ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-477/2022 от 29.06.2022 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2022-000800-44

производство по делу № 2-477/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года г. Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Орловой Г.К.,

при секретаре Колосовской Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ», Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» о признании права на получении мер государственной поддержки,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее так же Истица) обратилась в суд с указанным иском, просит признать за ней право на получение мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» - в виде погашения обязательств ФИО1 по договору ипотечного займа от 07.10.2019 в Кредитный потребительский кооператив «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере 450 000 рублей; обязать ответчика акционерное общество «ДОМ.РФ» предоставить истцу меры государственной поддержки, направив средства государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа от 07.10.2019 в Кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере 450 000 рублей; обязать ответчика Кредитный потребительский кооператив «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» зачесть меры государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа от 07.10.2019 в КСП «ЭКПА» в размере 450 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1 является матерью троих детей. В целях улучшения жилищных условий 07.10.2019 за счёт заёмных средств, полученных в Кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА», ею была приобретена квартира по адресу: ХМАО-Югра, , мкр. 3, .

07.10.2019 Истец заключила с КСП «ЭКПА» договор ипотечного займа на сумму 2 090 000,00 рублей, из которых 1 900 000 рублей – потрачены на покупку квартиры, 190 000,00 рублей – на уплату паевого взноса. При этом наличие паевого взноса в размере не менее 10% от суммы займа (и сохранение паевого взноса в размере не менее 10 процентов от остатка задолженности основного долга по займу) являлось обязательным условием предоставления ипотечного займа.

В настоящее время остаток задолженности (основного долга) по предоставленному ипотечному займу от 07.10.2019 составляет 1 432 966,45 рубля, в том числе в части займа, предоставленного для приобретения в собственность жилья 645 854,93 рубля.

Истец считает, что имеет право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2019 г. №157-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 – в виде погашения обязательств по ипотечному жилищному займу в размере задолженности, но не более 450 тысяч рублей, то есть на погашение обязательств по ипотечному займу за счет средств господдержки.

Для получения вышеуказанных мер государственной поддержки истец 04.04.2022 обратилась к кредитору КСП «ЭКПА», но 18.04.2022 АО «ДОМ.РФ» в выплате отказал в ввиду несоответствия цели кредитования установленным требованиям: оплата добровольного паевого взноса допустима в случае, если гражданин является членом ЖСК или ЖНК.

Истец считает отказ в предоставлении государственных мер поддержки необоснованным, поскольку цели указанного выше договора ипотечного займа соответствуют целям Федерального закона № 157-ФЗ, а требования, установленные пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года № 1170, истцом полностью соблюдены.

От ответчика кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» (далее также КСП «ЭКПА») поступил письменный отзыв на иск ФИО1, в котором ответчик считает требования истца к АО «ДОМ.РФ» законными и обоснованными, а в удовлетворении требований к КСП «ЭКПА» просит отказать.

Свою позицию обосновывает тем, что ФИО1 (прежняя фамилия – Разма) Н.А. является членом (пайщиком) КСП «ЭКПА», имеет регистрационный номер записи в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков) (номер счета пайщика) – .

Полученные ФИО1 по договору ипотечного займа от 07.10.2019 денежные средства в сумме 2 090 000 рублей использованы ею по целевому назначению, 1 900 000 рублей – на покупку жилого помещения по адресу: ХМАО - Югра, , мкр.3, , а 190 000 рублей – на уплату паевого взноса.

По заявлению истца от 04.04.2022, КСП «ЭКПА» направил в адрес АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет системы ЕИСЖС заявление кредитора на выплату средств государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Постановлением от 07.09.2019 № 1170, заявлению присвоен .

18.04.2022 в личном кабинете КСП «ЭКПА» системы ЕИСЖС в отношении заявки на выплату средств государственной поддержки изменился статус заявки на «отклонено» и появилась запись: «Недопустимая цель кредитования: оплата добровольного паевого взноса является допустимо, в случае, если гражданин является членом ЖСК и ЖНК».

КСП «ЭКПА» было установлено, что истец предоставил вместе с заявкой все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170), пунктом 10 Порядка взаимодействия и Перечнем документов, размещенных в открытом доступе на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://дом.рф). Цели предоставления заемщику ипотечного займа на условиях, указанных в договоре ипотечного займа (т.е. цели кредитования) в полной мере соответствуют требованиям подпункта «б» пункта 7 Положения о реализации мер государственной поддержки (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170).

Кроме того КСП «ЭКПА» не имел права предоставлять истцу заем без уплаты добровольного паевого взноса. КСП «ЭКПА» не является жилищно-строительным или жилищно накопительным кооперативом и для получения мер государственной поддержки истцу необязательно быть членом жилищно-строительного или жилищно накопительного кооператива.

КСП «ЭКПА» является кредитным потребительским кооперативом, действующим на основании Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации». Федеральный закон от 30.04.2021 №118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключил кредитные потребительские кооперативы из числа кредиторов, получение займов (кредитов) в которых дает право заемщику получить меры государственной поддержки, но только с момента вступления его в законную силу (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ). При этом ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ в отношении договоров займа, заключенных с кредитными потребительскими кооперативами и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, реализуются при условии, что такие договоры заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам займа на момент их заключения, либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве осуществлена не позднее пятнадцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, согласно нормативным требованиям, действовавшим на момент заключения договора займа, ипотечный заем мог быть получен гражданином у любого кредитора, в том числе у кредитного кооператива.

В представленных возражениях третье лицо Министерство финансов Российской Федерации просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, мотивируя тем, что поскольку условиями мер государственной поддержки указанным гражданам, в частности является заключение ипотечного жилищного кредита (займа) или кредитного договора, следовательно, ипотечный займ, выражаемый в денежном эквиваленте должен предусматривать лишь заем денежных средства направленных на приобретение жилого помещения и быть строго целевым, единым и неделимым, а кредитные средства должны быть израсходованы на цели, установленные программой поддержки, а не в том числе на уплату добровольного паевого взноса.

Истец ФИО1, представители ответчиков АО «ДОМ.РФ» и КСП «ЭКПА» и представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, представители ответчиков и третьего лица не явились, все участники судебного разбирательства извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, ответчик КСП «ЭКПА» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, истец, ответчик АО «ДОМ.РФ» и третье лицо ходатайств не заявили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьего лица.

Исследовав доводы искового заявления и материалы дела, оценив в силу ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Предоставление государственной поддержки многодетным семьям гарантировано Конституцией РФ (статья 7, части 1 и 2 статьи 38, части 1 и 2 статьи 39).

О дополнительных мерах поддержки в виде предоставления субсидии в размере 450 000 рублей семьям, в которых рождается третий ребенок, и у которых имеются непогашенные ипотечные обязательства, было объявлено Президентом РФ в послании Федеральному Собранию от 20.02.2019.

В целях реализации указанных мер был принят Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ), который устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона №157-ФЗ право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 01.07.2023 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.

АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г. № 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 (прежняя фамилия – Разма) Н.А. является многодетной матерью и воспитывает троих детей Р.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей и актовой записью о рождении (л.д. 14-16, 61 тома 1).

07.10.2019 Истец заключила с КСП «ЭКПА» договор ипотечного займа (л.д.17-20 тома 1), согласно пункту 1 и 11 индивидуальных условий которого получила заем в сумме 2 090 000 рублей, из которых 1 900 000 рублей – на покупку квартиры по адресу: ХМАО - Югра, , мкр.3, , а 190 000,00 рублей – на уплату добровольного паевого взноса, наличие (уплата) которого являлось условием предоставления ей ипотечного займа, как члену (пайщику) КСП «ЭКПА».

Заем предоставлен сроком на 181 (сто восемьдесят один) месяц по 07.11.2034 включительно под 12,50% годовых, с условием ежемесячной уплаты платежей по возврату суммы основного долга и процентов.

Сумма займа в размере 1 900 000 рублей предоставлена Истцу безналичным перечислением платежным поручением от 07.10.2019 (л.д. 249 тома 1) и зачислена на её счёт в ПАО Сбербанк.

Сумма займа в размере 190 000,00 рублей предоставлена Истцу наличными денежными средствами через кассу на основании расходного кассового ордера от 07.10.2019 (л.д.2 тома 2).

07.10.2019 между продавцом Б.Г.А., покупателем (истцом) и залогодержателем КСП «ЭКПА» заключён договор купли-продажи, на основании которого истцом приобретена в собственность квартира по адресу: ХМАО - Югра, , мкр.3, (л.д.21-25 тома 1), переданная в залог залогодержателю КСП «ЭКПА».

Как следует из пункта 4 договора купли-продажи, Продавец и Покупатель оценили указанную квартиру в 1 900 000 (Один миллион девятьсот тысяч) рублей 00 копеек, которые будут выплачены Покупателем Продавцу в течение трёх рабочих дней с момента предоставления (в порядке, установленном действующим законодательством) в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на государственную регистрацию перехода права собственности на имущество соответствующего заявления с настоящим договором и всеми необходимыми документами.

Распиской (л.д. 3 тома 2) подтверждается, что продавец Б.Г.А. получил от покупателя (истца) денежные средства в сумме 1 900 000,00 рублей за проданную квартиру по адресу: ХМАО – Югра, , мкр.3, .

Право собственности на указанную квартиру за истцом и ипотека в силу закона в пользу КСП «ЭКПА» зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости 12.10.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.05.2022 (л.д. 42-45 тома 1).

04.04.2022 ФИО1 обратилась в КСП «ЭКПА» с письменным заявлением на выплату средств государственной поддержки семей, имеющих детей в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170, просила передать её заявление для осуществления проверки сведений для выплаты средств государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением от 07.09.2019 № 1170 (л.д. 240 тома 1).

Направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 в ред. от 22.12.2021 (далее Положение) осуществляется на основании заявления заемщика либо в случае, предусмотренном частью 4 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заемщика, обязательства которого обеспечены поручительством, совместно с поручителем (далее соответственно - заявитель, заявление о погашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа) (п.4).

Заявление о погашении кредита (займа) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения, представляются заявителем (заявителями) в общество в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) либо направляются заявителем (заявителями) кредитору (займодавцу) (далее - кредитор) на бумажном носителе или в форме электронного документа с последующим представлением полученных кредитором заявления о погашении кредита (займа) и прилагаемых к нему документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, в общество вместе с соответствующим обращением кредитора (п.4 (1) Положения).

В силу п. 5 Положения к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: удостоверяющие личность и гражданство заемщика; удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, решение суда об усыновлении, иные документы, подтверждающие материнство (отцовство); подтверждающие приобретение заявителем (заявителями) объекта недвижимости (доли в праве собственности на объект недвижимости) в соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 7 настоящего Положения.

Документы представляются в подлинниках либо копиях. Требования к формам документов и форматам документов, представляемых в форме электронного документа, устанавливаются обществом и публикуются на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть «Интернет»).

В силу пункта 7 Положения, по состоянию на дату подачи заявления о погашении кредита (займа) должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (поручитель) соответствует положениям пункта 3 настоящего Положения. Для подтверждения соблюдения указанного условия общество не позднее 4 рабочих дней со дня поступления заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, запрашивает сведения о государственной регистрации рождения детей заемщика (поручителя), содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о детях, рожденных до 1 октября 2018 г., соответствие положениям пункта 3 настоящего Положения устанавливается на основании документов, полученных от заявителя (заявителей), если заявление о погашении кредита (займа) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения, представлены посредством единого портала, либо от кредитора, если заявление о погашении кредита (займа) и указанные документы представлены кредитором вместе с обращением кредитора;

б) заемщик до 1 июля 2023 года заключил кредитный договор (договор займа) на цели:

приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - договор участия в долевом строительстве);

полного погашения кредитов (займов), указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

полного погашения кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требований по договору участия в долевом строительстве, или ипотека земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

г) кредитором является: по кредитным договорам (договорам займа), заключенным до 30 апреля 2021 г., также лицо, не указанное в части 5.2 статьи 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Если по таким договорам кредитором является кредитный потребительский кооператив или сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве, должна быть осуществлена не позднее 14 мая 2021 г. (пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1077).

В силу пункта 8 Положения в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением кредитором представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

Согласно пункту 10 Положения полученные от кредитора и (или) заявителя (заявителей) документы, указанные в пунктах 4, 5, 7(2) и 8 настоящего Положения, и содержащиеся в них сведения общество проверяет на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

Общество не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.

На основании пункта 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».

04.04.2022 КСП «ЭКПА» направил в адрес АО «ДОМ.РФ» заявление на выплату средств государственной поддержки (л.д.241-248 тома 1). Согласно материалам дела ФИО1 представлены кредитору, а им в свою очередь 04.04.2022 с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определены АО «ДОМ.РФ», Порядком взаимодействия кредиторов (займодавцев) и АО "ДОМ.РФ" по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, утверждённый правлением АО "ДОМ.РФ", размещённым на официальном сайте АО "ДОМ.РФ" в сети "Интернет" (https://дом.рф), в соответствии с требованиями пункта 3.2.5 Соглашения о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (утв. приказом и.о. генерального директора АО "ДОМ.РФ" от 20.09.2019 № 387-од) направлены ответчику АО «ДОМ.РФ»: согласие на обработку персональных данных; документы, удостоверяющие личность и гражданство созаемщика – личный паспорт; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика и подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей – копии свидетельств о рождении троих детей; документы, подтверждающие предоставление созаемщику ипотечного жилищного кредита (займа) – копию договора ипотечного займа; документы, подтверждающие приобретение титульным заемщиком жилого помещения - копию договора купли-продажи, а так же полные сведения об остатке задолженности по основному долгу по займу и по процентам. Заявке присвоен

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вместе с заявкой были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170), пунктом 10 Порядка взаимодействия и Перечнем документов, размещенных в открытом доступе на официальном сайте АО «ДОМ.РФ» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://дом.рф).

18.04.2022 АО «ДОМ.РФ» заявление на выплату отклонено, в связи с несоответствием цели кредитования установленным требованиям: оплата добровольного взноса допустима в случае, если гражданин является членом ЖСК или ЖНК (л.д. 243-248 тома 1), о чём 20.04.2022 КСП «ЭКПА» уведомил истца (л.д.31 тома 1).

Вместе с тем судом установлено, что на момент подачи заявки истец ФИО1 соответствовала всем условиям и требованиям для получения мер государственной поддержки, установленным частями 2 и 5 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ, пунктом 7 Положения о реализации мер государственной поддержки (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170), пунктом 11 Порядка взаимодействия, поскольку у неё трое детей, третий из которых родился в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года, истец ФИО1 и все трое её детей являются гражданами России, до 1 июля 2023 г. она заключила с КСП «ЭКПА» договор ипотечного займа на цели приобретения в собственность по договору купли-продажи жилого помещения на территории Российской Федерации, при этом средства займа были использованы по целевому назначению – квартира, приобретенная в собственность истцом ФИО1 именно за счет заемных средств, действие договора ипотечного займа не прекращено, задолженность по займу полностью не погашена и составляет более 450 000 рублей; приобретенное ФИО1 за счет заемных средств жилье является залогом по предоставленному ипотечному займу. Государственная регистрация ипотеки по договору ипотечного займа от 07.10.2019, кредитором по которому является кредитный потребительский кооператив, осуществлена в установленном законом порядке 12.10.2019, то есть не позднее 14.05.2021.

В связи с этим отказ АО «ДОМ.РФ» в части предоставления истцу компенсации погашения обязательств по договору ипотечного займа №2040 от 07.10.2019 признается судом необоснованным, так как цели указанного выше договора ипотечного займа соответствуют целям Федерального закона № 157-ФЗ, а требования, установленные пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года № 1170, истцом полностью соблюдены.

Суд так же принимает во внимание, что мотивы отказа ответчика носят формальный характер, построены на неправильной оценке юридически значимых обстоятельств дела и противоречат предусмотренным Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 №118-ФЗ) основаниям для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, целям создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Кроме того, суд считает, что отказ в предоставлении мер государственной поддержки не обоснован, не содержит конкретных фактов несоответствия с указанием норм закона и предусмотренных требований.

КСП «ЭКПА» является кредитным потребительским кооперативом, действующим на основании Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации».

По смыслу ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О кредитной кооперации» обязательным для кредитного кооператива является наличие паевого взноса кооператива, порядок формирования и использования которого определяется внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Такой фонд предусмотрен в КСП «ЭКПА» (пункты 4.3.1-4.3.2 устава КСП «ЭКПА л.д. 98-155 тома 1).

В соответствии с Положением «О порядке предоставления займов членам кредитного кооператива» в качестве одного из условий получения займа (п.2.1.2) предусмотрено наличие (внесение) добровольного паевого взноса в размере определенном Правлением кредитного кооператива исходя из размеров не менее 2,5 – 20 процентов от суммы займа. При этом определено, что добровольный паевой взнос как условие предоставление займа может быть внесен членом кредитного кооператива до предоставления ему займа, либо одновременно с предоставлением или незамедлительно сразу после предоставления ему займа – не позднее окончания рабочего дня, в котором ему предоставлен заем (л.д. 156-175 тома 1). На момент предоставления займа обязательный паевой взнос был установлен Правлением КСП «ЭКПА» в размере не менее 10% от суммы займа (л.д. 190 тома 1).

Следовательно, без выполнения данного условия о внесении паевого взноса ФИО1 не смогла бы получить заемные средства на покупку жилья. Поскольку денежные средства в необходимом размере - 10% от суммы займа (190 000,00 рублей) у них отсутствовали, одновременно с получением ипотечного займа, КСП «ЭКПА» предоставил им заем на уплату добровольного паевого взноса в указанном выше размере.

Использование части заёмных средств в сумме 190 000 рублей на оплату паевого взноса, при том, что оставшаяся часть займа в размере 1 900 000 рублей полностью потрачена на оплату приобретённого жилого помещения стоимостью 1 900 000 рублей, не противоречит указанным требованиям закона и условиям для получения мер государственной поддержки.

Наличие иных целей договора займа, кроме цели приобретения жилья, не исключает право гражданина на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 №1170.

Согласно справкам КСП «ЭКПА», по состоянию на остаток задолженности (основного долга) по договору ипотечного займа от 07.10.2019 составлял 1 432 966,45 рублей (л.д.30 тома 1), по состоянию на 15.06.2022 остаток задолженности (основного долга) по вышеуказанному договору займа составляет 1 423 388,71 рублей (л.д.5 тома 2).

Таким образом, по состоянию на 15.06.2022 ФИО1 имеет право на получение мер государственной поддержки в сумме 450 000 рублей.

Исходя из сроков, установленных пунктом 10 Положения, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - не позднее 7 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В то же время, суд находит требования истца к КСП «ЭКПА» не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку доказательств нарушения с его стороны прав истца не представлено. В силу наделенных полномочий КСП «ЭКПА» принял от истца заявление о предоставлении мер господдержки и направил в установленном порядке в АО «ДОМ.РФ». Сведения о том, что отказ в предоставлении истцу мер государственной поддержки произошел по вине КСП «ЭКПА» материалы дела не содержат. Предусмотренных законом оснований для возложения солидарной обязанности судом не установлено.

Заявления о возмещении судебных расходов от истца не поступало.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

р е ш и л:

Иск ФИО1 к акционерному обществу «ДОМ.РФ» о признании права на получении мер государственной поддержки удовлетворить полностью.

Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , на получение мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», в виде частичного погашения обязательств ФИО1 по заключённому с Кредитным потребительским кооперативом «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» договору ипотечного займа от 07.10.2019 .

Возложить на акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность предоставить ФИО1 меры государственной поддержки путём частичного погашения обязательств ФИО1 перед Кредитным потребительским кооперативом «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» по договору ипотечного займа , заключённому 07.10.2019 в размере задолженности по основному долгу в сумме 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей, не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иска ФИО1 к Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Урайский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено 06.07.2022.

Председательствующий судья Г. К. Орлова