ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4762/2016 от 24.08.2016 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-4762/2016

Заочное решение

Именем Российской Федерации

24 августа 2016 года город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Асмоловой О.А.,

при секретаре Евсееве В.В.,

с участием представителя истца ФИО1, представившего доверенность от 15.08.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Авиатор» о признании бездействия незаконными,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Авиатор», далее- ООО «Авиатор», о признании бездействие незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что 28.04.2016 года истец обратился к ответчику с письменным заявлением о предоставлении информации о задолженности по жилищно-коммунальным услугам, однако в установленные законом сроки ответчик отказался предоставить указанную информацию, копии запрашиваемых документов не представил. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред. Истец просит признать бездействие ответчика, выраженное в отказе от дачи ответа на заявление от 18.03.2016 года. Взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 50000 рублей.

Истец надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования уточнил. Просит суд признать бездействие ООО «Авиатор», выразившиеся в отсутствии предоставления необходимой информации по письменному заявлению истца от 28.04.2016 года. Обязать ООО «Авиатор» предоставить ФИО2 копию технического паспорта; посуточные показания общедомового прибора учета тепловой энергии, многоквартирного дома, акты выполненных ООО «Авиатор» работ за спорный период-с февраля 2015 года по 28.04.2016 года по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.<адрес>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авиатор» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В дополнение представитель пояснил, что ФИО2 не получала ответа на заявление, доказательств направления указанного ответа ООО «Авиатор» суду не представлено.

Ответчик ООО «Авиатор» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился.

Суд, с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, продавцом является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли- продажи.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и жителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно статье 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России, а статья 10 данного Закона устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пунктов 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с п. 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", далее0 Правила, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «д» п. 31 Правил производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Согласно пп. «к» п. 31 Правил исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

По смыслу пп. «р» п. 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Из материалов дела следует, что истец является сособственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

28.04.2016 года истец обратился в ООО «Авиатор» с заявлением, в котором просил предоставить ему расшифровку по каждой графе оказанных коммунальных и жилищных услуг и работ, на основании которых возникла задолженность в спорный период с февраля 2015 года по настоящее время, в том числе по холодному водоснабжению ОДН, отоплению, холодному водоснабжению, электроснабжению МОП, содержанию и ремонту жилья. Просила указать какие работы и какие услуги были предоставлены ежемесячно, а также просила предоставить копии ежемесячных актов выполненных работ и оказания жилищных услуг, посуточные показания ОДПУ отопление за спорный период, с указанием формулы, на основании которой произведен расчет. Кроме того, просил предоставить копию паспорта многоквартирного дома, в котором указана общая площадь многоквартирного дома (жилые, нежилые помещения, места общего пользования) (л.д. 5).

Ранее в судебном заседании представителем ответчика представлен суду письменный отзыв, согласно которому ответчик просил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку ФИО2 на заявление был направлен ответ с представление запрашиваемой информации.

В связи с возражениями представителя истца, судом разъяснялось представителю ответчика о необходимости представления журнала исходящей корреспонденции, однако представитель ООО «Авиатор» в судебное заседание не явился, журнал исходящей корреспонденции ООО «Авиатор» не представил. Каких-либо иных достоверных доказательств, свидетельствующих о направлении истцу ответа на заявление, содержащего запрашиваемую информацию, суду не представлено.

Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования ФИО2 к ООО «Авиатор» о признании бездействия незаконными удовлетворить.

Обязать ООО «Авиатор» предоставить ФИО2 копию технического паспорта, посуточные показания общедомового прибора учета тепловой энергии, акты выполненных ООО «Авиатор» работ за спорный период-с февраля 2015 года по 28.04.2016 года по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г<адрес>.

В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку ответчику не представлена информация, предоставление которой предусмотрено законом, в связи с чем нарушены права потребителя, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Исходя из принципа разумности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает компенсацию морального вреда в размере 500 рублей разумной и справедливой.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ООО «Авиатор» в пользу ФИО2 подлежит взысканию штраф в размере 250 рублей (500/2).

Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, данная пошлина в размере 600 рублей подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Саратов» при вынесении решения на основании ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,

решил:

исковые требования ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Авиатор» о признании бездействия незаконными удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Авиатор» выразившиеся в отсутствии предоставления необходимой информации по письменному заявлению ФИО2 от 28.04.2016 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Авиатор» предоставить ФИО2 копию технического паспорта; посуточные показания общедомового прибора учета тепловой энергии, акты выполненных ООО «Авиатор» работ за спорный период-с февраля 2015 года по 28.04.2016 года, по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г<адрес>

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авиатор» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 250 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авиатор» госпошлину в размере 600 рублей в доход муниципального образования «Город Саратов».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2016 года

Судья О.А. Асмолова