Дело № 2-4780
2015 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2015 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кайро И.А., при секретаре Шевчук Н.А., с участием прокурора гор. Ялта ФИО1, истца ФИО2, представителя Администрации гор. Ялта ФИО3, представителя управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации гор. Ялта ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Ялты гражданское дело по иску Прокурора города Ялта в интересах ФИО2 к Администрации города Ялта <...> лицо Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации гор. Ялта Республики Крым об обеспечении лица числа детей - сирот благоустроенным жилым помещением,
установил:
Прокурор города Ялта обратился в суд в интересах ФИО2 с исковыми требованиями к Администрации города Ялта Республики Крым, в которых просит обязать ответчика предоставить ФИО2 благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Исковые требования мотивированны тем, что ФИО2 родился <дата> в гор. Ялта. в 1998 году отдел опеки и попечительства Ялтинского городского отдела образования обратился в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав матери ФИО2- ФИО-1, и ФИО2 был помещен в Ялтинский приют для несовершеннолетних. В последующем ФИО-1 была лишена родительских прав в отношении своих детей. Решением исполкома Ялтинского городского совета от <дата>№ФИО2 направлен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, а также данным решением закреплено, что после окончания ним интернатного учреждения ему должно быть предоставлено жилье. Решением исполкома Ялтинского городского совета № от <дата> за несовершеннолетним ФИО2 закреплен статус ребенка-сироты. По состоянию на 01 января 2013 года ФИО2 недвижимого имущества на праве собственности в гор. Ялта и курортных поселках (кроме г. Алупка, пгт. Гурзуф) не имеет. На основании решения исполкома Ялтинского горсовета от <дата>№ФИО2 поставлен на квартирный учет, а также включен в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, состоящих на квартирном учете при Администрации города Ялта (по состоянию на 01 января 2015 года). В 2014 года ФИО2 окончил Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение «Керченское высшее морское профессиональное училище» по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и получил квалификацию судомеханика. Вместе с тем, по завершению учебного заведения ФИО2 жилой площадью администрацией муниципального образования городской округ Ялта до настоящего времени не обеспечен, чем грубо нарушены его жилищные права и законные интересы.
ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в установленном законом порядке истец ФИО2 как ребенок - сирота был поставлен на учет для получения жилой площади. В настоящее время, отсутствует порядок предоставления жилья детям сиротам. Кроме того, при предоставлении жилья истцу будут нарушены права иных сирот, которые ранее были поставлены в очередь для получения жилья.
Представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования поддержал, указывая на то, что ФИО2 является сиротой, состоит на жилищном учете, а следовательно ему должна быть предоставлена квартира.
Суд, выслушав пояснения прокурора, сторон и представителя третьего лица, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что ФИО2, <дата> года рождения, уроженец гор. Ялта АР Крым, Украина, что подтверждено копией паспорта <данные изъяты> от <дата> (л.д.8), копией свидетельства о рождении (л.д.13), копией архивной справки № (л.д.17).
Решением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от <дата> (л.д.14-15), ФИО-1, не имеющая определенного места жительства, <дата> года рождения, уроженка гор. Ялта, лишена родительских прав в отношении детей ФИО2, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения; Детей ФИО5, ФИО2 предано отделу опеки и попечительства Ялтинского горисполкома; Взыскано с ФИО-1, <дата> года рождения, уроженки гор. Ялта, алименты в размере 1/3 всех видов заработка в пользу отдела опеки и попечительства Ялтинского горисполкома на содержание дочери Н., <дата> года рождения и сына С., <дата> года рождения, ежемесячно начиная с <дата> и до их совершеннолетия.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета № от <дата> (л.д.12), несовершеннолетний ФИО2 направлен в госучреждение (п.1). Кроме того, п. 3 данного решения решено предоставить ФИО2 жилье после окончания им школы-интерната.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета № от <дата> (л.д.23), решено предоставить несовершеннолетнему ФИО2, <дата> года рождения статус ребенка сироты.
30 июня 2014 года ФИО2 окончил КРПТНЗ «Керченское высшее морское профессиональное училище» Автономной Республики Крым, что подтверждено копией диплома (л.д.24,25).
По состоянию на февраль 1998 год за ФИО2 по учету бюро технической инвентаризации в г. Ялте, в том числе в курортных поселках дома (домовладения), принадлежащего на праве собственности, не зарегистрировано, что подтверждено копией справки (л.д.19).
По состоянию на 01 января 2013 года за ФИО2 не зарегистрировано недвижимого имущества на праве собственности в гор. Ялта и курортных поселках (кроме гор. Алупка, пгт. Гурзуф) (л.д.21а).
С 27 января 2011 года ФИО2 был зарегистрирован в общежитии (временно, на время обучения) по адресу: <адрес>.
ФИО2 был внесен в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, состоящих на квартирном учете при администрации города Ялта, по состоянию на 01 января 2013 года, на основании решения № от <дата> (л.д.10).
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», наделить органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Таким образом, именно Администрация города Ялта Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить ФИО2, имеющему статут ребенок-сирота, после достижения им 18 лет, предоставить жилое помещение для проживания, однако по сей день этого не сделала.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости обязания Администрации города Ялта Республики Крым предоставить ФИО2 благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, то в соответствии со ст.98 ГПК Российской Федерации, судебные расходы, понесенные по делу подлежат возмещению Администрацией города Ялта Республики Крым в виде госпошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-199 ГПК Российской Федерации, ст.ст. 2, 9 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,суд
решил:
Иск Прокурора города Ялта в интересах лица, из числа детей-сирот ФИО2 – удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым предоставить ФИО2 благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Ялтинский городской суд в порядке ст. 321 ГПК РФ.
Судья: