Дело № 2-4768/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 декабря 2021 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием истца ФИО3, представителей ответчиков ФИО6, ФИО7, ФИО8,
при секретаре Феллер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указав, что она прописана и проживает в комнате 14 <адрес>Д по <адрес> в <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, являясь с указанного времен нанимателем жилого помещения и данное жилое помещение является постоянным местом её проживания, другого имущества в собственности не имеет. С момента вселения и по настоящее время, согласно лицевого счета квартиросъемщика №; №, она оплачивает указанное жилое помещение, ранее не участвовала в приватизации. В приватизации ей было отказано. Занимаемое помещение расположено на первом этаже многоэтажного дома и не отвечает требования, предъявляемым к общежитиям, в связи с отсутствием пропускного режима, вахты, помещения для стирки, сушки и глажения одежды, помещения для культурно-массовых мероприятий, комнаты отдыха, необходимой мебели и других необходимых для проживания граждан предметов (постельных принадлежностей и другого инвентаря).Согласно выписки из ЕГРН помещение не имеет статус общежития. Имеется положительная судебная практика по приватизации жилых помещений (комнат) первого этажа по указанному адресу. Просит признать за ней право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле соответчиком привлечено Министерство обороны РФ.
Определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве ответчика Филиал «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны РФ - (сокращенное наименование ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный»).
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что она поддерживает исковые требования, просит признать за ней право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, другого жилья не имеет, в приватизации ранее не участвовала, квартира предоставлена ей в связи с трудовыми функциями, до настоящего времени она осуществляет трудовые функции в Министерстве обороны РФ как гражданский персонал.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ – ФИО4, исковые требования не признал, пояснив, что квартира предоставлялась как служебное жилье, истец имеет право пользования, но передача данного жилья в собственность невозможна.
В судебном заседании представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» - ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что жилое помещение находится в оперативной управлении учреждения, является служебным жильем, предоставлено истцу как служебное, истец не является военнослужащей, оснований для передачи в порядке приватизации служебного жилья не имеется.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» - ФИО5 поддержала доводы ответчиков, полагая, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Как установлено в статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. При этом, право на жилище, провозглашенное Конституцией Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчуждаемость.
Таким образом, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище, признаваемого международным сообществом в качестве элемента права.
Служебные жилые помещения отнесены к помещениям специализированного жилищного фонда, что вытекает из положений части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Жилое помещение в виде комнаты <адрес> обладает статусом служебного жилья, т.е. отнесено к специализированному жилищному фонду, на момент рассмотрения дела не исключено из числа служебных.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации содержится в статье 4 Закона «О приватизации», из которой следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно подпункта 68 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как установлено ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе спорная квартира, относится к федеральной собственности, что следует из приложения № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В соответствии с подп. «м» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено ФИО1 по договору найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания в нем. Из содержания соответствующего договора следует, что жилое помещение предоставлено истцу на время трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно справке МУП <адрес> «РКЦ», а также лицевого счета, в квартире зарегистрирована и проживает ФИО1, иных лиц зарегистрированных в квартире не имеется.
Зарегистрированных прав на объекты недвижимости за истцом отсутствуют.
Договором установлено правовое положение спорного жилого помещения, как «служебное» на период трудовых отношений, что следует из содержания п.2, п. 5 Договора найма.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, освободившая комната № в <адрес> распределена бухгалтеру по кассовым операциям Хабаровской КЭЧ ФИО1
На дату предоставления ФИО1 спорного жилого помещения, оно не было отнесено к служебному жилищному фонду, что согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, не является основаниями для отнесения жилого помещения к жилищному фонду социального использования и признания за гражданином, проживающим в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Согласно записям в трудовой книжке, ФИО1 до настоящего времени осуществляет трудовые функции в Министерстве обороны Российской Федерации, каких-либо решений, позволяющих установить пользования ФИО1 жилым помещением на условиях социального найма, материалы дела не содержат.
Действовавшим на момент предоставления спорной квартиры приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (аналогичное положение содержалось в приказе Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ№) гражданский персонал обеспечивался на период трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации исключительно служебными помещениями (определение ВС РФ №-КГ15-27 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Исходя из вышеизложенного, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
В материалах дела сведений о том, что решением Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> исключено из числа служебных, не имеется. Поэтому основания считать, что квартира, где проживает истец, утратила статус служебного жилья, отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение удовлетворению не подлежит, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось в качестве служебного и не утратило данного статуса до настоящего времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Дата составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.С.Белоусова