ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-477/2021 от 02.08.2021 Сокольского районного суда (Вологодская область)

№ 2-477/2021

УИД 35RS0019-01-2021-000499-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,

при секретаре Капустиной Л.В.,

с участием истца ФИО1 и ее представителя – адвоката Гомзяковой Н.В.,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 19 сентября 1996 года по 15 мая 1997 года, с 17 сентября 1997 года по 13 мая 1998 года в качестве истопника на станции Морженга Вологодского отделения СЖД Дирекция перевозок, с 01 октября 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 21 сентября 1999 года по 09 мая 2000 года, с 25 сентября 2000 года по 10 мая 2001 года в качестве истопника Обособленного подразделения государственного унитарного предприятия «Вологодское отделение Северной железной дороги «Вологодская дистанция гражданских сооружений», с 01 октября 2001 года по 29 апреля 2002 года в качестве истопника Вологодского отделения Северной железной дороги «Вологодская дистанция гражданских сооружений», с 01 октября 2002 года по 28 апреля 2003 года в качестве истопника Вологодского отделения филиала ФГУП «Северная железная дорога» структурное подразделение «Вологодская дистанция гражданских сооружений», с 01 октября 2003 года по 29 апреля 2004 года в качестве истопника «Вологодская дистанция гражданских сооружений» Вологодское отделение СЖД филиала ОАО «Российские железные дороги», назначить досрочную страховую пенсию со 02 октября 2019 года.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия доказательств работы в котельной на твердом топливе (угле или сланце).

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 25 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вологодское отделение Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» и Вологодская дистанция гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции структурного подразделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД».

07 июня 2021 года истцом заявленные требования увеличены в части взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек и расходов на оплату услуг адвоката в размере 12 000 рублей 00 копеек.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что с 1996 года по 2018 года работала в ОАО «РЖД» на станции Морженга: с 1996 года по 2004 год - в должности истопника, с 2005 года по 2018 год - в должности машиниста (кочегара) котельной; на станции Морженга располагалось здание, в котором находились котельная, административные помещения, зал ожидания и т.п.; в котельной установлены два котла, которые отапливались каменным углем, привозимым на платформах; в ее должностные обязанности как истопника входили: топка и обслуживание котлов (удаление золы, чистка), разгрузка каменного угля; на станции работали 4 истопника посменно, смена длилась 12 часов - с 08 часов до 20 часов (дневная) и с 20 часов до 08 часов (ночная); в случае неисправности котлов их ремонтом истопник не занимался, вызывался слесарь; вредные условия труда истопника заключаются в наличии пыли, высокой температуры; в качестве средств индивидуальной защиты выдавались х/б костюмы, рукавицы и респираторы, за вредные условия труда давали молоко, дополнительный отпуск не предоставлялся; котельная работала в течение отопительного сезона с 15 сентября по 15 мая, после этого ее увольняли с работы; работала истопником полный рабочий день. Указала, что котлы являются опасными объектами, поскольку если воздух попадет в трубы, то давление в котле понизится и произойдет взрыв.

Представитель истца ФИО1 – адвокат Гомзякова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в обоснование иска, пояснила, что периоды работы истопником подлежат включению в специальный стаж, поскольку истцом выполнялись трудовые обязанности машиниста (кочегара) котельной, работающей на каменном угле. Должность истопника предусматривает топку печей дровами, при этом печи не оборудованы специальным аппаратом контроля температуры и т.п., на станции Морженга находились котлы с присоединенными к ним батареями, насосами. С 2004 года по 2009 год работодатель отчитался за работу ФИО1 льготными условиями труда, при этом должность истца указана как машинист (кочегар) котельной. Производственная площадка, а также условия труда ФИО1 с 1996 года по 2009 год не изменялись. Запись в трудовой книжке истца о ее работе истопником в котельной противоречит характеристике работе истопника. Полагает, что поскольку работодателем неправильно поименована должность истца, работа истца в качестве машиниста (кочегара) котельной, работающем на каменном угле, нашла подтверждение в судебном заседании, то спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании выразила несогласие с иском. Ранее в судебных заседаниях выразила несогласие с иском по доводам, изложенным в отзыве, указала, что периоды работы ФИО1 истопником не подлежат включению в специальный стаж, поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 2 от 1991 года, а также не представлены доказательства работы котельной на каменном угле.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Вологодского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» и Вологодской дистанции гражданский сооружений - структурного подразделения Северной дирекции структурного подразделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Свидетель ФИО3 суду 06 мая 2021 года показал, что с 27 апреля 1995 года по настоящее время работает маляром на Северной железной дороге ОАО «РЖД», ФИО1 работала в РЖД машинистом (кочегаром) котельной на станции Морженга, числилась как истопник, котельная на станции отапливалась только каменным углем, который привозили с базы из г. Вологды, выгружали уголь сами машинисты (кочегары) котельной; котельная находилась в здании вокзала и отапливала вокзал, служебные помещения (дежурную, релейную, комнату механиков, связную, магазин); в котельной были установлены 2 котла марки КЧМ-5, 2 электронасоса, бак для воды; на станции работали 4 машиниста (кочегара) по сменам с 08 часов до 20 часов и с 20 часов до 08 часов, в смену работал 1 машинист; у машиниста были вредные условия труда (высокая температура, сажа, угар, в котельной отсутствовала вентиляция), в качестве средств индивидуальной защиты машинистам выдавались х/б рукавицы, респираторы, за вредность давали молоко; здание вокзала построено в 1987 году и было деревянным, в связи с чем, должность машиниста (кочегара) котельной изначально именовалась как истопник; ФИО1 работала в течение отопительного сезона с 15 сентября по май месяц. Подтвердил, что имеющиеся в материалах дела фотографии сделаны в здании котельной станции Морженга.

Свидетель ФИО4 суду 25 мая 2021 года показала, что знает ФИО1 с детства, истец работала кочегаром на станции Морженга, она (свидетель) работала дежурным по станции, работала и в старом и в новом здании станции; станция представляет собой одно здание, в котором находятся вокзал, дежурные, механики, кассиры, кочегарка; в котельной работали ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО9; кочегары работали в течение полного рабочего дня посменно в течение суток, смена начиналась в 8 утра и заканчивалась в 8 утра следующего дня, в смену работал один кочегар; в котельной были установлены 2 котла, отапливаемые каменным углем, уголь привозили из г. Вологды на платформах либо на машине, кочегары сами разгружали уголь; котельная отапливала здание вокзала; работа кочегара связана с вредными условиями труда; в старом здании вокзала, которое снесли в 1980-х гг., были печки, которые отапливались дровами, в новом здании станции печки отсутствуют; печи топили ФИО7, ФИО8.

Свидетель ФИО9 суду 25 мая 2021 года показала, что знает ФИО1 с 1975 года, работала вместе с истцом машинистом (кочегаром) в котельной на станции Морженга; станция представляется собой одно здание, в котором расположены пост ЭЦ, связевая, зал ожидания, бытовые комнаты, кочегарка, кабинет начальника станции; в кочегарке были установлены 2 котла марки КЧМ; котельная отапливалась только каменным углем, который привозили со склада из г. Вологды; кочегары работали посменно по 8 часов, потом стали работать сутки через 3 в течение полного рабочего дня, смена с 08 утра до 08 утра следующего дня, в смену работал один кочегар; работа в котельной связана с вредными условиями труда (шум, дым, угольная пыль), из средств индивидуальной защиты выдавались рукавицы, х/б костюм, обувь, валенки, с 2005 года такие средства не выдавались; за вредные условия труда выдавали молоко, дополнительный отпуск не предоставлялся; старое здание котельной было снесено.

Свидетель ФИО10 суду 25 мая 2021 года показала, что знает ФИО1 с рождения, она (свидетель) работала в кочегарке на станции Морженга; станция представляет собой одно здание, в котором находятся дежурный по станции, кочегарка, зал ожидания; в кочегарке были установлены 2 котла (марку указать затруднилась), отапливаемые каменных углем, который привозили на платформах; в котельной работали 4 кочегара, посменно, смена длилась 12 часов; работа в котельной связана с вредными условиями труда (шум, сажа), средства индивидуальной защиты не предоставлялись, надбавка за вредные условия труда не начислялась, но за вредные условия труда выдавалось молоко; в новом здании станции печное отопление отсутствует, в зале ожидания находятся батареи, которые отапливаются горячей водой.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.

В специальный стаж работы истца не включены периоды работы:

19 сентября 1996 года по 15 мая 1997 года, с 17 сентября 1997 года по 13 мая 1998 года в качестве истопника на станции Морженга на Вологодском отделении СЖД Дирекция перевозок,

с 01 октября 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 21 сентября 1999 года по 09 мая 2000 года, с 25 сентября 2000 года по 10 мая 2001 года в качестве истопника Обособленного подразделения государственного унитарного предприятия «Вологодское отделение Северной железной дороги «Вологодская дистанция гражданских сооружений»,

с 01 октября 2001 года по 29 апреля 2002 года в качестве истопника Вологодского отделения филиала ФГУП «Северная железная дорога»,

с 01 октября 2002 года по 28 апреля 2003 года в качестве истопника Вологодского отделения филиала ФГУП «Северная железная дорога» структурное подразделение «Вологодская дистанция гражданских сооружений»,

с 01 октября 2003 года по 29 апреля 2004 года в качестве истопника Вологодская дистанция гражданских сооружений Вологодское отделение СЖД филиала ОАО «Российские железные дороги»,

поскольку должность истопника не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, а также поскольку полная занятость истца в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце) документально не подтверждена.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с положениями части 2 данной нормы закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Обязательным условием для назначения пенсии по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе. В то же время, если работа котельной носит сезонный характер и в то время, когда котельная не работает, этот период не засчитывается в специальный трудовой стаж.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Рассмотрев требование ФИО1 о незаконности оспариваемого решения ответчика в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы истопником, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что она с 19 сентября 1996 года по 15 мая 1997 года работала истопником станции Морженга Вологодского отделения Северной железной дороги Дирекции перевозок (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 17 сентября 1997 года по 13 мая 1998 года истопником 1 разряда станции Морженга Вологодского отделения Северной железной дороги Дирекции перевозок Обособленного подразделения ГУП «Вологодское отделение Северной железной дороги» Вологодская дистанция гражданских сооружений (приказы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ);

с 01 октября 1998 года по 30 апреля 1999 года истопником 1 разряда котельной Обособленного подразделения ГУП «Вологодское отделение Северной железной дороги» Вологодская дистанция гражданских сооружений (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 21 сентября 1999 года по 09 мая 2000 года истопником 1 разряда котельной станции Морженга, смотрительского участка Харовская-Вологда-Макарово Обособленного подразделения ГУП «Вологодское отделение Северной железной дороги» Вологодская дистанция гражданских сооружений (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 25 сентября 2000 года по 10 мая 2001 года истопником 1 разряда в котельной станции Морженга смотрительского участка Вологда-Макарово-Харовская Обособленного подразделения ГУП «Вологодское отделение Северной железной дороги «Вологодская дистанция гражданских сооружений» (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 01 октября 2001 года по 29 апреля 2002 года истопником 1 разряда Вологодского отделения филиала ФГУП «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ структурное подразделение «Вологодская дистанция гражданских сооружений» (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 01 октября 2002 года по 28 апреля 2003 года истопником 1 разряда Вологодского отделения филиала ФГУП «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ структурное подразделение «Вологодская дистанция гражданских сооружений» (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ);

с 01 октября 2003 года по 29 апреля 2004 года истопником 1 разряда котельной станции Морженга Вологодская дистанция гражданских сооружений Вологодское отделение СЖД филиала ОАО «Российские железные дороги» (приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

Заверенные надлежащим образом копии приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ представлены суду Отделом архивов филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога.

Согласно архивной справке КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области» от 09 апреля 2021 года в архивном фонде Вологодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в штатных расписаниях станции Морженга 5 класса на 1996-1998 гг., утвержденных начальником дирекции перевозок, значится: по хозяйству движения должность – истопник, количество штатных единиц – 2. В штатном расписании работников дирекции перевозок, передаваемых дистанции гражданских сооружений, утвержденном начальником дирекции перевозок, от 06 апреля 1998 года указана должность истопника станции Морженга, количество штатных единиц – 2. В штатных расписаниях работников гражданских сооружений на 2000, 2001 гг. с 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года (утверждены начальником Вологодского отделения Северной железной дороги) указана должность истопника ст. Морженга. В штатном расписании работников (рабочих) дистанции гражданских сооружений (утверждено начальником Вологодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД») с 01 февраля 2004 года значится должность истопника станции Морженга.

В Уставе государственного предприятия Вологодского отделения Северной железной дороги, утвержденном начальником Северной железной дороги 10 декабря 1992 года, указано: «Вологодское отделение Северной железной дороги – государственное предприятие, относящееся к федеральной собственности (далее – отделение железной дороги), образовано в соответствии с приказом Министра путей сообщения от 23 сентября 1946 года № 652Ц…». В перечне структурных подразделений, входящих в состав Вологодского отделения дороги значатся дистанция гражданских сооружений, дирекция перевозок.

В приказе начальника Северной железной дороги от 19 марта 1996 года № 29/Н указано: «В соответствии с решением коллегии МПС от 22-23 декабря 1995 года № 36 и на основании указания МПС от 11 марта 1995 года № М-220/у приказываю: 1. Реорганизовать путем присоединения в качестве обособленных подразделений без права юридического лица следующие предприятия: 1.4. к Вологодскому отделению Северной железной дороги… Вологодскую дистанцию гражданских сооружений, Вологодскую дирекцию перевозок… Определить правопреемником прав и обязанностей предприятий, перечисленных в настоящем подпункте, Вологодское отделение Северной железной дороги».

В изменениях и дополнениях к Уставу ГП «Вологодское отделение Северной железной дороги» Министерства путей сообщения (утверждены начальником Вологодского отделения СДЖ 01 апреля 1997 года, приняты регистрационной палатой Администрации г. Вологды 29 апреля 1997 года № 219) указано: «1. В наименовании предприятия «Вологодское отделение Северной железной дороги» после слова «государственного» дописать слово «унитарного». 2. … словосочетание «структурные подразделения» заменить словосочетанием «обособленные подразделения».

В Положении «О Вологодском отделении – филиал ФГУП «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ» (утверждено начальником ФГУП 20 апреля 2001 года) указано: «1.1. Вологодское отделение железной дороги – филиал ФГУП «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ создано в соответствии с указанием МПС от 02 февраля 2001 года № Е-248у и приказа начальника дороги от 15 марта 2001 года № 53-Н… 1.4. Отделение является обособленным структурным подразделением ФГУП «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ без права юридического лица…1.5. Отделение в своем составе имеет структурные подразделения согласно приложению…».

В перечне структурных подразделений, входящих в состав обособленного подразделения (филиала) «Вологодское отделение» ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ значится Вологодская дистанция гражданских сооружений.

В приказе зам. начальника ФГУП «Северная железная дорога» от 28 июня 2001 года № НОК-585 указано: «ГУП – отделения дороги в соответствии с указанием МПС РФ № Е-248/у от 22 февраля 2001 года реорганизованы путем присоединения в качестве филиалов к ФГУП «Северная железная дорога»: Вологодское – с 14 мая 2001 года.

В постановлении Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 указано, что учреждено ОАО «Российские железные дороги», в перечне филиалов и представительств в числе филиалов значится Северная железная дорога.

В Положении о Вологодском отделении Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (утверждено начальником Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» 24 сентября 2003 года) указано, что Вологодское отделение является структурным подразделением Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в перечне структурных подразделений значится Вологодская дистанция гражданских сооружений.

В распоряжении начальника СЖД от 18 ноября 2005 года № НГШ-08/240 из перечня структурных подразделений, входящих в состав Вологодского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» исключены Вологодская дистанция гражданских сооружений и Вологодская дистанция водоснабжения и водоотведения, в состав отделения включена Вологодская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения.

Распоряжением начальника СЖД от 01 марта 2010 года № НГШ-08/120 Вологодская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения исключена из перечня структурных подразделений, входящих в состав Вологодского отделения СЖД, в состав включена Вологодская дистанция гражданских сооружений.

В исторической справке к архивному фонду Вологодского отделения СЖД – филиала ОАО «РЖД» указано, что во исполнение приказа президента ОАО «РЖД» от 21 октября 2010 года № 165 Вологодское отделение дороги упразднено.

К указанной архивной справке КАУ ВО «ГАВО» приложены копии штатных расписаний работников Дистанции гражданских сооружений на 2001, 2002 и 2004 гг., в которых, действительно, в составе котельной станции Морженга предусмотрены единицы должности «истопник».

Согласно ответу на запрос суда Отдела архивов филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога от 27 апреля 2021 года штатные расписания за спорные периоды работы истца отсутствуют.

Должности «истопник» и «истопник котельной» Списком № 2 от 26 января 1991 года (действовавшим в спорные периоды) не предусмотрены.

В обоснование заявленных требований о необходимости включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы истопником, сторона истца указала на тожественность должности истопника должности машиниста (кочегара) котельной, а именно на то, что фактически истцом осуществлялись трудовые функции машиниста (кочегара) котельной, работающей на каменном угле, а работодателем неправильно поименована должность ФИО1

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30, предусмотрены профессии «машинист (кочегар) котельной» 2-6 разряда. Характеристика работ по этим профессиям включает в себя работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе, или их обслуживание.

В Постановлении Минтруда РФ от 10 ноября 1992 года № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» указана профессия истопник. Характеристика работ: топка печей твердым и газообразным топливом и обслуживание их в жилых помещениях, культурно-бытовых, учебных, служебных и других учреждениях. Загрузка, шуровка и мелкий ремонт топок. Наблюдение за исправным состоянием печей и дымоходов, очистка топок печей от золы и шлака. Удаление золы и шлака из помещения в отведенное место. Поддержание необходимой температуры в отапливаемых помещениях. Колка и пиление дров, дробление угля, подготовка и подноска топлива к печам. Ведение учета расхода топлива. Составление и подача заявок на топливо. Должен знать: правила топки отопительных печей твердым и газообразным топливом; виды топлива и правила его сжигания; расположение дымоходов; способы шуровки и чистки топок; нормы расхода топлива; правила пользования огнетушителями и другим противопожарным инвентарем; правила составления заявок на топливо. Для истопника предусмотрен только первый разряд.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца (определение Верховного Суда РФ от 04 декабря 2017 года № 70-КГ17-16).

В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований установления тождественности работы ФИО1 истопником и истопником котельной работе машиниста (кочегара) котельной по следующим основаниям.

Согласно ответу на запрос суда Отдела архивов Объединенный архив (г. Вологда) филиала ОАО «РЖД» от 01 июня 2021 года документы, подтверждающие работу истца в качестве истопника, машиниста (кочегара) котельной на хранение в архив не поступали.

В соответствии с ответом на запрос суда Вологодской дистанции гражданских сооружений от 01 июля 2021 года ФИО1 принималась на должность истопника 1 разряда временно на период отопительного сезона, в соответствии со штатными расписаниями Вологодской дистанции гражданских сооружений за период с 1998 года по 2004 год указана профессия «истопник», начиная с 2005 года в штатных расписаниях этой же котельной указана профессия «машинист (кочегар) котельной». В Список № 2 от 1991 года должность истопника не включена. Здание поста электрической централизации станции Морженга находится на балансе Вологодской дистанции гражданских сооружений с 1988 года по настоящее время. В соответствии с техническим паспортом поста ЭЦ № 14927 котельная расположена внутри производственного здания и предназначена для сезонного круглосуточного отопления помещений. В период с 1988 года по 2020 года отопление поста ЭЦ станции Морженга производилось от угольной котельной, оборудованной котлом КЧМ-5К, используемый вид топлива – каменный уголь. В соответствии с технической документации модернизация котельной поста ЭЦ была произведена 2 раза с момента ввода в эксплуатацию здания: в 2001 году произведен демонтаж изношенного котла КЧМ и установка нового отопительного котла КЧМ-5, в 2020 году демонтаж котла и установка электроконвекторов. Документы, подтверждающие работу котельной на каменном угле, уничтожены по истечении срока хранения.

В трудовой книжке ФИО1 в записях о приеме на работу и увольнении с работы указано, что истец принята на должность истопника в котельную на станции Морженга.

Из представленных суду приказов о приеме и увольнении истца с работы указано на 1 разряд истопника, что соответствует характеристике работы истопника, данный разряд для должности машиниста (кочегара) котельной не предусмотрен (2-6 разряды).

Из представленных Отделом архивов Объединенного архива Управления делами Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» лицевых счетов следует, что должность ФИО1 в спорный период именовалась как «истопник».

Из штатных расписаний за 2001-2002, 2004 гг., архивной справки КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области от 27 июля 2021 года следует, что должность истопника была предусмотрена на таких станциях Дистанции гражданских сооружений как Печаткино, Семигородняя, Морженга, в то время как на станции Сухона была предусмотрена должность машиниста (кочегара) котельной, на станции Явенга – должности как истопника, так и машиниста (кочегара) котельной.

Согласно архивной справке КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области» от 09 апреля 2021 года в архивном фонде Вологодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в штатных расписаниях станции Морженга 5 класса на 1996-1998 гг., утвержденных начальником дирекции перевозок, значится: по хозяйству движения должность – истопник, количество штатных единиц – 2.

ГУ – Управление ПФР в г. Вологда ДД.ММ.ГГГГ составлен акт документарной проверки «Перечня рабочих мест, наименования должностей, профессий, работники которых пользуются правом на досрочную трудовую пенсию в связи с работой во вредных и тяжелых условиях труда по пункту 1 подпункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и индивидуальных сведений застрахованных лиц в СП «Дистанция гражданских сооружений» Вологодского отделения – филиал ФГУП «Северная железная дорога» МПС РФ, которым указано на обоснованность включения работодателем в указанный Перечень за период с 1999 года по 2002 гг. должности машинист (кочегар) котельной. Должность «истопник» в данном акте не отражена.

Актом ГУ – Управление ПФР в г. Вологда от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждена обоснованность включения Вологодской дистанцией гражданских сооружений за период с 2003 года по 2006 года профессии машинист (кочегар) котельной в Перечень рабочих мест, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Должность «истопника» оценке не подлежала.

В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В соответствии с пунктом 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Льготная справка, уточняющая характер и условия труда ФИО1 в спорный период, в пенсионный орган при обращении истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом не представлялась и не представлена такая справка в суд при рассмотрении дела.

На неоднократные запросы суда работодатель каких-либо документов в подтверждение льготного характера работы истца не представил, подробных письменных пояснений о характере работы, видах выполняемых работ, нагрузке и т.п. в вышеуказанные периоды, а также о причинах сдачи сведений о работе истца общими условиями не дал.

Из ответа Вологодской дистанции гражданских сооружений от 01 июля 2021 года на запрос суда следует только, что истец действительно работала в должности истопника 1 разряда, предусмотренной штатными расписаниями, данная должность не предусмотрена Списком № 2.

Кроме того, согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного закона, в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела дополнительный тариф страховых взносов за периоды работы истца не уплачивался.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Списком № 2 не предусмотрена должность истопника/истопника котельной, занимаемая в спорный период работы истцом должность истопника предусмотрена организационно-распорядительными документами СЖД, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлены доказательства неправильного указания работодателем должности истца (вместо должности «машинист (кочегар) котельной» указана должность «истопник»), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении пенсии, включении спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и назначении такой пенсии.

При разрешении дела судом принимается во внимание решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 30 октября 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска ФИО11 к ГУ – УПФР в Вожегодском районе Вологодской области о включении периодов работы истопником станции Кадниковский Дирекции перевозок Вологодского отделения СЖД. Данное решение суда оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 24 декабря 2014 года.

Имеющиеся в материалах дела должностная инструкционная карточка машиниста (кочегара) котельной 2 разряда, утвержденная в 1998 году, производственная характеристика по безопасному ведению работ для персонала котельной станции Морженга, утвержденная главным инженером ФИО12 05 сентября 2011 года, и инструкция по охране труда для персонала котельной, работающем на твердом топливе, составленная мастером ФИО13, относятся к характеристике работ машиниста (кочегара) котельной, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом при рассмотрении дела.

Представленные Вологодской дистанцией гражданских сооружений документы, а именно:

свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на здание поста электрической централизации по адресу: Вологодская области, Сокольский район, станция Морженга,

инвентаризационная карточка учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ,

технический паспорт на здание поста ЭЦ станции Морженга, в соответствии с которым в составе здания имеется котельная,

акт ввода оборудования в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в здании поста ЭЦ станции Морженга установлены 2 котлы марки КЧМ-5К,

акты на списание материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым произведено списание угля, используемого на водогрейных котлах на станции Морженга,

паспорт котла КЧМ-5,

карта аттестации рабочего места машиниста (кочегара) котельной по условиям его труда от ДД.ММ.ГГГГ,

также не подтверждают льготный характерный работы ФИО1, поскольку датированы после спорного периода работы истца.

В отсутствие в Списке № 2 должностей «истопник» и «истопник котельной» доводы стороны истца о работе котельной на твердом топливе правового значения не имеют.

Показания свидетелей ФИО3 ФИО4, ФИО9 и ФИО10 не могут быть приняты во внимание судом, поскольку характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований ФИО1, то в удовлетворении производных от них требований о взыскании расходов на оплату услуг адвоката и государственной пошлины также надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2021 года.

Судья С.Н. Мокиевская