2-4780/16
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сочи 19 августа 2016 г.
Центральный районный суд г. Сочи в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Сочи и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сааб» о взыскании задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду,
установил:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Сочи и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сааб» о взыскании задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Мотивированны исковые требования тем, что Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сааб» требований природоохранного законодательства.
Проверкой, проведенной совместно с управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, установлено, что в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления 4 класса опасности, при размещении которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Между ООО «Сааб» и АО «Спецавтохозяйство по уборке города» 27.11.2014 заключен договор № 7139 на оказание услуг по сбору и вывозу для последующей утилизации (размещения) твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности ответчика.
Согласно информации АО «Спецавтохозяйство по уборке города» от 14.06.2016 ООО «Сааб» в 2015 году переданы твердые бытовые в объеме 2065,80 м3.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного договора общество является собственником отходов и самостоятельно производит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
У ответчика имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с расчетом, произведенным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год от размещения ООО «Сааб» 2065,80 м3 отходов составляет 238868,88 рублей (двести тридцать восемь тысяч восемьсот шестьдесят восемь рублей 88 копеек).
Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм ответчиком за 2015 год расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея до настоящего времени не сдан и не оплачен.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются справкой старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кравченко Е.А. и иными материалами проверки.
В соответствии со ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в размере 20%, в бюджет Краснодарского края - в размере 40 % и в муниципальный бюджет - в размере 40 %.
Таким образом, в доход бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации – Краснодарского края, бюджета муниципального образования город – курорт Сочи плата за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности ООО «Сааб» не поступает.
Не поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду не позволяют в полной мере осуществлять мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности, что влечет, в том числе, нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право прокурора на обращение с иском о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования закреплено п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Просит признать бездействие ООО «Сааб» (ОГРН (Номер), ИНН (Номер)) в части неуплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год незаконным.
Взыскать с ООО «Сааб» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 238868,88 рублей (двести тридцать восемь тысяч восемьсот шестьдесят восемь рублей 88 копеек), перечислив их на счет (Номер), получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ИНН (Номер), КПП (Номер), БИК (Номер), наименование платежа: плата за размещение отходов производства и потребления).
В судебном заседани представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание будучи надлежаще извещенными не явился.
Ответчик ООО «Сааб» в судебно заседании исковые требования признал пояснив, что ими оплачена часть задолженности, представил суду платежные поручения..
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска в части.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сааб» требований природоохранного законодательства.
Проверкой, проведенной совместно с управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, установлено, что в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления 4 класса опасности, при размещении которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Между ООО «Сааб» и АО «Спецавтохозяйство по уборке города» 27.11.2014 заключен договор № 7139 на оказание услуг по сбору и вывозу для последующей утилизации (размещения) твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности ответчика.
Согласно информации АО «Спецавтохозяйство по уборке города» от 14.06.2016 ООО «Сааб» в 2015 году переданы твердые бытовые в объеме 2065,80 м3.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного договора общество является собственником отходов и самостоятельно производит плату за негативное воздействие на окружающую среду. У ответчика имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с расчетом, произведенным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год от размещения ООО «Сааб» 2065,80 м3 отходов составляет 238868,88 рублей (двести тридцать восемь тысяч восемьсот шестьдесят восемь рублей 88 копеек).
Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм ответчиком за 2015 год расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в отдел государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея до настоящего времени не сдан и не оплачен.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются справкой старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кравченко Е.А. и иными материалами проверки.
В соответствии со ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в размере 20%, в бюджет Краснодарского края - в размере 40 % и в муниципальный бюджет - в размере 40 %.
Таким образом, в доход бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации – Краснодарского края, бюджета муниципального образования город – курорт Сочи плата за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности ООО «Сааб» не поступает.
Не поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду не позволяют в полной мере осуществлять мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности, что влечет, в том числе, нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право прокурора на обращение с иском о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования закреплено п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 34 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст.16 Закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду, в том числе размещение отходов производства и потребления, иные виды воздействия на окружающую среду, являются платными.
Аналогичные требования закреплены п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 14.05.2009 № 8-П, определение от 10.12.2002 № 284), а также Верховным Судом Российской Федерации (определение от 30.11.2010 № 78-Впр10-33) установлено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 и от 05.04.2007 № 204 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам квартала должна вноситься не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Краснодарского края согласно положению, утвержденному приказом Росприроднадзора от 26.06.2011 № 407, осуществляется управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что заявителем в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность его требований, заявленные требования материалами дела и ответчиком в части опровергнуты.
На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Сочи и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сааб» о взыскании задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду – удовлетворить в части.
Признать бездействие ООО «Сааб» (ОГРН (Номер), ИНН (Номер)) в части неуплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год незаконным.
Взыскать с ООО «Сааб» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 80 000 рублей (восемьдесят тысяч рублей), перечислив их на счет (Номер), получатель УФК по Краснодарскому краю (Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ИНН (Номер), КПП (Номер), БИК (Номер), наименование платежа: плата за размещение отходов производства и потребления).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течении одного месяца.
Председательствующий: