Дело № 2-476/12 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2012 г. г.Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала в составе:
председательствующего судьи Маданова З.Ш.,
при секретаре Магомедовой Н.М.,
с участием представителей истца - ФИО1, Гаджиева Б.Б.
с участием представителей ответчика - ФИО2 и ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению-Управлению Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Ленинском районе г. Махачкала об обязании назначить вторую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском о признании действий Управления Пенсионного фонда РФ по РД в Ленинском районе г. Махачкалы, связанными с отказом в назначении второй пенсии по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РД в Ленинском районе назначить вторую пенсию как лицу, приравненному к участнику-инвалиду Великой Отечественной войны. В настоящее время получает трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании адвокат Гаджиев Б.Б. и представитель ФИО4 по доверенности ФИО1 исковое заявление поддержали и просили удовлетворить его по изложенным в нем основаниям и пояснили, что 22.08.2011 г., он (ФИО4), являясь бывшим несовершеннолетним узником нацистских тюрем, лагерей и гетто, обратился о назначении ему второй пенсии в Управление отделения пенсионного фонда РФ по РД в Ленинском районе г.Махачкалы, где ему незаконно отказали в назначении второй пенсии со ссылкой, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей не подпадают под категорию граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Представители ГУ-ОПФР по РД ФИО2 и ФИО3 в суде возразили против удовлетворения заявления и показал, что пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрены категории граждан, имеющие право на одновременное получение двух пенсий. Данный перечень является исчерпывающим. В пункте 3 ст.3 вышеупомянутого Закона лица, являющиеся бывшими несовершеннолетними и совершеннолетними узниками нацистских тюрем, лагерей и гетто не указаны. Кроме того, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к категории несовершеннолетних узников нацистских тюрем, лагерей и гетто, поскольку удостоверение серии У № выдано ему Управлением социальной защиты населения г.Махачкалы в декабре 2002 г. как бывшему совершеннолетнему узнику нацистских тюрем, лагерей и гетто. Органом пенсионного обеспечения ему выплачивается с 01.05.2005 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» №363 от 30.03.2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 рублей как бывшему совершеннолетнему узнику нацистских тюрем, лагерей и гетто. Просили в удовлетворении требований ФИО4 отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дел, суд приходит к следующему.
Из исследованного в судебном заседании материалов выплатного (пенсионного) дела № ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения усматривается, что он с 30.12.1983 г. является получателем пенсии по старости. 20.09.2011 г. Управление Пенсионного фонда по Ленинскому району г. Махачкалы по заявлению ФИО4 о назначении ему второй пенсии по государственному пенсионному обеспечению сообщило ему об отказе в назначении второй пенсии.
ФИО4, не согласившись с данным решением, обратился в суд с заявлением обязать назначить ему вторую пенсию, поскольку считает себя, будучи бывшим несовершеннолетним узником нацистских тюрем, лагерей и гетто, лицом, приравненным по мерам социальной поддержки, к инвалидам Великой Отечественной войны.
Суд не может согласиться с требованиями истца и его представителей о его праве на государственную пенсию по старости в соответствии с положениями пп. 1 п. 3 ст.3 и пп. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Исключение из этого правила предусмотрено, в частности, в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Определение круга лиц, имеющих такое право, и условий его реализации - прерогатива законодателя. Установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, в том числе предоставление возможности одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О, от 15 ноября 2007 года N 774-О-О и от 3 июля 2008 года N 678-О-О).
Таким образом, отсутствие законодательно закрепленной возможности назначения двух пенсий бывшими несовершеннолетними и совершеннолетними узниками нацистских тюрем, лагерей и гетто само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан в сфере пенсионного обеспечения. В соответствии с пп 2 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Из содержания подпункта 2 пункта 3 статьи 3 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что участникам Великой Отечественной войны, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Лица, являющиеся бывшими несовершеннолетними и совершеннолетними узниками нацистских тюрем, лагерей и гетто к категории граждан, обладающих правом на одновременное получение двух пенсий п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12. 2001 г. N 166-ФЗ, не отнесены.
Согласно ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой отечественной войны не относятся лица, являющиеся бывшими несовершеннолетними и совершеннолетними узниками нацистских тюрем, лагерей и гетто, поскольку они работали на временно оккупированных территориях СССР.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, следует, что в рассматриваемом случае назначение пенсии по государственному обеспечению на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как бывшим несовершеннолетними узникам концлагерей, так и совершеннолетними узникам нацистских тюрем, лагерей и гетто в категории не может быть осуществлено.
Из материалов дела следует, что к моменту обращения за назначением второй пенсии по государственному пенсионному обеспечению ФИО4 по достижении им 60 лет, с 30.12.1983 г. является получателем трудовой пенсии по старости, соответственно, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в силу приведенной правовой нормы у заявителя отсутствует.
Утверждение истца о том, что он является несовершеннолетним узником нацистских тюрем, лагерей и гетто опровергается имеющейся в материалах дела копией удостоверения, выданного Управлением социальной защиты г.Махачкала сер. У № от 10.12.2002 г., где указано, что он имеет право на льготы и преимущества, установленные для совершеннолетних узников фашистских концлагерей и гетто. Данное обстоятельство подтверждается также и приобщенной информацией ГУ-ОПФР по РД от 02.03.2012 г. о том, что ФИО4 с 01.05.2005 г. по Указу Президента РФ №363 от 30.03.2005 г. назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 рублей как бывшему совершеннолетнему узнику нацистских тюрем, лагерей и гетто.
Таким образом, одновременное получение пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается, поскольку с учетом положения пункта 3 статьи 3 и статьи 6 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, как бывшие несовершеннолетние, так и совершеннолетние узники нацистских тюрем, лагерей и гетто не предусмотрены нормами действующего пенсионного законодательства в качестве лиц, имеющих право на назначение двух пенсии одновременно.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для назначения ФИО4, второй пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - не имеется.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что решение об отказе ФИО4 о назначении второй пенсии по старости принято пенсионным органом в соответствии с законом и в пределах своих полномочий. Поэтому принятым решением его права не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО4 к Управлению Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Ленинском районе г. Махачкалы обязать назначить вторую пенсию по государственному пенсионному обеспечению с 22 августа 2011 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.Ш. Маданов