ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-477/19 от 22.01.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-477/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Седовой Е.А.,

при секретаре Переваловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения за ней,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное), в обоснование которого указала, что 02 февраля 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, однако ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа; специальный стаж на момент обращения составил 10 лет 01 месяцев 27 дней вместо необходимых 25 лет. С таким отказом она не согласна, поскольку в специальный стаж необоснованно не были включены следующие периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – в Доме культуры Кокчетавского приборостроительного завода Республики Казахстан в качестве хормейстера детского образцового вокально-хореографического ансамбля «Улыбка»;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы в <данные изъяты> детской музыкальной школе <адрес>;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в должности педагога по хору,

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> в должности педагога дополнительного образования по совместительству на 1,0 ставку;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> начальная общеобразовательная школа в должности педагога дополнительного образования;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – в должности руководителя кружка;

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – отпуска без сохранения заработной платы <адрес><адрес>.

Просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить вышеуказанные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям, дополнительного указала, что в МАУ дополнительного образования <адрес> работала в должности педагога дополнительного образования, много раз она поощрялась за успехи в работе; вырабатывала более <данные изъяты> нормы рабочего дня, запись в трудовой книжке о работе в должности педагога по хору не соответствует штатному расписанию и внесена ошибочно.

Представитель истца ФИО3, по устному ходатайству истца, исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно ссылаясь на то, что период работы в должности педагога дополнительного образования подлежит зачету при наличии одновременно условий о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке составляет не менее 16 лет и 8 месяцев, а также у лица имеется факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Однако стаж работы истца не соответствует данным условиям.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в отдел ПФР в Московском районе г. Калининграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Однако по рекомендации Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в г. Калининграде (межрайонная) решением отдела назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа; на дату обращения специальный стаж ФИО2 на основании представленных документов составил 10 лет 01 месяц 27 дней.

Считая такой отказ незаконным, ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона).

Согласно подп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Из представленной трудовой книжки ФИО2 следует, что истец работала с ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> в должности хормейстера детского образцового вокально-хореографического ансамбля «Улыбка».

В указанный период времени применялся Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Согласно данному Перечню наименование учреждения «Дом культуры» и наименование должности «Хормейстер» не предусмотрены.

Не предусмотрены данные наименования и действующим в настоящее время Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах позиция пенсионного органа суду представляется верной, в связи с чем оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, не имеется.

Также суд находит обоснованным отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Калининградском городском Дворце творчества детей и юношества (с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в должности педагога по хору.

Из содержания протокола заседания комиссии следует, что работа в должности педагога по хору подтверждается записью в трудовой книжке и приказом о приеме на работу, других документов о переводе на другую должность не представлено, однако работа в должности педагога засчитывается в специальный стаж работы за период до 01 января 1992 года согласно п. 9 Правил Постановления от 29 октября 2002 года № 781, в связи с чем данный период, включая учебные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы, не подлежат включению в специальный стаж.

В судебном заседании истец настаивала на том, что фактически она являлась педагогом дополнительного образования, штатным расписанием педагог по хору не значится.

Проверяя данные доводы, суд приходит к следующему.

Так, согласно приказу по Калининградскому городскому Дворцу творчества детей и юношества от 01 апреля 1994 года № 104 штатное расписание сотрудников данного учреждения приведено в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, в этой связи руководители кружков стали именоваться педагогами дополнительного образования.

Вместе с тем ФИО2 занимала должность педагога по хору, а не руководителя кружка, соответственно изменения штатного расписания занимаемой ей должности не касались.

Согласно представленным аттестационным листам педагогического работника ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность на момент аттестации педагога дополнительного образования. Дата назначения на эту должность указана в соответствии с приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГФИО1 –педагог дополнительного образования <адрес> награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Также из служебной записки Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пенсионным органом не оспаривается тот факт, что согласно представленной уточняющей справке <адрес> творчества детей и молодежи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования.

Вместе с тем установление данных обстоятельств на включение спорного периода в специальный стаж не влияет, поскольку включение в специальный стаж работы истца в должности педагога дополнительного образования возможно при соблюдении всех условий законодательства.

Так, в силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. п. 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Должность педагога дополнительного образования, которую занимала истец, поименована в п. 2 раздела «Наименование должностей», учреждение, где проходила работа ФИО1 – в п. 2 раздела «Наименование учреждений».

Кроме того, согласно п. 12 вышеназванных Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимавших должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Тем самым обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 3 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при отсутствии данных условий, такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.

Таким образом, работа ФИО2 в качестве педагога дополнительного образования МАУ дополнительного образования <адрес> могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на ДД.ММ.ГГГГ истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Между тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж работы ФИО2 составил менее 16 лет 8 месяцев, в связи с чем оснований для включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Также суд находит обоснованным отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж истца периодов ее работы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в (в настоящее время <адрес>) в должности педагога дополнительного образования и периодов ее работы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ <адрес> начальная общеобразовательная школа ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем присоединения к МАОУ <адрес>) в должности педагога дополнительного образования.

Как указано выше, работа в должности педагога дополнительного образования, указанной в п. 2 раздела «Наименование должности» списка, засчитывается в специальный стаж работы в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка от 29 октября 2002 года № 781, то есть в учреждениях дополнительного образования детей.

Образовательные учреждения, в которых работала ФИО2, поименованы в п. 1.1. раздела «Наименование учреждений».

При таких обстоятельствах, пенсионным органом обоснованно отказано в включении указанный периодов работы в специальный стаж.

Кроме того, обоснованно отказано в части включения периодов работы ФИО2 в должности руководителя кружка в <адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем присоединения к МАОУ <адрес> общеобразовательная школа ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование должности «руководитель кружка» не поименовано Списком от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, выражая несогласие с решением пенсионного органа, просила суд также включить периоды ее отпусков без сохранения заработной платы, однако мотивы по которым полагает, что данные периоды подлежат включению, не приведены.

Как следует из представленных документов ФИО2 находилась в отпуске без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в Лебяжьевской детской музыкальной школе <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ –в <адрес>.

По смыслу п. 4 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в специальный стаж не включаются.

За эти периоды не производится уплата страховых взносов; в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет трудовые функции, за выполнение которых установлено специальное льготное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы не могут быть включены специальный стаж.

При таких обстоятельствах с учетом всех установленных по делу обстоятельств в совокупности судом не усматривается правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения за ней, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.

Судья Е.А. Седова