К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Краснодар
Советский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Арестова Н.А.,
при секретаре Ткаченко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамалыга А.И. об оспаривании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Мамалыга А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю.
В обоснование своих требований пояснил, что на основании постановления главы администрации города Крымска и Крымского района Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи земельных долей от ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежат на праве общей долевой собственности 128632/9958370 долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровым инженером ФИО7 был выполнен проект межевания и опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельного участка выделяемого в счет принадлежащих ему земельных долей. По истечении 30 дневного срока для ознакомления с указанным проектом межевания, а также для направления обоснованных возражений относительно размера и местоположения выделяемого земельного участка, иными участниками общей долевой собственности, и в связи с отсутствием таковых, кадастровым инженером был выполнен межевой план и ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение о том, что проект межевания считается согласованным. ДД.ММ.ГГГГ его представитель, Конограй В.П., обратился с заявлением к заинтересованному лицу о постановке выделяемого в натуре земельного участка на государственный кадастровый учет (№ от ДД.ММ.ГГГГ) Однако ДД.ММ.ГГГГ, решением за №, Заинтересованным лицом было принято решение «об отказе в осуществлении кадастрового учета» по следующим основаниям: доступ к землям общего пользования, в том числе путем установления сервитута, к образуемому земельному участку № отсутствует, так как в государственном кадастре недвижимости сведения об установлении сервитута на земельные участки, граничащие с образуемым земельным участком, отсутствует; предусмотренным п.2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ, т.к. представленный межевой план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке», а именно: в состав представленного межевого плана включен фрагмент графического изображения, из которого не представляется возможным однозначно определить границы земель бывшего колхоза им. Фрунзе, также данная выкопировка не содержит информации о виде сельскохозяйственных угодий, из которых состоит образуемый земельный участок, так как в составе данной выкопировки отсутствует копия поконтурной ведомости (экспликация земель) на выделяемый земельный участок. Также, по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, были выявлены основания для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости: «граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление пересекает границы обособленного участка обособленного участка № и №, входящих в состав единого землепользования №».; «с момента надлежащего извещения до утверждения проекта межевания земельного участка 30 дней не прошло, в связи с чем, нарушен срок согласования проекта межевания земельного участка». Считает указанное решение незаконным, противоречащим действующему законодательству РФ и подлежащим отмене. Просит обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю осуществить постановку государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в границах колхоза им. Фрунзе; в соответствии с данными межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ФИО8 и проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением собственника земельных долей ДД.ММ.ГГГГ с учетом устранения накладок Мамалыгой А.И.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Закружная О.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено.
Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что на основании Постановления главы администрации города Крымска и Крымского района Краснодарского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи земельных долей от ДД.ММ.ГГГГ Мамалыге А.И. принадлежат на праве общей долевой собственности № долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>; что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровым инженером ФИО9 был выполнен проект межевания и опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельного участка выделяемого в счет принадлежащих мне земельных долей.
По истечении 30 дневного срока для ознакомления с указанным проектом межевания, а также для направления обоснованных возражений относительно размера и местоположения выделяемого земельного участка, иными участниками общей долевой собственности, и в связи с отсутствием таковых, кадастровым инженером ФИО10 был выполнен межевой план и ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение о том, что проект межевания считается согласованным.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя-Конограй В.П., обратился с заявлением в ФГБУ «ФКП Росреестра» о постановке выделяемого в натуре земельного участка на государственный кадастровый учет.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ «ФКП Росреестра» было отказано в осуществлении кадастрового учета.
Основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости послужило то, что доступ к землям общего пользования, в том числе путем установления сервитута, к образуемому земельному участку № отсутствует, так как в государственном кадастре недвижимости сведения об установлении сервитута на земельные участки, граничащие с образуемым земельным участком, отсутствует; предусмотренным п.2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ представленный межевой план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке...», а именно: в состав представленного межевого плана включен фрагмент графического изображения, из которого не представляется возможным однозначно определить границы земель бывшего колхоза им. Фрунзе, также данная выкопировка не содержит информации о виде сельскохозяйственных угодий, из которых состоит образуемый земельный участок, т.к. в составе данной выкопировки отсутствует копия поконтурной ведомости (экспликация земель) на выделяемый земельный участок. Также, по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», были выявлены основания для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости: граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление пересекает границы обособленного участка обособленного участка № и №, входящих в состав единого землепользования №; с момента надлежащего извещения до утверждения проекта межевания земельного участка 30 дней не прошло, в связи с чем, нарушен срок согласования проекта межевания земельного участка.
Установлено, что заявителем был произведен выдел в натуре в счет принадлежащих ему № долей, многоконтурного земельного участка.
Межевой план от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения от том, каким образом производится доступ к образуемому земельному участку: «образованные участки граничат с землями общего пользования и с земельными участками, границы которых определены в соответствии с действующим законодательством», в связи с чем, основание для отказа «Доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута» является несостоятельным.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2002г., кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости».
Согласно ст. 29. ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2002г. каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством: установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке; обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.
В графе "2" таблицы раздела "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" построчно указываются кадастровый номер или обозначение многоконтурного земельного участка, а также в порядке возрастания порядковых номеров контуров границы многоконтурного земельного участка - обозначения соответствующих контуров границы или учетные номера контуров границы.
В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен, либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Согласно Письма Минэкономразвития РФ № Д23-4580 от 03.11.2011г.: «...по мнению Департамента недвижимости, к землям (земельным участкам) общего пользования относятся земли (земельные участки), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц»,то есть земли лесного фонда, дороги, а также любые не огороженные участки, либо участки, собственник которых, иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается и т.д.
Из выписки из межевого плана следует, что ко всем контурам образуемого земельного участка имеется доступ от земель или земельных участков общего пользования либо от участков, собственник которых, иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, что и было отражено в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ В результате обеспечения образуемых земельных участков доступом к землям общего пользования права правообладателей смежных земельных участков ограничены не были, в связи с этим соответствующие договора либо соглашения, заключаемые между собственниками земельных участков и подлежащие включению в состав приложения отсутствуют.
В состав межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ включена выкопировка из графучета земель <адрес>, копия которой, надлежащим образом заверена начальником Крымского отдела Росреестра по Краснодарскому краю.
Из указанной выкопировки следует, что границы выделяемого участка входят в земельный участок бывшего колхоза <адрес> что подтверждено органом осуществляющим хранение архивных документов.
Требования ФГБУ «ФКП Росреестра» о включении в состав межевого плана поконтурной ведомости не обоснованны, поскольку в компетенцию ФГБУ «ФКП Росреестра» не входит проверка и тем более, требование предоставления данных сведений.
В соответствии с п. 27 Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке...» если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 23 требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав приложения. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав приложения могут быть включены извлечения из данных документов, либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д.
Кадастровым инженером в состав приложения были включены в виде выкопировки из графучета земель колхоза <адрес>, в которой перечислены секции и контуры образуемого земельного участка из состава земель колхоза <адрес>, переданного в общую долевую собственность членов колхоза имени <адрес>, в соответствии с Указом Президента РФ № 1767 от 27.10.1993г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», и где видно, что выделяемый земельный участок расположен в границах бывшего колхоза <адрес>
Таким образом, утверждение ФГБУ «ФКП Росреестра» при отказе в постановке на государственный кадастровый учет выделяемого земельного участка, о том, что не представляется возможным однозначно определить гранииы земель бывшего колхоза <адрес>, а также, что данная выкопировка не содержит информации о виде сельскохозяйственных угодий, являются необоснованными, поскольку не основаны на включенных в состав межевого плана документах.
Согласно ст. 13. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012г.) «Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности»:
1.Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2.Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.
4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
5.Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
6.Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9-11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Таким образом, указанной нормой права предусмотрен срок в 30 календарных дней со дня публикации извещения, для поступления кадастровому инженеру возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка.
Извещение о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет принадлежащих Мамалыге А.И. земельных долей, было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Призыв» № 46 (12273), а проект межевания - утвержден ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 32 календарных дня после опубликования.
Доводы ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что 30 календарных дней не прошло, являются необоснованными, поскольку п. 12 ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012г.) говорит о «не поступлении возражений в 30-ти дневный срок», то есть срок для поступления возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ, независимо от того, на какой день недели, рабочий или выходной.
В соответствии с п. 1 с. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Таким образом, решением «об отказе в осуществлении кадастрового учета» Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ созданы препятствия к осуществлению прав, предоставленных законодательством РФ, так как заявитель не имеет возможности в полном объеме осуществлять свое право собственности на принадлежащее ему имущество, а именно: поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на выделенный в натуре в счет принадлежащих мне № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, многоконтурный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в границах бывшего <адрес>
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в границах колхоза <адрес>; в соответствии с данными межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ФИО11 и проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением собственника земельных долей ДД.ММ.ГГГГ с учетом устранения накладок Мамалыгой А.И.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий