Дело № 2-477/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Яковлевой О.Ю.
с участием прокурора Гамаюнова С.А., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 19 марта 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Инты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО2 о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты РК обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму, а именно: подписать акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), расположенного по адресу: ____, членами комиссии - представителями торгового объекта (территории), представителем территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления (по согласованию) в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему иску в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения ИП ФИО2 законодательства о противодействии терроризму. Проведенной проверкой установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: ____, принадлежит на праве собственности ФИО2 ИП ФИО2 осуществляет в указанном помещении (магазин «Территория мебели «Авекон») розничную продажу непродовольственных товаров. В силу Распоряжения Главы РК от 20.02.2018 № 33-р Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на реализацию на территории Республики Коми полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)». 16.04.2018 Минсельхозом Республики Коми направлено ИП ФИО2 уведомление от 16.04.2018 № 21-13/3288 о включении торгового объекта «Территория мебели «Авекон», расположенного по адресу: ____, в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Республики Коми и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности. Данное уведомление ответчиком получено 19.04.2018. С нарушением установленного пунктом 14 Требований ИП ФИО2 издан приказ от 03.07.2018 № 1в, которым создана комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта. 06.07.2018 состоялось комиссионное обследование. В нарушении данных пунктов 14 и 18 Требования акт обследования и категорирования торгового объекта в срок 30 рабочих дней со дня создания комиссии (03.07.2018) не подписан всеми членами комиссии. Невыполнение ИП ФИО2 требования к антитеррористической защищенности торгового объекта препятствует формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию терроризму и как следствие создает предпосылки террористической деятельности, нарушения основных прав и свобод человека и гражданина. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц. Непринятие мер по обеспечению безопасности посетителей, работников магазина создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение или повреждение имущества.
В судебном заседании прокурор заявленные требования подержал.
Представитель ответчика пояснил, что ими проводится работа по подписанию указанного акта, но до настоящего момента было недостаточно времени, что завершить все процедуры. Полагал, что в целом данный объект не соответствует ни одной из категорий, в связи с чем необходимость проведения указанного мероприятия не вполне понятна.
Третье лицо Минсельхоз Республики Коми, надлежащим образом уведомленное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, по существу исковых требований представило отзыв, в котором иск прокурора поддержало. В отзыве указало, что ИП ФИО2 не обеспечено завершение процедуры обследования торгового объекта, акт обследования и категорирования не утвержден, что подтверждено проверкой прокуратуры и письменными пояснениями правообладателя. Несмотря на то, что паспорт безопасности торгового объекта правообладателем разработан, в отсутствие согласованного и утвержденного ИП ФИО2 акта обследования и категорирования, утверждение и согласование паспорта безопасности не обеспечено. Тем самым не выполнены пункты 21 и 22 Требований. Поскольку ИП ФИО2 не завершены все мероприятия по проведению обследования и категорированию торгового объекта в срок, установленный Требованиями, в силу пункта 1 Требований на текущий момент правообладателем не обеспечена антитеррористическая защищенность торгового объекта.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу статьи 2 Закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пунктам 4 и 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Закона Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее – Требования).
Требованиями установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).
Согласно пунктам 2 и 3 Требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).
Судом установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: ____, принадлежит на праве собственности ФИО2 ИП ФИО2 осуществляет в указанном помещении (магазин «Территория мебели «Авекон») розничную продажу непродовольственных товаров.
В силу Распоряжения Главы РК от 20.02.2018 № 33-р Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на реализацию на территории Республики Коми полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273.
16.04.2018 Минсельхозом Республики Коми направлено ИП ФИО2 уведомление от 16.04.2018 №21-13/3288 о включении торгового объекта «Территория мебели «Авекон», расположенного по адресу: ____, в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Республики Коми и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защищенности.
Данное уведомление получено 19.04.2018.
Согласно пункту 14 Требований для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 15 Требований в состав комиссии включаются: а) представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории); б) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию); в) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
С нарушением установленного пунктом 14 Требований срока ИП ФИО2 издан приказ от 03.07.2018 № 1в, которым создана комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта.
06.07.2018 состоялось комиссионное обследование.
В силу пункта 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.
В нарушении указанного положения акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), расположенного по адресу: ____, в срок 30 рабочих дней со дня создания комиссии (03.07.2018) не подписан всеми членами комиссии.
При этом являются несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что данный объект не может быть отнесен ни к одной категорий, поскольку вопрос об отнесении торгового объекта к одной из категорий либо об отсутствии оснований для отнесения объекта к одной из категорий и решается по результатам обследования и отражается в акте.
Невыполнение ИП ФИО2 требования к антитеррористической защищенности торгового объекта, расположенного по адресу: ____, создает предпосылки террористической деятельности, нарушения основных прав и свобод человека и гражданина. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц. Непринятие мер по обеспечению безопасности посетителей, работников магазина создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение или повреждение имущества.
В силу приведенных требований действующего законодательства о противодействии терроризму, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 обязанность подписать акт обследования и категорирования торгового объекта (территории), расположенного по адресу: ____, членами комиссии - представителями торгового объекта (территории), представителем территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления (по согласованию) в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему иску в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета МО ГО "Инта" в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2019.
Судья Л.В.Махнева