Емельяновский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Емельяновский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
гр.дело №2-476-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Емельяново 04 июля 2011года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шиловой Л.Р.
при секретаре Орловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипова Петра Спиридоновича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю о признании в недействительным решения №2 от 09 февраля 2010года МИФНС №17 по Красноярскому краю в части доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафа,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с исковыми требованиями о признании недействительным решения №2 от 09 февраля 2010года МИФНС №17 по Красноярскому краю о привлечении Филипова П.С. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения налогового вычета по НДФЛ за октябрь, ноябрь, декабрь 2007года. Требования мотивировал тем, что в отношении него как индивидуального предпринимателя налоговым органом проводилась выездная проверка по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов. Проверка проводилась в период с 09.07.2009года по 26.10.2009года. По окончании проверки составлен акт №12-20/3/6 от 13 ноября 2009года. Согласно данному акту установлена неуплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или др.неправомерных действий, начислена пеня за несвоевременную уплату налога. Решением №2 от 09.02.20010года истец привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа, доначислен налог, пеня. С данным решением не согласен, поскольку при расчете НДС был применен расчетный метод по аналогичным предприятиям, но только для расчета налоговой базы, а не для определения вычета НДС. Истец требования уточнил: просил признать недействительным вышеуказанное решение в части определения налогового вычета по НДС; затем требования уточнил, отказавшись от поддержания первоначально заявленных требований, -просит признать недействительным вышеуказанное решение в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 846 078рублей, пени в сумме 830 229.21рублей, штрафов в сумме 398011.10рублей. С физическими и суммовыми данными продажи для НДС истец согласен полностью, но по приобретению товара не согласен, так как не было учтено приобретение товара без НДС, расходы на оставшуюся часть должны быть определяться расчетным методом с применением полученных расчетных цен и суммой НДС. По расчету истца НДС к уплате составляет 1 874332,6 рублей.
Истец Филипов П.С., его представитель Степанов В.Е. в судебном заседании требования иска поддержали по изложенным в нем основаниям. Дополнительно Степанов В.Е. суду пояснил, что обжалуемое решение подлежит отмене также и в связи со вступлением в законную силу приговора суда по обвинению истца в неуплате налога, в котором в том числе установлены обстоятельства неуплаты НДС за спорный период.
Представитель ответчика МИФНС №17 - Мысина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, мотивировав свои возражения тем, что в отношении Филиппова П.С. при расчете налоговой базы по НДС не был применен расчетный метод по аналогичным налогоплательщикам. Хранить документы - это обязанность налогоплательщика. Срок хранения первички и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, составляет 4 года. Ст.17 ФЗ №129 заставляет обеспечивать сохранность документации не менее 5 лет. Филипов был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на короткий период - 3 месяца, с целью получить необоснованную налоговую выгоду по НДС. В силу ст.346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются плательщиками НДС. Пшеница Филиповым фактически приобреталась у предприятий, находящихся на ЕСХН, соответственно без НДС и реализовывалась с предприятиями-плательщиками НДС. В декларациях по НДС истцом необоснованно заявлялись налоговые вычеты. Судебный приговор не может иметь преюдициальное значение, поскольку в силу ст.ст.82 и 101 НК РФ функции налогового органа относится к исключительной компетенции налоговых органов. Другие гос.органы не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля. Поэтому заключение эксперта, положенное в основу приговора суда в отношении Филипова П.С. №3624 от 04.06.2010года, является недопустимым доказательством.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон по делу, приходит к следующему:
Налог на добавленную стоимость (НДС) - федеральный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (пункт 1 статьи 13 НК РФ, абзац 5 статьи 50 Бюджетного кодекса РФ). Он устанавливается исключительно Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 НК РФ).
Косвенный характер налога означает, что налог включается продавцом в состав цены товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств покупателя.
Косвенные налоги имеют особенности, позволяющие отличить их от всех других видов налогов. Так, любое лицо, которое выставит: покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС, обязано исчислить налог и перечислить его в бюджет, даже если это лицо не признается плательщиком НДС или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС (пункт 5 статьи 173 НК РФ). По экономической сущности НДС является налогом "с потребления», так как основное бремя его уплаты должно лечь на плечи конечного потребителя, приобретающего товары, работы и услуги для нужд, не связанных с ведением хозяйственной деятельности.
Установлен ступенчатый механизм уплаты НДС. Реализуя товары, работы, услуги или имущественные права, налогоплательщик предъявляет покупателю налог со всей цены. При этом он вправе уменьшить подлежащей перечислению в бюджет налог на суммы налога, которые он уплатил поставщикам и подрядчикам при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав для целей осуществления облагаемой ЦЦС деятельности. То есть фактически он перечисляет налог с добавленной стоимости, то есть с той части цены, которую он прибавил к стоимости приобретенных им в производственных (коммерческих) целях товаров, работ и услуг.
Налогоплательщиками НДС согласно ст. 143 НК РФ признаются, в том числе индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ являются следующие хозяйственные операции:
1. Реализация товаров (работ, услуг и, имущественных прав) на территории Российской Федерации на возмездной или безвозмездной основе, а также передача имущественных прав. Под реализацией товаров и работ понимается передача права собственности на товар или на результат работ, под реализацией услуг - оказание услуги (статья 39 НК РФ).
При этом товар для целей Налогового кодекса - это любое имущество, передаваемое или предназначенное для передачи в собственность. Работа - деятельность, результат которой имеет материальное воплощение и может быть передан организации или физическому лицу для удовлетворения его потребностей. Услуга - деятельность, результат которой не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе оказания услуги (статья 38 НК РФ). Соответственно, в бухгалтерском учете результат работ учитывается как вложение во внеоборотные активы или как материалы, а услуги сразу относятся на затраты или на счет прибыли.
Исчисленная сумма налога уменьшается на сумму, принятую в данном налоговом периоде к вычету, и увеличивается на сумму налога, подлежащую восстановлению в данном налоговом периоде (п. 1 ст. 173 НК РФ). Если итоговая сумма положительна, то она подлежит перечислению в бюджет. Если сумма отрицательна, то она подлежит возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).
НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода. Для правильного исчисления налога необходимо определить, к какому именно налоговому периоду относится операция, признаваемая объектом налогообложения. Необходимость детального правового регулирования вызвана прежде всего тем, что многие операции растянуты во времени (например, не совпадает момент передачи товара и его оплата).
По общему правилу, момент определения налоговой базы возникает в день отгрузки товаров (передача права собственности на товары, если они не отгружаются), выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (п.1 ст.167 НК РФ). Соответствующий день устанавливается по данным первичных учетных документов. Это же правило действует при реализации товаров (работ, услуг) через агента или комиссионера (т.е. налоговая база определяется на момент передачи товара конечному покупателю).
Плательщики НДС вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 НК РФ закреплено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработке вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1)товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;
2)товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст.172 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3,6-8 ст. 171 НК РФ и при наличии первичных документов.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и ст. 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете- как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих Залоговых баз.
Согласно п.7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным налогоплательщикам.
Согласно подп.7 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течении более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету является счет-фактура заполненная в соответствии со ст. 169 НК РФ.
Вычеты налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169, 172 НК РФ возможны при наличии в совокупности двух следующих условий:
1) наличие счета-фактуры;
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169НКРФ).
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Согласно п.с ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счета-фактуры являются основанием для принятия суммы налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п.5,5.1 и 6 ст.169 НК РФ.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, книг продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г., 11 мая 2006 г.).
2) принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом, представляемые документы должны отвечать требованиям достоверности, бытьвзаимоувязанными и непротиворечивыми.
Пунктом ст.176 НК РФ установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению(зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положением данной статьи.
В целях проверки достоверности и непротиворечивости сведений, указанных в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком при проведении мероприятий налогового контроля, налоговый орган на основании ст.93.1 НК РФ вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы, а не у проверяемого налогоплательщика. Кроме того, на основании п.п.12 п.1 ст.31 и ст.90 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетелей любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В судебном заседании установлено, что инспекцией в отношении Филиппова П.С. была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 10 октября 2007года по 31 декабря 2007года.
По результатам выездной проверки составлен Акт №12-20/3/6 от 13 ноября 2009года, на основании которого инспекцией принято решение № 2 от 09.02.2010года, на основании которого доначислены налоги, а также начислены пени и штрафы, в том числе НДС - в размере 2 846 078рублей, пеня- 830 229.21рублей, штраф- в размере 398 002,10рублей.
За 2007 год Филиповым П.С. представлены следующие декларации: от 20.11.2007года за октябрь 2007года на сумму реализации 6 665 837рублей, НДС - 666 584, НДС, подлежащий вычету- 665792, НДС, подлежащий уплате- 792;
от 12.12.2007года за ноябрь 2007года на суму реализации 4 796 774рублей, исчисленный НДС -479 677рублей, НДС, подлежащий вычету- 479 204рубля, НДС, подлежащий уплате -473;
За декабрь 2007года декларация не представлена.
В ходе проверки установлены расхождения по данным, отраженным в декларациях.
Согласно анализу выписки по расчетному счету за период с 11.10.2007г. по 31.12.2007г. обороты по расчетному счету составили 32 883 774,477 руб.
По контрагенту ОАО «Пава»: по документам, полученным из Главного следственного управления при ГУВД по Красноярскому краю, договора купли-продажи зерна пшеницы №143-07/2, счета-фактуры №10 от 27.12.2007г. и товарной накладной установлено, что за спорный период реализовано пшеницы Филиповым П.С. в адрес данного контрагента на общую сумму 26 928 205,58 руб. (НДС 2 448 018,68 руб.).
По контрагенту ООО «Торговый дом МаВР» общая сумма реализации составила 4 600 000 руб. (НДС 418 181,81 руб.).
По результатам проверки доначислены следующие суммы налога:
за октябрь 2007г. в сумме 1 684 285 руб.;
за ноябрь 2007г. в сумме 1 028 495 руб.;
за декабрь 2007г. в сумме 133 298 руб.
За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст.75 НК РФ по НДС начислены пени в размене 830 229,21 руб. За неуплату налога налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 284 607,8 руб. (учетом примененных смягчающих обстоятельств в 2 раза снижен размер штрафа - 2846078*20%:2).
Вместе с тем, 19 мая 2011года в отношении Филипова П.С. Емельяновским районным судом Красноярского края вынесен обвинительный приговор по ст.198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов и сборов. Приговор вступил в законную силу 30 мая 2011года. Приговором суда установлено, что Филипов П.С. в период с 10.10.2007года по 19.12.2007года, являясь индивидуальным предпринимателем, являлся плательщиком НДС. Являясь исполнительным директором ООО «АПП «Еловское», Филипов использовал Общество в своей преступной схеме по уклонению от уплаты НДС- приобретал у сельхозпроизводителей СПК «Шилинский», ЗАО «Новоселово», ООО АПП «Еловское», являющихся плательщиками ЕСХН. Приговором суда установлено, что Филипов П.С. уклонился от уплаты НДС за октябрь 2007года в размере 1684285рублей, за ноябрь 2007года -1028495,44рублей, за декабрь 2007года - 76172,90рублей. Общая сумма неисчисленного Филиповым П.С. и подлежащего уплате в федеральный бюджет НДС на период с 10.10.2007года по 19.12.2007года составила 2 788 953,94рублей.
В силу ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Поскольку приговором суда установлен размер НДС, подлежащий уплате Филиповым в федеральный бюджет; а установленный размер НДС обжалуемым решением налогового органа, не соответствует установленному приговором суда, решение налогового органа подлежит отмене.
Довод ответчика о том, что привлечение истца к уголовной ответственности не освобождает его от обязанности уплаты штрафа по решению налогового органа, суд находит не состоятельным, поскольку в соответствии с п.3 ст.108 НК РФ предусмотренная ответственность(в виде штрафа) за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Филиппова Петра Спиридоновича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю о признании в недействительным решения №2 от 09 февраля 2010года МИФНС №17 по Красноярскому краю в части доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафа удовлетворить.
Отменить решение №2 от 09 февраля 2010года Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю в отношении Филиппова Петра Спиридоновича.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2011года.
Председательствующий: