ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4772/2017 от 07.03.2018 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело **

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 марта 2018 года ***

Железнодорожный районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Драгунской А.В.

при секретаре Донец М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Западно-Сибирского транспортного прокурора к Обскому управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Обскому управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, связанного с осуществлением начальником Томского линейного отдела Управления ФИО1 иной оплачиваемой деятельности; возложить на ответчика обязанность применить к ФИО1 установленное ст.ст. 59.1, 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание, налагаемое на государственных гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений.

Требования мотивированы тем, что Западно-Сибирской транспортной прокуратурой проведена проверка Обского УГРН Ространснадзора, в ходе которой выявлено, что ФИО1, замещая должность начальника Томского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора, на основании договоров, заключенных с ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства», систематически оказывал в 2015-2017 г.г. платные преподавательские услуги по программам «Противопожарная подготовка командного состава судов внутреннего водного плавания» и «Обучение для прохождения дипломирования и подтверждения дипломов». Их слушателями являлись судовладельцы и работники организаций, в отношении которых ФИО1 в соответствии с Положением о Томском линейном отделе Обского УГРН Ространснадзора и должностным регламентом, утвержденным ****, осуществляет функции государственного транспортного надзора и лицензионного контроля, имеет полномочия по организации и проведению проверок обеспечения безопасности судоходства, возбуждению и рассмотрению в отношении них дел об административных правонарушениях, то есть осуществляет в отношении слушателей и их работодателей функции государственного управления. Однако, о наличии признаков конфликта интересов при оказании возмездных преподавательских услуг ФИО1 руководителю Обского УГРН Ространснадзора в установленном порядке не сообщал. В то же время руководством ответчика, осведомленном о выполнении ФИО1 платной деятельности в ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства», в нарушение ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не принимались меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения внесенного **** прокурором представления об устранении выявленных нарушений законодательства РФ, ответчик сообщил, что осуществляемая ФИО1 иная оплачиваемая работа в техникуме не влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, не приводит и не может привести к конфликту интересов.

В судебном заседании старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Шерстов А.В. поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их полностью по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что материалы проведенной прокурорской проверки в отношении Обского УГРН Ространснадзора подтверждают наличие конфликта интересов при осуществлении ФИО1 платной преподавательской деятельности. В силу положений действующего законодательства он был обязан надлежащим образом уведомить работодателя об осуществлении такой деятельности, однако не сделал этого. В то же время, ответчик знал об осуществлении ФИО1 платной преподавательской деятельности, обязан был предпринять меры по урегулированию конфликта интересов, но ничего для этого не предпринял.

Законный представитель ответчика Обского УГРН Ространснадзора – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что по возникшему спору была создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Курсы, которые преподавал ФИО1, проходят только для судоводителей. Обскому УГРН Ространснадзора было известно о выполнении ФИО1 преподавательской платной деятельности в техникуме, но она не создала конфликта интересов, не повлияла не выполнение им своих должностных обязанностей. К дисциплинарной ответственности ФИО1 не привлекли, т.к. истек срок давности его привлечения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию ответчика, подтвердил, что он, действительно, читал лекции в техникуме, получал за это оплату по договору, но т.к. он не является членом экзаменационной комиссии, то его преподавательская деятельность никоим образом не повлияла не исполнение должностных обязанностей по основному месту работы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно п.п. 1, 11, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан:

- соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В судебном заседании установлено, что Томский линейный отдел Обского управления государственного речного надзора является структурным подразделением Обского управления государственного речного надзора Ространснадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ в области судоходства, эксплуатации гидротехнических сооружений на внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности (п. 1.1. Положения о Томском линейном отделе, утв. Приказом Обского управления государственного речного надзора ** от ****) (л.д. 67-70).

ФИО1 состоит на государственной гражданской службе, замещает должность начальника Томского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Из представленных договоров на оказание услуг ** от **** (л.д. 25-27), ** от **** (л.д. 30-32), ** от **** (л.д. 37-38), ** от **** (л.д. 41-44), ** от **** (л.д. 48-50), заключенных между ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства» и ФИО1, видно, что последний систематически, в период времени с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, с **** по **** оказывал платные преподавательские услуги по обучению слушателей курсов по программам повышения квалификации «Противопожарная подготовка командного состава судов ВВП» и «Обучение для прохождения дипломирования и подтверждения дипломов». Обязательства, принятые по указанным договорам, сторонами исполнены в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В соответствии с п. 2.1 Должностного регламента на начальника линейного отдела возлагаются функции, в том числе, по осуществлению надзора за деятельностью юридических и физических лиц, отдельных должностных лиц, связанной с судоходством и обеспечением его безопасности на внутренних водных путях, а также эксплуатацией гидротехнических сооружений; по осуществлению надзора за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования, в том числе проверки наличия и работы плавучих и береговых знаков на судовых ходах, мостах, гидросооружениях при проведении патрулирования; по участию в организации комплексных проверок судоходных компаний и судовладельцев совместно с другими надзорными органами; по изъятию, аннулированию или приостановлению действия рабочих дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств в случае возникновения угрозы жизни людей или причинения ущерба водной среде и имуществу в результате ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ и др.(л.д. 71-75).

Согласно п. 2.2.8 Должностного регламента начальник линейного отдела обязан, в том числе, организовывать проверку судовладельческих предприятий всех форм собственности по вопросам обеспечения безопасности судоходства и соблюдения требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности; организовывать работу по надзору за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях; осуществлять контроль за проведением административной практики согласно требований КоАП РФ.

Слушателями указанных курсов по программам повышения квалификации «Противопожарная подготовка командного состава судов ВВП» и «Обучение для прохождения дипломирования и подтверждения дипломов» являлись судовладельцы и работники организаций, в отношении которых ФИО1 в соответствии с Положением о Томском линейном отделе Обского УГРН Ространснадзора и должностным регламентом осуществляет функции государственного транспортного надзора и лицензионного контроля, имеет полномочия по организации и проведению проверок обеспечения безопасности судоходства, возбуждению и рассмотрению в отношении них дел об административных правонарушениях – то есть осуществляет в отношении слушателей и их работодателей функции государственного управления.

Как следует из Протокола ** заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от **** на заседании комиссии от **** (протокол **-кор/15 во II разделе «Об иной оплачиваемой деятельности начальником Томского линейного отдела управления ФИО1») было принято решение: «Рекомендовать государственным гражданским служащим управления в дальнейшем воздержаться от выполнения иной оплачиваемой работы, в том числе образовательной деятельности, в поднадзорных организациях в целях предотвращения конфликта интересов». ФИО1 ознакомлен с этим решением. На заседании комиссии от **** (протокол **) было принято решение об исключении участия ФИО1 в проведении проверок в Областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Томский техникум водного транспорта и судоходства» в 2017 года в целях предотвращения конфликта интересов. Издан приказ Обского УГРН Ространснадзора от ****** об исключении Томского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора в проведении проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (л.д. 55-58).

Вместе с тем, достоверно установлено, что ФИО1, в нарушение указанной нормы, а также, проигнорировав решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ****, при наличии признаков конфликта интересов не только не прекратил выполнять иную оплачиваемую работу, но и не уведомил предварительно представителя нанимателя о том, что он будет оказывать платные преподавательские услуги.

Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, установлено, что представителю нанимателя ФИО1 было известно об осуществлении им платных преподавательских услуг, однако в нарушение ч. 3 ст. 11 Федерального закона от **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4 ст. 19 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» им никаких мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не предпринимались.

В связи с изложенным, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Западно-Сибирского транспортного прокурора в части признания незаконным бездействия Обского УГРН Ространснадзора по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, связанного с осуществлением начальником Томского линейного отдела Управления ФИО1 иной оплачиваемой деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО3 истек, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности применить к ФИО1 установленное ст.ст. 59.1, 59.2 Федерального закона от **** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Западно-Сибирского транспортного прокурора к Обскому управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выразившееся в не предотвращении и не урегулировании конфликта интересов на государственной службе начальника Томского линейного отдела ФИО1, связанного с осуществлением последним иной оплачиваемой деятельности.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Драгунская

Мотивированное решение изготовлено ****