением на отдельные блоки, делает невозможной реализацию прав собственников жилых помещений в таком доме.

Поэтому истцы обратились в суд с настоящим иском и просят признать здание с к/н , жилым домом блокированной застройки, состоящим из 2-х жилых блоков: Блок , общей площадью 66,4 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н ; Блок , общей площадью 67,9 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н .

Изменить назначение и наименование здания с к/н 23:25:0401069:23 с «нежилое здание» на «жилой дом блокированной жилой застройки».

Признать за ФИО1 право собственности на Блок жилого дома блокированной застройки, общей площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО2 право собственности на Блок жилого дома блокированной застройки, общей площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>.

Снять с государственного кадастрового учета помещение с кадастровым номером , площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.1, путем исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.

Снять с государственного кадастрового учета помещение с кадастровым номером , площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.2, путем исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.

Аннулировать в едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером , площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.2.

Аннулировать в едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером , площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.1.

Указать, что решение суда, является основанием для: изменения сведений о здании с к/н ; снятия с ГКУ помещений с кадастровыми номерами и погашения сведений о государственной регистрации права на них за ФИО1 и ФИО2; постановки на государственный кадастровый учет блоков и жилого дома блокированной застройки с к/н и осуществления государственной регистрации права собственности на блок за ФИО1, на блок за ФИО2

Определением Приморско-Ахтарского районного суда от 26.05.2020г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому, Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на надлежащего – Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истца ФИО2 - ФИО3, действующий на основании нотариальной удостоверенной доверенности, исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО4, действующий на основании доверенности, при вынесении решения полагаелся на усмотрение суда.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщил. Не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

В судебное заседание представитель третьего лица – Отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Приморско-Ахтарскому району, не явился, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщил. Не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, изучив исковое заявление, выслушав истца ФИО1 и представителя истца ФИО2 – ФИО3, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что 19.05.2014 года и 09.06.2015 года ФИО1 и ФИО2 заключили договоры купли-продажи с ООО «Газпром трансгаз Краснодар», по которым они приобрели по 1/2 доли в праве собственности на дом операторов, находящийся по адресу: <адрес>.

С учетом этого, в соответствии с постановлениями администрации Бриньковского сельского поселения от 24.11.2015 года № 313 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, » и от 24.11.2015 года № 314 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО2 и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, », указанным органом местного самоуправления 24.11.2015 года с ФИО1 и ФИО2, соответственно, заключены договоры аренды земельного участка несельскохозйственного назначения за и , по которым ФИО1 и ФИО2 на 49 лет предоставлены в аренду по 1/2 доли земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 2001 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый , под домом операторов.

29.01.2016 года ФИО1 и ФИО2 в установленном законом порядке, заключили соглашение о реальном разделе и прекращении долевой собственности, по которому ФИО1 приобрел в собственность нежилое помещение , общей площадью 66,4 кв.м., кадастровый , одноэтажное, находящееся по адресу: <адрес>, пом.1, а ФИО2 приобрел в собственность нежилое помещение , общей площадью 67,9 кв.м., кадастровый , одноэтажное, находящееся по адресу: <адрес>, пом.2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделаны записи регистрации за и , и им были выданы свидетельства о государственной регистрации права от 05.02.2016 года.

На основании поданных ФИО1 и ФИО2 заявлений, 25.03.2016 года главой администрации Бриньковского сельского поселения приняты постановления за «О переводе нежилого помещения в жилой дом по адресу: Россия, <адрес>, пом.1» и за «О переводе нежилого помещения в жилой дом по адресу: Россия, <адрес>, пом.2», согласно которым принадлежащее ФИО1 нежилое помещение, общей площадью 66,4 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <адрес>, пом.1, а принадлежащее ФИО2 нежилое помещение, общей площадью 67,9 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <адрес>, пом.2, переводятся в жилые дома.

С учетом этого, 21.04.2016 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 05.02.2016 года, согласно которому ФИО1 принадлежит на праве собственности (кадастровый ), жилое помещение, общей площадью 66,4 кв.м., этаж , расположенное по адресу: <адрес>, пом.1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделана запись регистрации . Также 13.05.2016 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 05.02.2016 года, согласно которому ФИО2 принадлежит на праве собственности (кадастровый ), жилое помещение, общей площадью 67,9 кв.м., этаж , расположенное по адресу: <адрес>, пом.2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2016 года сделана запись регистрации .

На основании заявлений ФИО1 и ФИО2, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район 21.08.2017 года принято постановление за № 1394 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2001 кв.м.», которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2001 кв.м., с «под домом операторов» на «блокированная жилая застройка», с категорией земель - земли населенных пунктов.

На основании заявлений ФИО1 и ФИО2, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район 19.11.2018 года принято постановление за № 1594 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных в результате раздела земельного участка с категорией земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 2001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «блокированная жилая застройка», согласно приложению: 1) земельный участок , площадью 909 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, в территориальной зоне Ж-1А (зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы); 2) земельный участок , площадью 1092 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, в территориальной зоне Ж-1А (зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы).

Учитывая заявления ФИО1 и ФИО2, администрацией Бриньковского сельского поселения 11.12.2018 года принято постановление за «Об упорядочении адресной части образуемых земельных участков с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>», согласно которого: 1) образуемому земельному участку с кадастровым номером , присвоен адрес: Российская <адрес> при помещении 2, площадью 909 кв.м.; 2) образуемому земельному участку с кадастровым номером , присвоен адрес: Российская <адрес> при помещении 1, площадью 1092 кв.м.

В последующем вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учет, в связи, с чем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 20.06.2019 года , земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> при помещении 1, площадью 1092 кв.м. +/- 12 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - блокированная жилая застройка, 23.01.2019 года, присвоен кадастровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 20.06.2019 года , земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> при помещении 2, площадью 909 кв.м. +/- 11 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - блокированная жилая застройка, 23.01.2019 года, присвоен кадастровый .

25.09.2019 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район с заявлениями о предоставлении им в собственность вышеуказанных земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые помещения. Однако, 02.10.2019 года им было отказано, в связи с тем, что согласно выписке из ЕГРН на здание, расположенное по адресу: <адрес>, на кадастровом учете значится - дом операторов с назначением - нежилое здание, где данные о правообладателе отсутствуют, при этом сведения о принадлежности истцам на праве собственности жилого дома, в представленных документах отсутствуют, и они являются собственниками не самостоятельного объекта, а жилого помещения.

В декабре 2019 года ФИО1 обратился в Отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ» по Приморско-Ахтарскому району для изготовления технического плана, при этом письмом от 13.12.2019 ФИО1 разъяснено, что подготовку технического плана для постановки на кадастровый учет жилых домов (Блоков) путем раздела здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, произвести невозможно, так как здание с кадастровым номером сведений ЕГРН имеет назначение «Нежилое здание», при этом поскольку истцы не являются собственниками исходного объекта недвижимости - здания, из которого образованы жилые дома (Блоки) путем раздела, они не вправе составить и заверить декларацию, необходимую для изготовления технического плана.

30.01.2020 года ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район с заявлением о переводе нежилого здания «Дом операторов», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в жилое, с наименованием «жилой дом блокированной жилой застройки», состоящим из двух жилых блоков: Блок , общей площадью 66,4 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н ; Блок , общей площадью 67,9 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н 23:25:0401069:34. А также об изменении наименований: Жилого помещения, общей площадью 66,4 кв.м., этаж , расположенного по адресу: <адрес>, пом.1, с кадастровым номером на «Блок жилого дома блокированной застройки»; жилого помещения, общей площадью 67,9 кв.м., этаж , расположенного по адресу: <адрес>, пом.2, с кадастровым номером на «Блок жилого дома блокированной застройки».

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, письмом от 21.02.2020 .2-08 администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, истцам было отказано в заявленной просьбе, поскольку положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и действующим законодательством в целом не предусмотрено норм о полномочиях органов местного самоуправления по присвоению и внесению изменений в наименование объекта недвижимости, принятие соответствующих муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок и процедуру оказания муниципальной услуги по данному вопросу, без уточнения федерального законодательства в данной части, не представляется возможным. Также в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименования объектам недвижимости, следовательно, и их переименования. Положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости.

С учетом этого, а также положений п.11 ч.5 ст.8, ч.ч. 2, 3 ст. 13 Закона № 218-ФЗ, изменить наименование помещений, расположенных по адресу: <адрес>, пом.2, с кадастровым номером и <адрес>, пом.1, с кадастровым номером не представляется возможным.

Кроме того, осуществление процедуры перевода нежилого помещения в жилое помещение с одновременным изменением наименования объекта недвижимости Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. С учетом этого, а также положений п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.1, 2 ст. 16, ст.ст. 22, 23 ЖК РФ, перевести нежилое здание «Дом операторов», расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в жилое, с наименованием «жилой дом блокированной жилой застройки» не представляется возможным.

Таким образом, истцы, являясь собственниками объектов недвижимого имущества, ограничены в своих правах владения, пользования и распоряжения таковым, поскольку не имеют возможности осуществлять постановку на кадастровый учет жилых домов (Блоков) путем раздела здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно техническому паспорту на дом операторов, расположенного по адресу: <адрес>, составленному на 11.12.2015 года, а также кадастровых паспортов на принадлежащие истцам жилые помещения, указанные помещения, фактически, представляют из себя два обособленные друг от друга помещения, имеющие самостоятельные входы.

Согласно техническому заключению по результатам обследования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Россия, <адрес>,утвержденного05.03.2020годаиндивидуальным предпринимателем ФИО7, являющимся членом Саморегулируемой Организации Ассоциации «Союз Профессиональных Строителей», объект капитального строительства (дом операторов), расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0401069:33 (при помещении 1),23:25:0401069:34 (при помещении 2), по адресу: Россия, <адрес>, состоит из двух блоков, каждый из которых: имеет непосредственный выход на придомовой (приквартирный, прилегающий) земельный участок и расположен в его границах; оснащен независимой друг от друга системой инженерного обеспечения с отдельными узлами учета; отделен друг от друга глухими перегородками и стенами; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием; соответствует требованиям к инсоляции жилых зданий; удовлетворяет требованиям СНиП 31.01.2003 «Здания жилые многоквартирные», в части высоты потолков в помещениях.

Так как, согласно п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, объект капитального строительства (дом операторов), расположенный в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:25:0401069:33 (при помещении 1), 23:25:0401069:34 (при помещении 2), по адресу: Россия, <адрес>, по своим характеристикам можно отнести к понятию - жилой блокированный дом.

В п.5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 указано, что если одноэтажный жилой дом состоит из двух блоков, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования, то части жилого дома (блоки) могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

В письме от 26.08.2016 Росреестр отметил, что, если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве здания с назначением «жилой дом» и наименованием «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки».

Изложенное подтверждает вывод о том, что характеристика здания как жилого дома блокированной застройки имеет правовое значение для государственного кадастрового учета объектов недвижимости, что может повлечь для собственника такого объекта правовые последствия.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве при наличии спора о праве, в связи, с чем в ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 ГПК РФ закреплено, что обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Истцы в рамках избранного способа защиты представили доказательства нарушения их прав и законных интересов.

Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Невозможность поставить имущество на кадастровый учет нарушает права истцов как собственников объектов недвижимости.

Согласно п. 52 Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (п.56).

Из положений п.23 ч.4 ст.8, п.7 ч.2, п.6 ч.5 ст.14 Закона № 218-ФЗ следует, что изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости, содержащего новые сведения о данном объекте, государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, к которым относится, в том числе, вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Истцы предпринимали меры по изменению характеристик принадлежащих объектов недвижимости во внесудебном порядке путем обращения в орган местного самоуправления, ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ».

Однако, отсутствие в законодательстве четко прописанного механизма изменения статуса жилых помещений в нежилом здании на жилые дома блокированной застройки, с разделением на отдельные блоки делает невозможным оформление документации на такие объекты и их постановку на государственный кадастровый учет.

Согласно п.11 ст.24 Закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Истцы не являются собственниками нежилого здания, а по сути своей жилого дома блокированной жилой застройки, по адресу: <адрес>, как единого объекта недвижимого имущества, в связи, с чем не вправе составлять и заверять декларацию об объекте недвижимости, необходимую для изготовления технического плана.

Таким образом, отсутствие у истцов правоустанавливающих документов на нежилое здание, а по сути своей на жилой дом блокированной жилой застройки, по адресу: <адрес>, как на единый объект недвижимого имущества, при отсутствии в законодательстве четко прописанного механизма изменения статуса нежилого здания на жилые дома блокированной застройки с разделением на отдельные блоки, делает невозможной реализацию прав собственников жилых помещений в таком доме.

Вместе с тем, согласно письму Росреестра от 03.04.2017 -ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки», при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое» на основании разрешения на ввод указанного дома в эксплуатацию и технических планов, оформленных в отношении каждого блока в отдельности, при этом количество земельных участков, сформированных непосредственно для использования блоков, сведения о которых должны содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, должно соответствовать количеству блоков.

В соответствии с п.1 ст.8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

На основании п.2 ст.8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В силу п.3 ст. 8 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Согласно п.4 ст.8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.5 ст.8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовой дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

Определением Приморско-Ахтарского районного суда по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта от 15.07.2020г. (л.д.205-262) следует, что жилой дом с помещением , принадлежащий ФИО1, общей площадью 66,4 кв.м. и помещением , принадлежащий ФИО2, общей площадью 67,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, являются автономными жилыми блоками, а следовательно, обладают характеристиками «жилого дома блокированной застройки».

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, о признании права собственности на блоки жилого дома блокированной застройки, подлежащими удовлетворению.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поэтому из числа ответчиков его следует исключить.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, о признании права собственности на блоки жилого дома блокированной застройки - удовлетворить.

Признать здание с к/н жилым домом блокированной застройки, состоящим из 2-х жилых блоков: Блок , общей площадью 66,4 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н ; Блок , общей площадью 67,9 кв.м., расположенный на земельном участке с к/н .

Изменить назначение и наименование здания с к/н с «нежилое здание» на «жилой дом блокированной жилой застройки».

Признать за ФИО1 право собственности на Блок жилого дома блокированной застройки, общей площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО2 право собственности на Блок жилого дома блокированной застройки, общей площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>.

Снять с государственного кадастрового учета помещение с кадастровым номером , площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.1, путем исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.

Снять с государственного кадастрового учета помещение с кадастровым номером , площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.2, путем исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.

Аннулировать в едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером , площадью 67,9 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.2.

Аннулировать в едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером , площадью 66,4 кв.м., по адресу: <адрес>, пом.1.

Решение суда, является основанием для изменения сведений о здании с кадастровым номером ; снятия с государственного кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами и погашения сведений о государственной регистрации права на них за ФИО1 и ФИО2; постановки на государственный кадастровый учет блоков и жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером и осуществления государственной регистрации права собственности на блок за ФИО1, на блок за ФИО2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд.

Судья

Приморско-Ахтарского

районного суда Н.В. Кучукова