гр. дело № 2-477-2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года пос. Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Акимовой Н.С.,
с участием истца ФИО1 и его представителя Борисова С.В.,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
при секретаре Стариковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Октябрьского района Курской области об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района Курской области, уточнив который в ходе судебного разбирательства, просил обязать Администрацию Октябрьского района Курской области в соответствии с требованиями ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013г №-ЗКО) назначить ему ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Администрации Октябрьского района Курской области в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска – <данные изъяты> и расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был избран главой муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области; ДД.ММ.ГГГГ вновь был избран главой муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области. ДД.ММ.ГГГГ он был избран главой Октябрьского района Курской области. ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности главы Октябрьского района Курской области по истечении срока полномочий, то есть на основании ч.3 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.77 ТК РФ. Считает, что, как лицо, более трех лет являвшееся выборным должностным лицом местного самоуправления на постоянной основе, получавшим установленное денежное вознаграждение за счет средств местных бюджетов и достигшее в период этих полномочий пенсионного возраста, после прекращения полномочий главы Октябрьского района Курской области приобрел право на социальную гарантию -доплату к страховой пенсии по старости в соответствии Законом Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе».
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также с заявлением о включении периодов исполнения полномочий главы поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области при назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. На его письменное заявление, Администрацией Октябрьского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) дано разъяснение п.1.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости главе Октябрьского района Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Октябрьского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ№, по вопросу формирования бюджетных средств муниципального района «Октябрьский район» Курской области, то есть в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости ему фактически было отказано.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель истца Борисов С.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования своего доверителя, при этом пояснил, что ФИО1 состоял на выборной должности более 12 календарных лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достиг пенсионного возраста. В соответствии с Законом Курской области №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц органов местного самоуправления в Курской области», ФИО1 имеет право на доплату к страховой пенсии по старости, как глава муниципального образования, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, которое должно ему быть назначено и выплачиваться муниципальным образованием в котором он как глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе перед прекращением полномочий – муниципальным образованием «Октябрьский район» Курской области. Все основания, предусмотренные Законом Курской области, а также Уставом муниципального образования «Октябрьский район» Курской области, для назначения этой доплаты, имеются. При рассмотрении заявления ФИО1 о назначении ему доплаты к страховой пенсии, Администрацией не принималось каких-либо распоряжений о назначении либо об отказе в назначении доплаты, а даны разъяснения о порядке формирования бюджетных средств муниципального района, а также указано на то, что на дату подачи его заявления расходные обязательства на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости главе Октябрьского района, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, местным бюджетом не предусмотрены, что расценено его доверителем, как отказ в назначении доплаты. При этом, в отношении названных разъяснений указал, что в бюджет муниципального образования «Октябрьский район» Курской области, получающего дотации из областного бюджета, не могли быть внесены изменения об указанных расходных обязательствах в отсутствии правового акта о размере необходимой суммы доплаты. Просил обязать ответчика назначить ФИО1 в соответствии с требованиями ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013г №-ЗКО) ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать в пользу истца судебные расходы - по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, поскольку ФИО1, не обладающим юридическими познаниями, данная сумма была оплачена за оказание юридической помощи, и 300 рублей - по оплате государственной пошлины при подаче иска.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец ДД.ММ.ГГГГ был избран на должность главы Октябрьского района Курской области; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с прекращением полномочий. Обратился с заявлением о назначении ему доплаты к страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В назначении доплаты ему было отказано, поскольку на дату подачи его заявления расходные обязательства на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости главе Октябрьского района, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, местным бюджетом не были предусмотрены. Также считает, что помимо указанного, истец не имеет право на назначение доплаты к страховой пенсии по старости, как бывший глава муниципального образования «Октябрьский район» Курской области, поскольку уволен с этой должности в связи с прекращением полномочий ДД.ММ.ГГГГ и вышел на пенсию, тогда как ст.13.1 Закона № – ЗКО (в ред. от 20.02.2017г) установлено, что право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лицу местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность. Истец достиг пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ, в период осуществления им полномочий выборного должностного лица местного самоуправления – главы муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области, то есть в период, предшествующий осуществлению полномочий главы муниципального образования «Октябрьский район» Курской области. Считает, что у истца отсутствует совокупность условий обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности). Просила в иске истцу отказать.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования истца ФИО1 не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «н» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
По вопросам местного значения населения муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Согласно ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (п.5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой пенсии названной категории лиц.
Из системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», во взаимосвязи с нормами абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен Федеральным законом № 131-ФЗ, согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу второму части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3. 6 – 9 части 6, часть 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 – 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Закон Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц органов местного самоуправления в Курской области» определяет условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований области.
Статья 11 Закона Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО в числе гарантий, предусмотренных для глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, предусматривает право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (п.п. 2 п. 2).
Законом Курской области от 18.03.2008г. №-ЗКО, распространяющимся на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, в Закон Курской области от 11.12.1998г. №-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» была введена статья 13.1. «Пенсионное обеспечение главы муниципального образования».
Законом Курской области от 19.04.2013г. №-ЗКО в Закон Курской области от 11.12.1998г. №-ЗКО были внесены изменения, в частности, название Закона изложено в новой редакции: «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе»; статья 13.1 «Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе» изложена в новой редакции (с учетом последующих изменений, внесенных Законом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО, Законом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО):
1. Гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», могут быть обеспечены в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.
2. Право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. В случае установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, ее размер исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе три года:
1) для глав муниципальных районов, городских округов - не более 48 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
2) для глав городских поселений - не более 38 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
3) для глав сельских поселений с численностью:
свыше 3 тыс. человек - не более 33 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
от 500 до 3 тыс. человек - не более 28 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
до 500 человек - не более 23 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
За каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать:
1) для глав муниципальных районов, городских округов - 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
2) для глав городских поселений - 60 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
3) для глав сельских поселений с численностью:
свыше 3 тыс. человек - 40 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
от 500 до 3 тыс. человек - 35 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области;
до 500 человек - 30 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
4. При исчислении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установление ее размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет.
5. В случае, если главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, имеющему право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, назначены в соответствии с федеральным законодательством две пенсии, то при определении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) учитывается сумма этих двух пенсий.
6. Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.
7. Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренная уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, в котором глава муниципального образования, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, обратился за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), но не ранее чем со дня возникновения на нее права.
8. Выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной уставом муниципального образования, на условиях, определенных настоящей статьей, главам муниципальных образований, осуществлявшим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе, приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, осуществлении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, замещении должности федеральной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы со дня назначения (избрания) на одну из указанных должностей. После освобождения, названных в настоящей части лиц от указанных должностей, выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) возобновляется им на прежних условиях либо по их заявлению устанавливается вновь в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей.
9. Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) пересчитывается при повышении вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области.
10. Установление, перерасчет размера, выплата и организация доставки ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанный глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе соответственно перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), по месту его жительства в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
11. Перечень документов, необходимых для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), правила обращения за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и перерасчета ее размера, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
12. Условия обеспечения гарантии права на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, установленные настоящей статьей, распространяются при установлении такой доплаты главам тех муниципальных образований, которые получают дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности либо на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, при формировании которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств.
Согласно статьи 2 Закона Курской области от 20.02.2017г. №-ЗКО предусмотрено, что он вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (ч. 1).
За главами муниципальных образований, приобретшими до ДД.ММ.ГГГГ право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), главами муниципальных образований, имеющими на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность исполнения полномочий не менее трех лет и продолжающими исполнять указанные полномочия на ДД.ММ.ГГГГ, сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) без учета изменений, внесенных настоящим Законом (ч. 2).
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии со ст.20.1 Устава муниципального района «Октябрьский район» Курской области, главе Октябрьского района Курской области, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, гарантируется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (п.п.7 п.1 ).
Из материалов дела следует, что решением Представительного собрания Октябрьского района курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», Уставом муниципального района «Октябрьский район» Курской области, утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.
Согласно Положению, право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии со ст. 20.1 Устава муниципального района «Октябрьский район» Курской области, на условиях, определенных ст.13.1 Закона Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО ««О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», имеет глава района, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавший вознаграждение за счет средств местного бюджета, и в этот период достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность, за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 – 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 – 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.2.1).
За главой района, приобретшим до ДД.ММ.ГГГГ право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), главой района, имеющего на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность исполнения полномочий не менее трех лет и продолжающим исполнять указанные полномочия на ДД.ММ.ГГГГ, сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), без учета изменений, внесенных Законом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО (п.2.2).
Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) исчисляется таким образом, чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) при осуществлении полномочий главы района три года составляла 0,1 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (п.3.1).
За каждый полный год осуществления полномочий главы района свыше трех лет размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать для главы района 75 процентов денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области (п.3.2).
При исчислении размера доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), установления ее размера, включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы Курской области, но не более пяти лет.
Включение в стаж главы района для назначения доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) периодов замещения в должностях, предусмотренных абзацем 1 пункта 3.3 данного Положения осуществляется по его заявлению при обращении за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), на основании распоряжения Администрации Октябрьского района Курской области (п.3.3).
Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается по условиям, определенных пп. 3.1 и 3.2 данного Положения, главе района, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет (п.3.4).
Глава района может обращаться за ежемесячной доплатой к страховой пенсии по старости (инвалидности) в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п.4.3)
Ежемесячна доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается с 1-го числа месяца, в котором глава района обратился за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), но не ранее чем со дня возникновения на нее права (п.4.4).
Администрация Октябрьского района Курской области в месячный срок со дня регистрации заявления или со дня поступления недостающих документов и (или) устранения указанных недостатков принимает распоряжение об установлении ежемесячной доплаты к стразовой пенсии по старости (инвалидности) главе района либо отказывает ему в назначении на основании совокупности представленных документов, о чем сообщает в письменной форме с указанием причин отказа.
Решение о назначении ежемесячной доплаты к пенсии о старости(инвалидности) или об отказе в ее назначении принимается Администрацией Октябрьского района Курской области на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, о чем не позднее чем через пять дней со дня принятия такого решения Администрация Октябрьского района Курской области в письменной форме извещает заявителя с указанием причин.
При несогласии главы района с решением об отказе в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) он вправе обжаловать это решение (п.5.3).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, на муниципальных выборах, ФИО1 был избран главой муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области (Решение избирательной комиссии муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – л.д.32), с ДД.ММ.ГГГГ приступил к осуществлению полномочий выборного должностного лица – главы муниципального образования «поселок Прямицыно» (Постановление главы поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – л.д.33 оборот).
С ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена трудовая пенсия по старости (л.д.24).
На муниципальных выборах, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вновь был избран главой муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области (Решение избирательной комиссии муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – л.д.34), с ДД.ММ.ГГГГ приступил к осуществлению полномочий выборного должностного лица – главы муниципального образования «поселок Прямицыно» (Постановление главы поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – л.д.35).
На муниципальных выборах главы Октябрьского района Курской области, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был избран главой муниципального образования «Октябрьский район» Курской области.
Согласно Решению Собрания депутатов муниципального образования «поселок Прямицыно» Октябрьского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от полномочий главы поселка Прямицыно ФИО1 освобожден в связи с избранием на должность главы Октябрьского района Курской области.
Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении результатов выборов главы Октябрьского района Курской области», ФИО1 зарегистрирован главой Октябрьского района Курской области (л.д.42).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приступил к осуществлению полномочий выборного должностного лица – главы Октябрьского района Курской области (л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с должности главы Октябрьского района Курской области в связи с истечением срока полномочий (л.д.44).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию Октябрьского района Курской области с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; а также с заявлением о включении в стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, установлении ее размера, периодов осуществления им полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в качестве главы поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области (л.д.25, 26).
Из ответа Администрации Октябрьского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что рассмотрев заявления ФИО1 о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости и заявления о включении в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости периодов замещения осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по состоянию на дату подачи заявления расходные обязательства на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Октябрьского района Курской области, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, местным бюджетом не предусмотрены; Администрация Октябрьского района Курской области оставляет рассмотрение заявления до разрешения вопроса о расходных обязательствах местного бюджета на указанную выплату Представительным Собранием Октябрьского района Курской области.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца и его представителя, не опровергаются представителями ответчика.
Таким образом, судом установлено, что истец ФИО1, являющийся с ДД.ММ.ГГГГ пенсионером по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», прекратил осуществлять полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, вышел на пенсию ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, как глава муниципального образования, осуществлявший более трех лет полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, обратился с заявлением о назначении доплаты к страховой пенсии по старости в муниципальное образование «Октябрьский район» Курской области, то есть муниципальное образование, в котором он как глава муниципального образования осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе перед прекращением полномочий.
Следовательно, вопреки доводам представителей ответчика, в соответствии с Законом Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», ФИО1 имеет право на ежемесячную доплату к страховой (ранее трудовой) пенсии по старости, поскольку у него наличествуют все условия для обеспечения данной дополнительной социальной гарантии.
Доводы ответчика об отсутствии расходных обязательств на выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Октябрьского района Курской области, не могут являться основанием к отказу в назначении доплаты к страховой пенсии.
Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учетом ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ввиду чего расходные обязательства муниципального образования, возникшие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Уставом муниципального образования «Октябрьский» район Курской области предусмотрено право на ежемесячную доплату к пенсии по старости (инвалидности) главе, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе», федеральное и региональное законодательство не предусматривают в качестве основания для отказа в назначении доплаты к страховой пенсии отсутствие расходных обязательств.
Кроме того, суд признает ошибочной позицию представителя ответчика ФИО2 о том, что на данные правоотношения не распространяется правовая норма, закрепленная ч.2 ст.2 Закона Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО, в силу которой за главами муниципальных образований, приобретшими до ДД.ММ.ГГГГ право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), главами муниципальных образований, имеющих на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность исполнения полномочий не менее трех лет и продолжающими исполнять указанные полномочия на ДД.ММ.ГГГГ, сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), без учета изменений, внесенных настоящим Законом, поскольку основана на неверном толковании данной нормы права.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, с учетом их уточнений, подлежат удовлетворению, в виду чего на Администрацию Октябрьского района Курской области суд считает необходимым возложить обязанность назначить истцу ФИО1 ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013г №-ЗКО) с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ при подаче настоящего искового заявления истцом ФИО1 оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. (л.д.3).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и адвокатом Борисовым С.В. заключено соглашение об оказании юридической помощи по гражданскому делу, в рамках названного соглашения Борисовым С.В. была оказана юридическая помощь ФИО1 по подготовке и составлению искового заявления, по осуществлению представительства интересов ФИО1 в суде.
Согласно представленной ФИО1 квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, он произвел оплату в Адвокатский кабинет «ФИО4.», в рамках соглашения об оказании юридической помощи 20 000 рублей (л.д.93).
Суд признает понесенные по делу судебные расходы обоснованными, в виду чего считает необходимым взыскать их с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Администрации Октябрьского района Курской области об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Администрацию Октябрьского района Курской области назначить ФИО1 ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями ст.13.1 Закона Курской области от 11.12.1998г №-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе (в редакции Закона Курской области от 189.04.2013г №-ЗКО) с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Октябрьского района Курской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины – <данные изъяты> а всего <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Н.С. Акимова
Секретарь: О.И. Яценко