ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4769/20 от 11.08.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0051-01-2020-009007-12

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

11 августа 2020 года Дело 2-4769/2020

Советский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Ивановой И.Е.

при секретаре судебного заседания Шаймухамедовой Д.Т..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к фонду «Институт развития программ здравоохранения» о ликвидации фонда и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – истец) обратился в суд с иском к фонду «Институт развития программ здравоохранения» (далее – ответчик) по тем основаниям, что ответчик, как юридическое лицо, зарегистрировано <дата изъята>. Истец, являясь учредителем фонда, просит ликвидировать фонд, в связи с тем, что он уже длительное время не ведет своей деятельности по причине отсутствия финансирования. Таким образом, имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, цели фонда не могут быть достигнуты. На основании изложенного истец просит суд ликвидировать фонд «Институт развития программ здравоохранения» и исключить данное юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Представитель третьих лиц в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, иск поддержал, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ, фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В силу ст. 123.20 Гражданского кодекса РФ, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, приявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом РФ и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность ликвидации юридического лица по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.

Равным образом удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.

Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.

На основании положений статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судом установлено, что фонд «Институт развития программ здравоохранения» зарегистрирован <дата изъята> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, ИНН <***>, ОГРН <***>.

<дата изъята> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.

В соответствии с Уставом фонда «Институт развития программ здравоохранения» целью его создания являлась разработка новых и развитие действующих программ здравоохранения.

Из дела видно, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, вероятность получения необходимого имущества отсутствует; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены в связи с отсутствием источников финансирования деятельности фонда и прекращением фактической деятельности фонда.

Из бухгалтерского баланса следует, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и формирование имущества. Процедура ликвидации фонда не проведена. Отсутствие у фонда имущества для осуществления его целей подтверждено бухгалтерскими отчетами.

Истец является лицом, заинтересованным в ликвидации фонда, поскольку является учредителем и руководителем организации.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 123.20 ГК РФ, имеются основания для ликвидации указанного фонда, поскольку соответствующее заявление поступило в суд от заинтересованного лица, а имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Поэтому, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Настоящее решение суда является основанием для исключения фонда «Институт развития программ здравоохранения» ИНН <***>, ОГРН <***>, из Единого государственного реестра юридических лиц, в силу Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к фонду «Институт развития программ здравоохранения» о ликвидации фонда и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать фонд «Институт развития программ здравоохранения» ИНН <***>, ОГРН <***>.

Исключить фонд «Институт развития программ здравоохранения» ИНН <***>, ОГРН <***> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено 17 августа 2020 года.

Судья Иванова И.Е.