Дело № 2-4768(2)2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.09.2014 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Бирюковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.Н.,
с участием:
представителя заявителя закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» ФИО1,
представителя заинтересованного лица Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО2,
представителя заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3,
представителя заинтересованного лица управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3,
представителя заинтересованного лица комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО4,
помощника прокурора г. Балаково Саратовской области Булыгина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» о признании частично недействующим решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года № 575,
установил:
Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 января 2007 г. № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 г. № 575, действующей с 01 января 2014 г.) установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования согласно приложению № 1 к Распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 г. № 989-Р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».
ЗАО «Торговый Дом «Эластик» обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия указанного решения в части установления в пункте 7 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,5 процентов от кадастровой стоимости земли и в части установления в пункте 8 указанной таблицы ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта, в размере 3 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований заявитель указал следующее.
Заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:01 04 63:3 площадью 6994 кв. м, расположенного по адресу: <...> район дома 117 «а» с разрешённым использованием – земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта (хоккейная площадка) (далее участок № 1) и земельного участка 64:40:01 02 38:112 площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, пересечение улиц Свердлова и 60 лет СССР, с разрешённым использованием – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (далее участок № 2).
По условиям договоров аренды арендная плата за пользование указанными земельными участками рассчитывается с использованием показателей кадастровой стоимости, процентной ставки и площади. С 01 января 2014 г. в связи с вступлением в силу оспариваемого нормативного акта в указанной редакции размер арендной платы увеличился по сравнению с 2013 годом по участку № 1 в 6 раз (с 30532 рублей 30 копеек до 183193 рублей 84 копеек), по участку № 2 – в 2,25 раз (со 129710 рублей до 291847 рублей 50 копеек).
Установление органом местного самоуправления оспариваемых ставок не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ставки определены без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель федеральной собственности.
На территории Балаковского муниципального района создана ситуация, когда в зависимости от статуса публичного собственника ставка арендной платы для земельных участков одного вида разрешенного использования, предоставляемых по одинаковым основаниям, устанавливается в разных размерах. В отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области установлена ставка 0,5 процента, находящихся в неразграниченной государственной и муниципальной собственности – 3 процента. В отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли и общественного питания, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области установлена ставка 2 процента, находящихся в неразграниченной государственной и муниципальной собственности – 4,5 процента. Таким образом, оспариваемым нормативным актом созданы дискриминационные условия. Нормативный акт в оспариваемой части не отвечает принципу экономической обоснованности, так как не содержит сведений об определении ставок арендной платы исходя из доходности земельных участков с учётом категории земель и вида разрешённого использования. Увеличение ставок арендной платы связано с необходимостью компенсации снижения дохода бюджета вследствие уменьшения кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель ЗАО «Торговый Дом «Эластик» ФИО1 поддержал заявленные требования, дал объяснения, аналогичные содержащимся в заявлении.
Представитель Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – Собрание) ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, в судебном заседании и в письменных возражениях указал следующее.
Собрание было правомочно принять оспариваемое решение. Проект оспариваемого решения был представлен администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области. В пояснительной записке к проекту содержалось экономическое обоснование предлагаемых размеров ставок арендной платы. Действующим законодательством не регламентированы форма и методы экономического обоснования устанавливаемых ставок арендной платы. Определение оспариваемых ставок арендной платы произведено методом индексации ранее установленных ставок арендной платы с применением официально установленного показателя инфляции за годы, прошедшие с момента утверждения ставок. Заявитель ошибочно полагает, что орган местного самоуправления не может определять ставку арендной платы выше 2 % кадастровой стоимости. В соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2009 года № 582 арендная плата за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли и общественного питания, находящиеся в собственности Российской Федерации исчисляется как произведение рыночной стоимости земельного участка и ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Таким образом, установлены несоотносимые методы установления ставок арендной платы для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности. При определении кадастровой стоимости земельных участков городских и сельских поселений не учитывается фактическая доходность, которую можно было бы учесть при нормативном регулировании размер арендной платы..
Представитель администрации Балаковского района Саратовской области и управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – Управление) ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, в судебном заседании и в письменных возражениях поддержал позицию представителя Собрания, указал, что арендная плата заявителя за 2014 год рассчитана на основании оспариваемого решения.
Представитель Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала объяснения представителей ФИО2, ФИО3 и объяснения, содержащиеся в письменных возражениях представителя Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО5
Представитель Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО5, извещённая о времени и месте судебного разбирательства, не явилась в судебное заседание, не сообщила о причине неявки.
Помощник прокурора г. Балаково Саратовской области Булыгин А.Ю. в судебном заседании дал заключение об удовлетворении заявления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в материалах дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно статье 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 4 статьи 22, пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вопросы определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на федеральном уровне не урегулированы, поэтому, к соответствующим правоотношениям могут быть применены общие начала ее определения при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 582, действующее с 04 августа 2009 года, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной просторы расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с их видами разрешенного использования (пункт 1), а также годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитываемый по формуле, включающей в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка и коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения коэффициента и его значения дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 2).
Решением Собрания от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в редакции решения Собрания от 31 июля 2013 года № 575, действующей с 01 января 2014 года, установлены оспариваемые заявителем ставки арендной платы: пункт 7 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания 2 %, пункт 8 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Данное решение в оспариваемой редакции принято в пределах предоставленных полномочий представительным органом местного самоуправления, действующим в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2007 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Балаковского муниципального района Саратовской области, и имеет нормативный характер. В первоначальной редакции решение от 26 января 2007 года № 197 опубликовано в выпуске газеты «Балаковские вести» от 02 февраля 2007 г. № 8 (3034), а решение от 31 июля 2013 г. № 575 опубликовано в выпуске бюллетеня «Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области» от 02 августа 2013 г. № 34 – официального публикатора решений представительного органа Балаковского муниципального района.
Оспариваемое решение отвечает признакам нормативного правового акта, поэтому оно может быть оспорено в судебном порядке в соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть третья статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт (часть первая статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, и представленных суду копий договоров аренды земли № 510 от 30.11.2010 года, № 540 от 26.12.2011 года установлено, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:40:01 04 63:3 площадью 6994 кв. м, расположенного по адресу: <...> район дома 117 «а» с разрешённым использованием – земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта (хоккейная площадка) и земельного участка 64:40:01 02 38:112 площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, пересечение улиц Свердлова и 60 лет СССР, с разрешённым использованием – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
В соответствии с пунктами 3.5 и 10 указанных договоров аренды размер арендной платы определяется с использованием показателей: удельного показателя кадастровой стоимости, площади земельных участков и процентной ставки. Договоры предусматривают возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения ставки арендной платы, изменения кадастровой стоимости земельных участков, изменения показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с утвержденной методикой, в других случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, Саратовской области, органов местного самоуправления.
Данные условия согласуются с положением абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Таким образом, оспариваемые заявителем ставки арендной платы используются в качестве одного из элементов формулы расчета арендной платы за арендуемые земельные участки с 01 января 2014 года, что влечет обязанность заявителя уплачивать арендную плату в соответствующем размере. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями лиц. участвующих в деле, копиями уведомлений по арендной плате, направленными заявителю.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой как публично устанавливаемой альтернативной формой платы за использование земли, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08 октября 1997 г. № 13-П).
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 3, в том числе, в отношении земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установлена ставка арендной платы 2 процента от кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П установлены следующие ставки арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области: для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания 2 % от кадастровой стоимости, для земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта 0,5 % от кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, настоящее постановление применяется, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 01 января 2014 года ставка арендной платы для земельных участков, расположенных на территории Балаковского муниципального района Саратовской области и относящихся к неразграниченной государственной собственности, превышает ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области. Более высокие ставки арендной платы должна быть экономически обоснованной.
Из пояснительной записки о необходимости внесения изменений и дополнений в решение от 26 января 2007 г. № 197 следует, что в связи с актуализацией результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 г. № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», прогнозируется значительное снижение доходов (около 57 млн рублей), поступающих в виде арендной платы за землю в 2014 году, так как с 01 января 2014 оду будет произведен перерасчет арендной платы по действующим договорам аренды на новую кадастровую стоимость. Во избежание потерь бюджета Балаковского муниципального района необходимо рассмотреть вопрос об утверждении ставок, компенсирующих потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой оценки земли. Предлагаемые ставки позволят в 2014 году не только компенсировать потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земель населенных пунктов, но и дополнительно получить в консолидированный бюджет района 27,3 млн рублей.
Следовательно, изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе, на получение дополнительного дохода в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области.
Увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости, по мнению суда, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Как следует из представленного Собранием в материалы дела экономического обоснования к проекту решения «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района», при утверждении процентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, отражены особенности расположения земельных участков по факторам свойств: функциональное назначение, обеспеченность коммунальными услугами и связью, развитие социальной инфраструктуры и т.д. Размер арендной платы зависит как от ставки (процента), так и от кадастровой стоимости земельного участка, которая также отражает функциональные особенности земельного участка, степень его доходности и утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П. На протяжении 4-х лет сумма арендной платы оставалась на одном уровне, не изменялась ни ставка, ни кадастровая стоимость, в то время как ежегодный показатель инфляции в среднем составлял 8,8 процента. В связи с актуализацией государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 г. № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», с 01 января 2014 г. будет действовать новая кадастровая стоимость, которая по основным видам разрешенного использования значительно снижена. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 22 марта 2013 г. № 143-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. № 412-П» экономически целесообразно внести изменения в действующее решение от 26 января 2007 г. № 197, распространив его действие не только на муниципальные земельные участки, но и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установив ставки с условием, чтобы рост суммы арендной платы не превышал коэффициент инфляции за рассматриваемый период. Расчетный показатель инфляции 2013 года к 2008 году составил 145 процентов. Относительное увеличение суммы арендной платы, рассчитанной по представленным на рассмотрение ставкам арендной платы и утвержденной новой кадастровой стоимости, по земельным участкам в разрезе видов разрешенного использования не превышает коэффициента инфляции за данный период.
Суд считает, что данный документ не является экономическим обоснованием в смысле принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года. № 582, поскольку он не содержит сведений об определении ставок арендной платы исходя из доходности земельных участков с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическая целесообразность увеличения ставок арендой платы обусловлена уменьшением кадастровой стоимости земельных участков.
Рассматриваемая формула расчета арендной платы установила прямую зависимость размера арендной платы от размера кадастровой стоимости, которая определяется не реже одного раза в 5 лет с учетом целевого назначения и функционального использования земельных участков, рыночной стоимости объектов и ценообразующих факторов (пункты 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, пункты 11 и 21 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4»). Если по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков уменьшилась в связи с уменьшением их доходности и иных экономических показателей, это должно быть учтено при определении величины ставок арендной платы.
Метод индексации ставок арендной платы на уровень инфляции, о котором пояснил представитель Собрания ФИО2, действующим законодательством не предусмотрен. Согласно условиям договоров аренды земельных участков арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не проводится, изменение экономических факторов учитывается при периодической государственной кадастровой оценке земель.
Статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности органам местного самоуправления.
В силу статей 8 и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Учитывая данные нормы, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении соответствующих муниципальных образований, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов хозяйственной деятельности.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые ставки арендной платы не отвечают принципу экономической обоснованности и пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На территории Балаковского муниципального района для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области, установлена более низкая ставка арендной платы, что приводит к снижению конкурентоспособности заявителя на рынке товаров и услуг. На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Заинтересованными лицами не представлено доказательств законности решения от 26 января 2007 года № 197 в оспариваемой части, оно противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на уплату законной арендной платы.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, копии постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 5338 от 31.12.2013 года, копии соглашения о расторжении договора аренды земли № 540 от 26.12.2011 года следует, что указанный договор аренды расторгнут в связи с передачей земельного участка в собственность заявителя.
Данное обстоятельство не опровергает выводов суда о нарушении прав заявителя оспариваемым пунктом 7, так как до 31.12.2013 года включительно право собственности заявителя на земельный участок № 2 не было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и правоотношения, вытекающие из договора аренды не были прекращены.
На основании изложенного заявление подлежит удовлетворению.
При определении момента, с которого оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим, суд не связан позицией сторон. Учитывая, что данный нормативный акт применялся до вынесения решения в течение определенного времени, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании положений части третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» резолютивная часть настоящего решения по вступлении его в законную силу подлежит опубликованию в бюллетене «Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области», который по решению Собрания от 28 марта 2012 г. № 250 является официальным публикатором решений представительного органа Балаковского муниципального района Саратовской области.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» удовлетворить.
Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года № 575 в части установления в пункте 7 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года № 575 в части установления в пункте 8 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта, в размере 3 процентов от кадастровой стоимости земельных участков недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.Г. Бирюкова