ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4772/17 от 13.02.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 13 февраля 2018 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Быстровой А.Б.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-523/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании распоряжения в части начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в меньшем размере незаконным, взыскании суммы недополученного ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязании выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком начиная с февраля 2018г., взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании действий по назначению ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 7 357,64 рублей незаконными, взыскании недополученного ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 18 394,19 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в сентябре 2017г. она обратилась в отдел по работе с населением Правобережного и Октябрьского округов г. Иркутска ОГКУ управление социальной защиты населения по г. Иркутску с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ему возраста полутора лет. К заявлению приложила следующие документы: свидетельства о рождении двоих детей, паспорт, трудовую книжку, справку 2-НДФЛ, приказ об увольнении, реквизиты банка. У нее двое детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении II-ТО , и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении III-СТ . В период с ДД.ММ.ГГГГ. она проходила службу в органах внутренних дела УИС. В связи с рождением ребенка она ушла в отпуск по уходу за ним до достижения им трех лет с ДД.ММ.ГГГГ. по 01.01.2020г., что подтверждается выпиской из приказа ГУФСИН России по Иркутской области от 04.07.2017г. -лс. В отпуске по уходу за ребенком ей ежемесячно выплачивалось пособие в размере 14 715 руб. В сентябре 2017г. приказом ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. лс она была уволена по п. «в» части 1 статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), Положения о службе в органах внутренних дел РФ, 15.09.2017г. В октябре 2017г. Управлением социальной защиты ей было начислено и выплачено 24.10.2017г. пособие за 15 дней сентября и октябрь 2017г. в размере 11 036,46 руб. За ноябрь выплачено пособие 21.11.2017г. в размере 7 357,64 руб. На момент обращения в управление соцзащиты за пособием и в настоящий момент в соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 81-ФЗ она относится к категории «матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком». Документы, подтверждающие, что она уволена в период отпуска по уходу за ребенком в соцзащиты она представила в полном объеме. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии со статьей 15 ФЗ -фз. В соответствии с данной нормой, лицам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 ФЗ -фз выплачивается пособие в размере «40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный день 6 000 рублей. Суммы, предусмотренные настоящей статьей, указаны на момент 1995 года и без учета индексации. С учётом индексации, максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет 12 262,76 руб. С учётом районного коэффициента 12 262,76*1,2=14 715,31 руб. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», ОГКУ управление социальной защиты населения по г. Иркутску ей обязаны выплачивать ежемесячно начиная с 15.09.2017г. в размере 14 715,31 руб. Недоплата за сентябрь, октябрь, ноябрь 2017г. составляет 18 394,19 руб.

Просит суд признать действие ОГКУ управление социальной защиты населения по г.Иркутску по назначению ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 7 357,64 рублей незаконным; взыскать с ОГКУ управление социальной защиты населения по г.Иркутску сумму недоплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 18 394,19 рублей; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 23.01.2018г. по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнила заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просила суд признать распоряжение Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении /отказе/ прекращении выплаты ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей» в части назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 7 357,64 руб. незаконным; взыскать с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сумму недоплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 33 109,5 руб., обязать выплачивать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 14 715,31 руб. начиная с февраля 2018г., взыскать с ОГКУ управление социальной защиты населения по г.Иркутску государственную пошлину в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в исковом и уточненном заявлениях, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску - ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 приходится матерью двоих детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-ТО ), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении III-СТ ).

В период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 проходила службу в ГУФСИН России по Иркутской области.

12.07.2017г. в связи с рождением ребенка ФИО1 ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

В соответствии с приказом ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. л/с ФИО1 уволена ДД.ММ.ГГГГ. по пункту «в» части 1 статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), Положения о службе в органах внутренних дел РФ.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес> с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО5, 18.01.2017г.р. в соответствии с Законом РФ от 18.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (статья 13 Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком)».

Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. -РМ-Д ФИО1 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 7 357,64 руб.

Обращаясь в суд с иском ФИО1 полагает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком ей должно быть назначено в соответствии с п. 5 части 1 статьи 13 ФЗ № 81-ФЗ от 19.05.1995г. в размере 14 715,31 руб., а не 7 357,64 руб.

Положениями Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с абз. 7 ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, осуществляющих уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются в соответствии с абзацами вторым, пятым статьи 15 Федерального закона № 81-ФЗ.

В связи с этим, размер пособия на второго и последующих детей в г.Иркутске с учётом применения районного коэффициента составляет: 6 131,37 рублей (базовый размер пособия в 2017г.) *1,2 (районный коэффициент)=7 357,64 рублей ежемесячно.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно было назначено ФИО1 пособие в размере 7 357,64 рублей. Поскольку истец относится к лицам, указанным в абз. 7 статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ.

Доводы ФИО1 о том, что она относится к категории лиц, указанных в абз. 5 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона. Поскольку в силу абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

Установив в абзаце четвертом части первой статьи 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок исчисления размера пособия по уходу за ребенком исходя из среднего заработка, в том числе для матерей, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, федеральный законодатель, действуя в пределах предоставленных полномочий, определил минимальный и максимальный размер указанного пособия. Такое правовое регулирование направлено на частичную компенсацию имевшегося у такого лица заработка, утраченного в связи с необходимостью осуществлять уход за ребенком, притом, что оно уволено по основанию, отражающему объективно существующую невозможность продолжения трудовых отношений, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 г. N 1726-О).

Таким образом, абз. 5 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ распространяется на лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации в период отпуска по беременности и родам и в период отпуска по уходу за ребенком.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 не относится к категории граждан, указанных в абз. 5 части 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", так как она была уволена в связи с выслугой срока службы, дающего право на пенсию. При этом согласно п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в том числе по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "г", "д" настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел (ч. 2 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Когда как увольнение работника в связи с ликвидацией организации - это потеря работы по обстоятельству, не связанному с его действиями, волей или желанием.

Доводы истца о том, что увольнение в связи с ликвидацией организации, распространяется только на матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, суд оценивает критически, полагая, что в данном случае ФИО1 по своему усмотрению толкует закон, что недопустимо.

При таких обстоятельствах, и вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца со стороны ответчиков не допущено, ФИО1 в установленном законом порядке и размере назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В связи с чем, заявленные исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании распоряжения в части начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в меньшем размере незаконным, взыскании суммы недополученного ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязании выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком начиная с февраля 2018г., взыскании расходов по оплате государственной пошлины, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании распоряжения в части начисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в меньшем размере незаконным, взыскании суммы недополученного ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязании выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком начиная с февраля 2018г., взыскании расходов по оплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения суда изготовлен 19.02.2018г.

Судья О.В. Луст