ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4762/18 от 24.12.2018 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Гр.дело № 2-4762/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.В. Загитовой

при секретаре Л.А.Феоктистовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании Соглашения о намерениях недействительным,

Третье лицо: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ

установил:

НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании Соглашения о намерениях гражданина участвовать в выборе будущей собственной квартиры с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО6 недействительным, применив последствия недействительности сделки путем возврата денежных средств в размере 311371,50 руб. в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО2

В обоснование иска указано, что ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являлись собственниками признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м. В рамках процедуры изъятия аварийного жилого помещения в соответствии со ст.32 ЖК РФ ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Зеленодольский муниципальный район» и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд . Постановка на учет граждан - собственников аварийного жилья осуществляется только при наличии нуждаемости их в жилье. При расчете нормы постановки на учет граждан включается общая площадь жилых помещений всех собственников, то есть жилые помещения (доли жилых помещений), занимаемых ими по договору найма и (или) принадлежащие на праве собственности. У члена семьи ФИО3 - ФИО1 имеется в собственности недвижимое имущество. Согласно выписке из ЕГРН у ФИО1 имеются в собственности жилые помещения по следующим адресам: РТ, <адрес> общей площадью 79,7 кв.м и РТ, <адрес>, площадью 32,5 кв.м. У ФИО3 имеется в собственности второе жилье по адресу: РТ, <адрес>, площадью 30,6 кв.м. Также ФИО3 вместе с ФИО6 являются участниками программы социальной ипотеки и в 2010 году осуществили выбор <адрес> по объекту, расположенному по адресу: РТ, <адрес>, площадью 49,4 кв.м. Семья не отвечает требованиям, предъявляемым к гражданам, имеющим право приобрести жилое помещение через Фонд на условиях выкупа. Однако, в нарушение данного условия, исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ проверка нуждаемости семьи в жилье не проведена, семья поставлена на учет путем разделения счетов и осуществлена постановка на учет двух учетных дел:

- ФИО3 (заявитель), ФИО6 (дочь), ФИО2 (брат), ФИО4 (мать);

- ФИО1, ФИО5.

В результате разделения счетов ФИО1 и ФИО5 получили выкупную цену за изъятое аварийное жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО2 заключили с Фондом соглашение о намерениях гражданина участвовать в выборе будущей собственной квартиры с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (далее - соглашение о намерениях). Предоставленная исполнительным комитетом субсидия за аварийное жилье в размере 311371,5 руб. перечислена ответчиками во исполнение условий соглашения о намерениях в пользу Фонда. Фонд считате, что вышеуказанное соглашение о намерениях является недействительным в силу п.1 ст.166, п.1 ст.178 ГК РФ, разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». В данном случае право на получение благоустроенного жилого помещения через некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» у семьи не возникло. Вместе с тем, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ осуществляя постановку на учет ответчиков, являющихся собственниками аварийного жилого помещения, своевременно не провел проверку нуждаемости их в жилом помещении, не отразил в базе данных сведения об аварийном жилом помещении и о его собственниках. Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ не представив полную информацию о собственниках аварийного жилого помещения, ввел Фонд в заблуждение относительно стороны договора. На момент подписания соглашения о намерениях у Фонда сложилось неправильное мнение о природе сделки, Фонд заблуждался относительно условий сделки. Соглашение о намерениях Фондом заключено в целях защиты жилищных прав граждан-собственников аварийного жилого помещения, подтвердившие свою нуждаемость в жилье, а не в целях улучшения жилищных условий граждан. Однако ввиду неправильной постановки ответчиков на учет граждан, нуждающихся в жилье, Фонд оставаясь в неведении относительно указанных выше обстоятельств совершил сделку, которую не совершил бы, если бы не заблуждался. Таким образом, выраженная воля Фонда при совершении сделки повлекла иные правовые последствия, чем те, которые действительно имел в виду.

В судебное заседание представитель истца НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя истца ФИО7 на справочном листе в материалах дела.

Ответчик ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования не признали.

Представитель третьего лица исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не поддержал, указав, что нуждаемость ответчиков в жилом помещении была проверена, данный вопрос рассматривался жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, на которой присутствовал представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» ФИО14., поэтому доводы истца о том, что Фонд был в неведении, не соответствует действительности. Ответчики являются членами двух разных семей, возможна разная постановка на учет, но Фонд объединил учетные дела, и поставил ответчиков на учет как получателей компенсации. Данный факт должен рассматриваться на жилищной комиссии, заявление от семьи на внесение изменений в учетные дела в исполком не поступало. Представил выписку из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122-124).

Ответчики ФИО1, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.118, 119, 120) представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.115, 116, 117).

Учитывая положения ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя истца, ответчиков ФИО1, ФИО5, ФИО6

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 190 от 15.04.2005 утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее – Правила и порядок).

Согласно п.4 указанных Правил и порядка, граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельному принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, если размер общей площади, приходящийся на каждого гражданина в занимаемых по договору найма и (или) находящихся в собственности объектах жилищных прав, соответствует норме постановки на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.

Так, пунктом 3 Правил и порядка установлено, что норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с п.5.2 Правил и порядка основанием постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, является, в том числе, признание жилого помещения аварийным, ветхим.

Согласно п.7 Правил и порядка рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами, назначенными приказами руководителей организаций, в месячный срок со дня подачи заявления. Заявителю выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органами местного самоуправления или организациями.

Пунктом 8 Правил и порядка установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица, назначенные руководителями организаций, формируют учетное дело, состоящее из документов, полученных в результате выполнения следующих функций:

проверки наличия приложенных к заявлению анкеты и всех необходимых документов;

проверки достоверности указанных в документах сведений с целью уточнения данных с соответствующими органами;

подготовки карточки учета семьи для рассмотрения вопроса о постановке на учет на общественной жилищной комиссии согласно формам приложений NN 4, 5 и в соответствии с Порядком заполнения унифицированной формы списка семей приложения N 6.

Основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления или приказ руководителя организации с присвоением Заявителю уникального учетного кода.

Состав учетного дела и порядок его ведения оформляются в соответствии с приложением N 7.

Согласно п.9 Правил и порядка, рассмотрение заявлений Заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями.

В состав общественных жилищных комиссий входят представители органов местного самоуправления, трудовых коллективов, профсоюзов, ветеранских, молодежных и иных общественных организаций.

Численность, поименный состав и регламент работы общественной жилищной комиссии утверждаются руководителями органов местного самоуправления и организаций в соответствии с Положением о работе общественных жилищных комиссий (приложение N 8).

Специализированная организация (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан) имеет право принимать участие в работе общественных жилищных комиссий органов местного самоуправления и организаций.

В соответствии со ст.17 Правил и порядка, право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" возникает с момента включения семей в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"), о чем специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") письменно извещает органы местного самоуправления, организации и заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях.

Статьей 18 Правил и порядка установлено, что право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:

выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан;

утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка;

подачи личного заявления Заявителя о снятии с учета;

выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;

незаключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан");

невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей;

исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в связи с расторжением договора по соглашению сторон.

Органы местного самоуправления, организации при выявлении случаев, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, информируют об этом специализированную организацию (некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в 10-дневный срок со дня выявления такого случая.

Исключение из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления, организации и Заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения.

После получения извещения специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") орган местного самоуправления, организация в 10-дневный срок принимает решение о снятии Заявителя с учета. Решение о снятии с учета принимается при отсутствии у Заявителя иных оснований для нахождения на учете.

Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района №1944 от 09.09.2013 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Зеленодольском муниципальном районе на 2013-2017 годы.

В целях ликвидации аварийного жилищного фонда и реализации жилищной политики Республики Татарстан на территории Зеленодольского муниципального района, направленной на развитие жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасное и комфортное проживание в нем, дополнения и уточнения суммы финансирования муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2016 годы в Зеленодольском муниципальном районе, постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 31.08.2017 № 2311 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Зеленодольском муниципальном районе на 2013-2016 годы в новой редакции, основными целями которой являются: финансовое и организационное переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, и собственники помещений, в которых проявили готовность участвовать в региональной программе по переселению граждан, при условии, что орган местного самоуправления обеспечивает выполнение определенных Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Одна из основных задач Программы: создание условий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Президентом Республики Татарстан 12.02.2016 утверждено решение Попечительского Совета Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений в целях оказания содействия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», согласно которому гражданам-собственникам аварийных жилых помещений, путем заключения соглашений о намерениях с НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», было гарантировано право осуществить заявку по выбору благоустроенных жилых помещений в домах Государственного жилищного Фонда Республики Татарстан на условиях выкупа с дальнейшим оформлением в собственность.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, региональным законодательством предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социальной ипотеки при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социальной ипотеки.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 принадлежала на праве общей долевой собственности квартира по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в соответствии с постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выкупе жилых помещений из аварийного жилищного фонда» заключено Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд , по которому Муниципальное образование Зеленодольский муниципальный район изымает у ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 жилое помещение по адресу: РТ, <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из двух жилых комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 45,2 кв.м, кадастровый номер , расположенного на земельном участке с кадастровым номером . Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности вышеуказанным ответчикам на основании:

- договора дарения доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 доля в праве собственности 1/4;

- договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ: ФИО2 доля в праве собственности 1/4, ФИО3 доля в праве собственности 1/4;

- договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ: ФИО4 доля в праве собственности 1/8, ФИО5 доля в праве собственности 1/8 (л.д.40-42).

Из пункта 4 Соглашения следует, что в указанном жилом помещении кроме ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 проживает и зарегистрирован 1 человек: ФИО6.

Согласно пункту 5 данного Соглашения стороны пришли к соглашению о возмещении за изымаемое для муниципальных нужд имущество в размере 498194,40 руб., в указанную сумму включена стоимость недвижимого имущества, убытки, предусмотренные ч.7 ст.32 ЖК РФ, ч.2 ст.281 ГК РФ, в том числе упущенная выгода. Расчет Муниципального образования Зеленодольский муниципальный район с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 за изымаемое недвижимое имущество будет произведен путем перечисления денежных средств на блокированный расчетный счет ФИО3 в Зеленодольском филиале «Ак Барс банка», до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в соответствии с постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О выкупе жилых помещений из аварийного жилищного фонда» в целях реализации на территории муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан» Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, заключено Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа №<адрес>8, по которому Муниципальное образование Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан выкупает у ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, принадлежащую им по праву долевой собственности квартиру, находящуюся по адресу: РТ, <адрес> кадастровым номером 16:49:010506:190 общей площадью 45,2 кв.м, которое удостоверено нотариусом Зеленодольского нотариального округа РТ ФИО15, зарегистрировано в реестре: (л.д.46-49).

Согласно пункту 3 данного Соглашения стороны пришли к соглашению о сумме возмещения за изымаемое для муниципальных нужд имущество в размере 498194,40 руб., в которое включена стоимость недвижимого имущества, убытки, предусмотренные ч.7 ст.32 ЖК РФ, ч.2 ст.281 ГК РФ, в том числе упущенная выгода. Муниципальное образование Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан выкупил у ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 указанную квартиру за 498194,40 руб. Расчет между сторонами будет произведен путем перечисления денежных средств на счета ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ: ФИО1 на блокированный целевой счет открытый в ПАО «АК БАРС» Банкв размере 1/4 от суммы указанной в п.4 настоящего соглашения; ФИО3, на блокированный целевой счет открытый в ПАО «АК БАРС» Банк в размере 1/4 от суммы указанной в п.4 настоящего соглашения; ФИО2 на блокированный целевой счет открытый в ПАО «АК БАРС» Банк в размере 1/4 от суммы указанной в п.4 настоящего соглашения; ФИО4 на блокированный целевой счет открытый в ПАО «АК БАРС» Банк в размере 1/8 от суммы указанной в п.4 настоящего соглашения; ФИО5, на блокированный целевой счет открытый в ПАО «АК БАРС» Банк в размере 1/8 от суммы указанной в п.4 настоящего соглашения.

Из выписки из протокола от 17.11.2017 заседания общественной жилищной комиссии по жилищным вопросам при Исполнительном комитете Зеленодольского муниципального района (л.д.122-124) следует, что на заседании рассматривались, в том числе заявления граждан о внесении изменений в сводный реестр по <адрес>: учетное дело , заявитель ФИО3, собственник 1/4 доли аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Сособственниками вышеуказанного помещения являются: ФИО1, доля на праве собственности 1/4, право собственности возникло на основании договора дарения доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9; ФИО2, доля на праве собственности 1/4, право собственности возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4, доля на праве собственности 1/8, право собственности возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9; ФИО5, доля на праве собственности 1/8, право собственности возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9

Кроме собственников в указанном жилом помещении проживает ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. Заключено Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент дарения «Даритель» ФИО9 второго благоустроенного жилья в собственности не имел, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. ФИО3 в собственности имеет второе благоустроенное жилье по адресу: <адрес>, площадь 30,6 кв.м. Нуждаемость на одного члена семьи составляет 7,65 кв.м. Семья нуждается в улучшении жилищных условий.

ФИО1 имеет в собственности второе благоустроенное жилье, общей площадью 123,58 кв.м, в улучшении жилищных условий не нуждается, членом семьи ФИО3 не является. Написал заявление о перечислении денежных средств на открытый текущий расчетный счет. Принимая во внимание вышеизложенное Исполнительным комитетом ЗМР произведено разделение лицевого счета аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>. Вносится изменение в учетное дело - исключение ФИО1, с последующей постановкой на учет по категории 6.33.1 на получение компенсации за аварийное жилое помещение (учетное дело ).

Заявитель просит исключить из учетного дела ФИО9 в связи с переходом права собственности и снятием с регистрационного учета; включить ФИО4, ФИО5 в связи с тем, что они являются собственниками аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>

Комиссией принято решение о внесении изменений в сводный реестр по <адрес>: учетное дело , заявитель ФИО3, исключить ФИО9, включить ФИО4, ФИО5 Исключить ФИО1, с последующей постановкой на учет по категории 6.33.1.

Из отзыва ФИО5 на исковое заявление следует, что она не является членом семьи ФИО3, ФИО2, ФИО4, совместного хозяйства с ними не ведет, зарегистрирована по другому адресу: <адрес>. За свою 1/8 долю в квартире по адресу: г.зеленодольск, <адрес> получила выкупную цену и потратила её на свои нужды (л.д.107).

В отзыве на исковое заявление ФИО1 также указал, что он не ведет совместной хозяйственной деятельности с ответчиками по делу, не является членом семьи ФИО3 и прописан по другому адресу: <адрес>. За изъятую 1/4 долю получил выкупную цену. Считает, что своими действиями Фонд пытается ввести суд в заблуждение и не исполнять обязанности по договору (л.д.103).

Суд считает несостоятельными доводы истца, изложенные в исковом заявлении о том, что исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, не представив полую информацию о собственниках аварийного жилого помещения, ввел истца в заблуждение относительно стороны договора, в связи с чем на момент подписания соглашения о намерениях у Фонда сложилось неправильное мнение о природе сделки, так как в соответствии с п.9 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, в работе общественных жилищных комиссий при Исполнительном комитете Зеленодольского муниципального района 17.11.2017, на которой было принято решение о внесении изменений в учетное дело ФИО3, принимал участие руководитель Казанского Межрегионального представительства НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» ФИО14 (л.д.122).

ДД.ММ.ГГГГ между НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» и ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО6 заключено Соглашение о намерениях гражданина участвовать в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность (л.д.70-74), согласно которому ответчикам ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО6, проживающим в признанном в установленном законодательством порядке аварийным и подлежащим сносу жилом доме, предоставлена возможность «выбора» и приобретения права собственности на инвестированную Фондом «будущую собственную квартиру».

Согласно п.3.1.4 вышеуказанного Соглашения, граждане обязаны в целях паенакопления и оформления в собственность «будущей собственной квартиры» до подписания «предварительного протокола» внести на расчетный счет Фонда денежные средства, предоставленные органом местного самоуправления на основании Постановления КМ РТ от 27.05.2011 №427 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно п.3.1.5 Соглашения от 26.12.2017 в целях паенакопления и оформления в собственность «будущей собственной квартиры» до подписания «предварительного протокола» и после исполнения обязанности, определенной п.3.1.4 настоящего соглашения, внести 100% ее стоимости собственными денежными средствами либо заключить с Фондом договор целевого денежного займа, с учетом внесенных согласно п.3.1.4 денежных средств.

Согласно п.3.4.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Фонд обязан предоставить гражданину возможность «выбора будущей собственной квартиры» на условиях настоящего соглашения.

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 заключено дополнительное соглашение к Соглашению об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд №<адрес>8 (л.д.43-45), согласно которому пункт 3 Соглашения №<адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: Стороны пришли к соглашению о возмещения за изымаемое для муниципальных нужд имущество в размере 498194,40 руб., в которое включена стоимость недвижимого имущества, убытки, предусмотренные ч.7 ст.32 ЖК РФ, ч.2 ст.281 ГК РФ, в том числе упущенная выгода.

Расчет за изымаемое недвижимое имущество будет произведен путем перечисления денежных средств на блокированные расчетные счета в Зеленодольском филиале «АК БАРС» Банк в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

ФИО2 в размере 1/4 от суммы указанной в п.3 настоящего соглашения;

ФИО3 в размере 1/4 от суммы указанной в п.3 настоящего соглашения;

ФИО4 в размере 1/8 от суммы указанной в п.3 настоящего соглашения.

Расчет за изымаемое недвижимое имущество будет произведен путем перечисления денежных средств на открытые текущие расчетные счета в Зеленодольском филиале «АК БАРС» Банк в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

ФИО1 в размере 1/4 от суммы указанной в п.3 настоящего соглашения; ФИО5 в размере 1/8 от суммы указанной в п.3 настоящего соглашения.

Во всех остальных положениях Соглашение оставлено неизменным.

Во исполнение Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа №<адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ:

- денежные средства в общей 498194,40 руб. перечислены на расчетный счета:

ФИО1 в размере 124548,60 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 123418,60 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1130 руб.;

ФИО5 в размере 62274,30 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 565 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61709,30 руб.;

ФИО4 в размере 62274,30 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61709,30 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 565 руб.;

ФИО3 в размере 124548,60 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 123418,60 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1130 руб.;

ФИО2 в размере 124548,60 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 123418,60 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1130 руб.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру по адресу: РТ, <адрес> зарегистрировано за муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.36-38).

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что проведение процедуры объединения лицевого счета невозможно, так как часть собственников аварийного жилого помещения уже реализовала право на получение компенсации за изъятое жилое помещение.

В ходе проведения проверки по вопросу законности действий НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Зеленодольской городской прокуратурой установлено нарушение Фондом установленного порядка изменения условий заключенных соглашений о намерениях гражданина участвовать в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В связи выявленным неисполнением требований закона Зеленодольским городским прокурором в адрес директора Фонда внесено представление об устранении нарушений гражданского законодательства Российской Федерации, о чем указано в ответе на обращение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.125).

Принимая во внимание, что пунктом 4 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес> предусмотрено принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки разных семей, проживающих в одном жилом помещении, при этом разными семьями признаются граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, суд приходит к выводу, что семья ФИО3 в установленном порядке поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как отдельная семья, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО6 имеют возможность выбора квартиры на условиях соглашения о намерениях гражданина участвовать в «выборе будущей квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.6, 12, 55-57, 67, 167, 191-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании Соглашения о намерениях гражданина участвовать в выборе будущей собственной квартиры с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО6 недействительным, применив последствия недействительности сделки путем возврата денежных средств в размере 311371,50 руб. в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО2, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: