ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-477/12 от 21.03.2013 Осинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИ Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2013 года с.Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Шархановой Е.Б.,

истца Елбаевой Т.И.,

представителя ответчика – администрации МО «Осинский район» Халтаева В.П., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Осинскому району Туморхоновой Л.Д., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2013 по иску Елбаевой Т.И. к администрации муниципального образования «Осинский район», Министерству имущественных отношений Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности предоставить вне очереди как лицу из числа детей-сирот и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм на территории МО «Оса»,

УСТАНОВИЛ :

Елбаева Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Осинский район» о возложении обязанности предоставить вне очереди как лицу из числа детей-сирот и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм на территории МО «Оса». В обоснование иска указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её отец умер <дата обезличена>, мать умерла <дата обезличена>. Решением №.... главы Бурят-Янгутской сельской администрации от <дата обезличена> её опекуном и опекуном её младших сестер А. и Е. была назначена родная тетя Б.. В настоящее время у тети фамилия «П.».

При назначении опеки по неизвестной ей причине жилое помещение за ней не было закреплено и как ребенок-сирота она не была постановлена на льготную очередь на получение жилья.

<дата обезличена> Отделом ЗАГС Администрации Осинского района Иркутской области был зарегистрирован брак между истцом и Е.В.В.. Ей была присвоена фамилия «Елбаева». От брака имеет двоих малолетних детей.

Согласно ч. 1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.3 Закона Иркутской области от 16.07.1997 г. №31-03 «О социальной норме площади жилья в Иркутской области» минимальный размер предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159 ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.2 ч.1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу требований п. 10 ст.4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. №50-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

Ст.6 Закона Иркутской области от 29.06.2010 г. №52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предусматривает, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Пунктом 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 установлено, что обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями, отнесено к вопросам поселения.

В соответствии с п.3 «Положения о порядке организации работы по предоставлению детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.11.2010 г. №317-мпр организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от 29.06.2010 г. №52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

В соответствии с вышеперечисленными нормами отсутствие закрепленного жилого помещения является бесспорным основанием для предоставления жилого помещения вне очереди, независимо от того состоит ли лицо на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Основания возникновения права на получение жилья вне очереди связаны с прекращением хотя бы одного из обстоятельств, изложенных в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, а именно с окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) и т.д.

Таким образом, по доводам у истца возникло право на получение жилья вне очереди как у ребенка-сироты по окончании опеки над ней, т.е. с момента достижения совершеннолетия - <дата обезличена>.

Она относится к социально незащищенной категории граждан, и в соответствии с вышеуказанными нормами имеет право на получение жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм на территории МО «Осинский район». В настоящее время у неё личного жилого помещения нет.

Администрацией МО «Осинский район» в нарушение вышеуказанных норм жилое помещение истцу до настоящего времени не выделено, что нарушает его права, меры к выделению жилого помещения не принимаются.

В связи с изложенным просит возложить обязанность на администрацию МО «Осинский район» предоставить ей вне очереди как лицу, из числа детей-сирот и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, жилое помещения не ниже установленных социальных норм на территории МО «Оса».

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя администрации МО «Осинский район» по делу в качестве соответчиком были привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области (л.д.43-45,66-68).

В судебном заседании истица Елбаева Т.И. заявила о рассмотрении дела в отсутствии её представителя Акчульпанова Р.С.(л.д.83), исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям указанных в заявлении. Также Елбаева Т.И. в судебном заседании пояснила, что после достижения 18 лет она лично в соответствующие органы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающегося в жилье не обращалась. Всеми вопросами занималась её тетя П.Е.К.., которая в то время являлась её опекуном.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования «Осинский район» Халтаев В.П., действующий на основании доверенности (л.д.86) исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью, так как истец своевременно не воспользовалась своим правом на внеочередное предоставления жилья, не встала на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается представленными материалами дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Осинскому району Туморхонова Л.Д., действующая по доверенности поддержала свои доводы и основания, указанные в возражении на исковое заявление (л.д.84-85) и пояснила, что опекун П.Е.К.., истец Елбаева Т.И. не воспользовались своим правом и до 23 лет не обратились по месту жительства о постановке на учет, как нуждающаяся внеочередного предоставления жилого помещения в установленном порядке. В связи с этим основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Представители ответчика – министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Шалошвили Т.Г., Яковлева Д.А. в удовлетворении исковых требований просили отказать по основаниям, указанным в возражении и дополнительном возражении на исковое заявление ( л.д.33-42,60-64,76-79). Также просили о рассмотрении дела в их отсутствие, хотя о слушании дела были извещены надлежащим образом (л.д.72, 76-79).

В судебное заседание представитель ответчика - министерства имущественный отношений Иркутской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания (л.д.72-73) в суд не явился, не представив доказательств уважительности неявки в суд, а также не представив ходатайства об отложении судебного заседания или возражения в отношении заявленных исковых требований.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

При этом суд принимает во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, не должна нарушать права истца, иск которого поступил в суд в интересах детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями, поскольку во взаимосвязи положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 от 27.12.2007 г. «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Кроме того, суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации стороны равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон. Названным конституционным нормам корреспондируют положения ст.ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Эти положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Осуществляя гражданское судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, суд обязан создать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс их процессуальных прав и обязанностей.

Допрошенная в судебном заседании свидетель П.Е.К. пояснила суду, что она является родной тетей и опекуном истца с 1993 года до её совершеннолетия. После того, когда именно не помнит, она случайно узнала от работника отдела образования Осинского района Х. о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право внеочередного обеспечения жилой площадью, она ходила в органы опеки Осинского района, где сотрудник, которого она не помнит, сказала, что «девочки» занесены в базу данных и эта программа не работает. При этом она никаких официальных письменных заявлений по этому вопросу в соответствующие органы не писала. Позже, сотрудник органа опеки Б. сказала, что Т. по возрасту не подходит, а её сестры А. и Е. включены в списки детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В 2007 году она обращалась на имя председателя Осинской районной Думы И. по поводу выделения жилья детям сиротам Б.А.И., Болхоевой (Елбаевой) Т.И. и П.Е.И., а также выделения последним материальной помощи в связи с окончанием школы, но никакого официального ответа не получала.

Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетеля, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст. 56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что отношения, сложившиеся между сторонами являются правоотношениями по жилищным вопросам и регулируются жилищным законодательством, а также законодательством о предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством.

ФЗ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, согласно ч.1 ст. 8 названного закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного закона на лиц, достигших возраста 18 лет и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в его определении от 19.10.2010 года № 1281-О-О, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного федерального закона на распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного федерального закона достиг возраста 23 лет.

По смыслу закона, только до достижения возраста дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий граждан лиц, названных в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом нормы статей 52,57 Жилищного кодекса РФ, должны применяться в системной взаимосвязи с положением вышеназванного ФЗ, которые устанавливают указанное ограничение по возрасту.

Согласно постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14, "разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ)".

В судебном заседании установлено, что истица Елбаева Т.И.<дата обезличена> года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.10,19): мать П.В.К. умерла <дата обезличена> (л.д.12), отец Б.И.А., умер <дата обезличена> ( л.д.11).

В соответствии с решением №.... от <дата обезличена> Бурят-Янгутской администрации опекунство над несовершеннолетними Б. было разрешено учредить Б., являющейся родной тетей детям ( л.д.13, 52,95-96).

Согласно свидетельства о расторжении брака №.... выданного Осинским ЗАГС Иркутской области <дата обезличена> брак между Б. и Б. расторгнут, после расторжения брака ей присвоена фамилия П. ( л.д.14).

С <дата обезличена> года истец Елбаева Т.И. с супругом Е.В.В. совместно с двумя несовершеннолетними детьми проживают в <адрес обезличен> (л.д.9,46-51).

Согласно справки администрации МО «Бурят-Янгуты» №.... от <дата обезличена>, Елбаева Т.И. на льготной очереди по предоставлению жилья не состоит (л.д.18).Также согласно справки администрации МО «Бурят-Янгуты» №.... от <дата обезличена>Елбаева Т.И.<дата обезличена> года рождения в администрацию МО «Бурят-Янгуты» для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, не обращалась и в документах переданных с управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, по опеке и попечительству по Осинскому району не значилась (л.д.91-94). Аналогичная справка предоставлена от заместителя мэра МО «Осинский район» М. о том, что Елбаева Т.И., <дата обезличена> г.р., проживающая по адресу: <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении жилого помещения в комиссию по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, администрации МО «Осинский район» не обращалась, в областном реестре детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит (л.д.90).

Таким образом, на основании вышеизложенного на момент обращения в суд истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2статьи 21 и статья 27). Следовательно, у истца Елбаевой Т.И., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки и попечительства по достижении 18 лет, то есть еще в <дата обезличена> году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (действовавшего до 01.01.2013г), установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшей до 01.01.2013г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

За указанный период субъектом РФ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не принят нормативный акт, который бы устанавливал порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтвердил телефонограммой начальник отдела правовой и кадровой работы администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Д. (л.д.102). Такой Закон Усть-Ордынского Бурятского АО принят лишь 02.06.2006 года №268-ОЗ «О мерах социальной поддержки в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» (принят Думой УОБАО 25.05.2006г.) (л.д.103-104). Аналогичный Закон Иркутской области от 22.06.2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 26.05.2010г. №21/12-ЗС) (л.д.105-106).

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст.5 п.25 Устава муниципального образования « Осинский район» от 13.12.2005 года к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, иные вопросы местного значения предусмотренные федеральным законодательством (л.д.98-101).

Согласно пп.5, 10 ч.2 ФЗ от 28.08.1995г. №154-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22.04.1996г. №38-ФЗ, 26.11.1996г. №141-ФЗ и 17.03.1997г. №55-ФЗ содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Согласно положениям ч.ч.3, 4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Установлено, что местом постоянного проживания Елбаевой Т.И. является <адрес обезличен> (л.д.6,9,10,13,19,47-48,50-53, 90-91,95-96).

Из письма представителя ответчика МО «Осинский район» Халтаева В.П. следует, что порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории МО «Осинский район» до <дата обезличена> не принималось (л.д.97).

Требования о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечении во внеочередном порядке жилыми помещениями, носят заявительный характер. Вместе с тем судом установлено, что Елбаева Т.И., <дата обезличена> года рождения, по достижении ею совершеннолетия - <дата обезличена> и до достижения ею 23-х летнего возраста - <дата обезличена> ни в органы местного самоуправления, ни в орган опеки и попечительства по месту жительства с заявлением о предоставления ей жилого помещения не обращалась, то есть волеизъявления по реализации своего права на получения жилья, не выразила. С указанным заявлением не обращалась и её опекун П.Е.К..

Доказательств обратного истец вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не предоставила.

Из представленных материалов следует, что с заявлением обращалась опекун П.Е.К.. лишь <дата обезличена> (л.д.53), на имя председателя Осинской районной Думы И. по поводу выделения жилья детям сиротам Б.А.И., Болхоевой (Елбаевой) Т.И. и П.Е.И., а также выделения последним материальной помощи в связи с окончанием школы, но никакого официального ответа не получала. Истцу Елбаевой Т.И. на тот момент было уже 25 лет.

Однако, достижение определенного в законе возраста - 23 лет влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с изложенным судом не может быть принято в качестве обоснования позиции истца о том, что Елбаева в настоящее время относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения в суд (от <дата обезличена>, входящий №....) с иском, истцу более 23 лет.

Суду также не были представлены доказательства невозможности обращения в соответствующий вышеуказанный период времени истца и его опекуна с заявлением о предоставлении опекаемой жилого помещения, либо обращении, но не постановке на учет по независящим от истца и его опекуна, причинам и обстоятельствам.

Начиная с <дата обезличена>, то есть возраста достижения Елбаевой совершеннолетия, и до <дата обезличена>, то есть возраста достижения 23 лет истица могла самостоятельно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением и не была лишена возможности подать заявление в соответствующий орган о постановке её на учет в целях предоставления жилого помещения до достижения ею 23 лет.

Таким образом, как установлено судом, на Елбаеву Т.И. по состоянию на дату обращения с требованием о предоставлении ей жилья (<дата обезличена>) не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных социальных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть она утратила свое право на меры социальной поддержки для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением в 2005 году возраста 23-х лет, установленного законом как предельного для возможности получения мер социальной поддержки.

Доказательств каких-либо препятствий истцу или опекуну для обращения с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ей жилого помещения как лица, лишенного попечения родителей, ранее достижения 23-х летнего возраста истицей не представлено и судом не установлено. Также доказательств подтверждающихся, что со стороны ответчиков допущено какие-либо нарушения действующего законодательства в ходе проведения административной процедуры наделения истца жильем не представлено. Поэтому требования истца к ответчикам необоснованны.

Кроме того, ссылки истца в обоснование своих доводов о необходимости выделения ей жилья вне очереди на положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ суд отвергает, поскольку действовавшие ранее положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в которых на момент подачи иска было закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди по договору социального найма Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» признаны утратившими силу. В настоящее время дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не отнесены к категории лиц, которые подлежат обеспечению жильем вне очереди, а жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к специализированному жилому фонду, и данные жилые помещения предоставляются на основании договора найма специализированного жилого помещения (ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 99 ЖК РФ).

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленных ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Елбаевой Т.И. о возложении обязанности предоставить вне очереди как лицу из числа детей - сирот и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм на территории МО «Оса»,

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Елбаевой Т.И. к администрации муниципального образования «Осинский район», Министерству имущественных отношений Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности предоставить вне очереди как лицу из числа детей - сирот и имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм на территории МО «Оса», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме в Иркутский областной суд через Осинский районный суд.

Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев