Дело № 2-476/2021
УИД 53RS0015-01-2021-000626-61
Решение
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Рамазановой Т.В.,
с участием помощника прокурора Шимского района Новгородской области Никитиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах ФИО1 к администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании произвести ремонт жилого помещения,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации Шимского муниципального района об обязании произвести ремонт жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. В обоснование иска указал, что прокуратурой Шимского района Новгородской области была проведена проверка, в ходе, которой установлено, что ФИО1 является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно проведенного обследования в жилом помещении необходимо провести капитальный ремонт печи, замену электропроводки, установку электросчетчика, замену пола веранды, устройства туалета. Несмотря на неоднократные обращения ФИО1 в администрацию Шимского муниципального района Новгородской области ремонт жилого помещения до настоящего времени не произведен. Просит обязать администрацию Шимского муниципального района в течение месяца по вступлению решения в законную силу произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно произвести ремонт и перекладку печи, замену электропроводки, установку электросчетчиков, замену пола веранды, устройство туалета.
В судебном заседании прокурор Никитина А.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в нём, согласна с доводами ответчика об увеличении срока исполнения решения суда, не возражает установить срок до 01 декабря 2021 года.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Шимского муниципального района ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил в суд заявление, согласно которому с исковыми требованиями согласен, возражает против срока исполнения, поскольку для исполнения решения суда с учетом составления всей необходимой документации и проведения аукциона необходимо более длительное время. Просит увеличить срок исполнения до 01 декабря 2021 года.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относиться в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В ч.3 ст.14 указанного закона закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,20,33, ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 указанной статьи).
Областным законом от 23 октября 2014 года №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Новгородской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5.15,18, 22, 23.1, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1ст.14 Федерального закона №131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения ( п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Уставами Шимского муниципального района Новгородской области и Шимского городского поселения Новгородской области администрация Шимского городского поселения не образуется, ее полномочия исполняет администрация Шимского муниципального района Новгородской области.
В силу п.9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п.2 ст.681 Гражданского кодекса РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу п.3 ч.2 ст.65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п.5 ч.1 ст.67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что, жилое помещение - квартира №, расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Шимского городского поселения.
В соответствии с распоряжением администрации Новгородской области от 07 апреля 2008 года №-рз «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и Шимским муниципальным районом, в границах которого они образованы», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.
Согласно постановлению администрации Шимского муниципального района № от 02 июня 2017 года ФИО1 предоставлено их муниципального жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из договора социального найма жилого помещения № от 02 июня 2017 года следует, что администрация Шимского муниципального района Новгородской области передает ФИО1 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 94,4 кв.м. по адресу <адрес> для проживания в ней. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: сын Ш.М.С.
Согласно заявлению ФИО1 от 20 июля 2017 года она обращается в администрацию Шимского муниципального района с просьбой провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес> жилищной комиссией по вопросу целесообразности проведения капитального ремонта.
Из ответа первого заместителя Главы администрации Шимского муниципального района следует, что 01 августа 2017 года жилищной комиссией принято решение произвести капитальный ремонт жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Мероприятия по ремонту муниципального жилого помещения включены в программу «Улучшение жилищных условий граждан и повышение жилищно-коммунальных услуг в Шимском городском поселении на 2017-2020 годы» и будут осуществлены в 2019 году.
Согласно информации администрации Шимского муниципального района от 20 февраля 2020 года ФИО1 произведена оплата за жилое помещение в период с 01января 2017 года по 31 декабря 2019 года в полном объеме.
Жилое помещение по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту и поставлено на учет под номером 2 в «Журнале постановки на очередь на проведение капитального ремонта в помещении муниципального жилищного фонда администрации Шимского муниципального района».
В рамках программы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Шимского городского поселения» в сентябре 2019 года по адресу: <адрес> произведен снос деревянной пристройки. На 2020 год запланировано выполнение работ по ремонту крыши, замене входной двери, монтажа крыльца, зашивка наружной стены сайдингом, монтаж деревянной лестницы.
Согласно акту обследования помещения от 01 августа 2017 года жилищной комиссией администрации Шимского муниципального, созданной Постановлением Администрации Шимского муниципального района от 31 марта 2015 года № «О жилищной комиссии администрации Шимского муниципального района» комиссия 20 ноября 2018 года произвела обследование жилого помещения по адресу: <адрес> на основании заявления ФИО1 установила, что требуется полная замена двух окон; замена дощатого пола; замена двери; оклейка обоями, частичная замена рядового покрытия кровли; снос пристройки.
Согласно акту обследования помещения от 20 ноября 2018 года жилищной комиссией администрации Шимского муниципального, созданной Постановлением Администрации Шимского муниципального района от 31 марта 2015 года № «О жилищной комиссии администрации Шимского муниципального района» комиссия 20 ноября 2018 года произвела обследование жилого помещения по адресу: <адрес> на основании заявления ФИО1 установила, что требуется полная замена двух окон; замена дощатого пола веранды; ремонт пола в жилом помещении; замена дверей; выравнивание стен; ремонт печи; устройство туалета; частичная замена рядового покрытия кровли; замена электропроводки; снос пристройки.
Из информации администрации Шимского муниципального района от 12 мая 2021 года следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> рамках программы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Шимского городского поселения» в сентябре 2019 года произведен снос деревянной пристройки, в 2020 году выполнен ремонт крыши, произведена замена двери, монтаж крыльца.
Согласно акту обследования помещения от 11 мая 2021 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Шимского муниципального района № от 25 сентября 2019 года, произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> установлено, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания необходим ремонт или перекладка печи, замена электропроводки, установка электросчетчика, устройство туалета, замена пола веранды.
Таким образом, в жилом помещении, представленном ФИО1 по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес> необходимо провести следующие виды работ: ремонт или перекладка печи, замена электропроводки, установка электросчетчика, устройство туалета, замена пола веранды.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8), приложением № 7 к Правилам установлен Перечень работ по текущему ремонту.
В соответствии с пунктом 2.4.2. Правил при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В Типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года №, во исполнение статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, в подпункте «е» пункта 4 Типового договора содержится носящий императивный характер исчерпывающий перечень работ, отнесенных к текущему ремонту, выполняемому Нанимателем за свой счет: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что работы по перекладке печей к перечню работ, указанных приложением № 7 к Правилам№ 170 и в абзаце 2 подпункта "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения и выполняемых нанимателем при текущем ремонте жилого помещения, не отнесены, поэтому, в силу договора найма жилого помещения, обязанность по их выполнению полностью лежит на наймодателе.
Таким образом, осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация Шимского муниципального района обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества.
Принимая во внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту, администрацией Шимского муниципального района, которая является собственником спорной квартиры, не принималось должных мер по осуществлению капитального ремонта и поддержанию указанного жилого помещения в надлежащем для его эксплуатации состоянии, тем самым нарушены права и законные интересы граждан на проживание в условиях, отвечающих установленным требованиям, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по проведению ремонта требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 01 декабря 2021 года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Шимского муниципального района в срок до 01 декабря 2021 года произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно провести ремонт и перекладку печи, замену электропроводки, установку электросчетчика, устройство туалета, замену пола веранды
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 22 июля 2021 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В. Матей