ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4781/2021 от 25.10.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4781/2021

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С.,

с участием: помощника прокурора – Карина А.М., представителей ответчиков Никоновой А.В., Паньшина Д.А.,

при секретаре Феллер В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска, МАОУ «Средняя школа № 35» о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <адрес>, МАОУ «Средняя школа » о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что здание общей площадью 2290,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на основании распоряжения департамента муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве оперативного управления за МОУ «Средняя общеобразовательная школа » и данное здание является объектом культурного наследия регионального значения – «училище им.Унтербергера», 1897-1913 г. постройки. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа » выдано задание на выполнение комплексных ремонтно-реставрационных работ здания. На основании результатов технического обследования, проведенного ООО «Контэм-Инжиниринг», установлено, что здание школы находится в аварийном состоянии, требуется проведение капитального ремонта крыши, покрытия кровли, водосточной системы, межэтажных деревянных перекрытий, полов, устройство новых лестничных клеток, отвечающих требованиям пожарной безопасности, восстановление балконов, комплексная реставрация фасадов по разработанной технологии, капитальный ремонт санитарных узлов, замена инженерных сетей. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности учащихся, вместе с тем мер по устранению нарушений ни руководством образовательного учреждения, ни администрацией <адрес>, как собственником имущества, обязанной обеспечить безопасные условия обучения не принято. Длительное непринятие ответчиками соответствующих мер привело к тому, что образовательная деятельность в здании школы приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, образовательный процесс организован на базе иного образовательного учреждения. В июне 2021 г. администрацией города подготовлено техническое задание и составлен сметный расчет на разработку проекта реставрации. Стоимость разработки проекта составила 5,3 млн.руб. проведение конкурсной процедуры по информации администрации <адрес> запланировано на август-сентябрь 2021 г. В нарушении положений действующего законодательства администрацией <адрес> с 2018 г. и до настоящего времени не получена проектно-разрешительная документация на проведение ремонтных работ в отношении здания школы, аварийное состояние которого не позволяет осуществлять образовательный процесс и создает угрозу разрушения объекта культурного наследия. По указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора города в адрес администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к устранению выявленных нарушений законодательства не принято. Просит обязать администрацию <адрес>, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа » в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонтные работы (капитальный ремонт крыши, покрытия кровли, водосточной системы, межэтажных деревянных перекрытий, полов, устройство новых лестничных клеток, отвечающих требованиям пожарной безопасности, восстановление балконов, комплексная реставрация фасадов по разработанной технологии, капитальный ремонт санитарных узлов, замена инженерных сетей_ здания школы, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся объектом культурного наследия регионального значения – «Училище им.Унтербергера», 1897-1913 г.г. постройки.

В судебное заседание третье лицо не явилось, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении, пояснив, что ответчики обязаны обеспечить безопасность здания, но на протяжении длительного время бездействуют, с 2018 г. никаких мер по ремонту не предпринимают, предоставление срока до 2024 г. необоснованно, срок неразумный, здание продолжит разрушаться. Полагает, что возможно предоставление срока до сентября 2023 года с учетом длительности процедур, предшествующих непосредственному ремонту здания.

Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО3, исковые требования не признал, полагая, что надлежащим ответчиком по делу не является, по действующему законодательству обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возлагается на образовательное учреждение, администрация не проводит ремонтные работы, для проведение ремонтных работ орган местного самоуправления в силу бюджетного законодательства выделяет денежные средства. Вместе с тем, работы будут многоэтапными, их сложность и объем предполагает возможность их выполнения не ранее августа 2024 г.

В судебном заседании представитель МАОУ <адрес> «СШ » - ФИО4, пояснила, что действительно на образовательное учреждение возложена обязанность по проведению работ по ремонту объекта культурного наследия, но вместе с тем, прокурором установлен заранее невыполнимый срок проведения работ, работы возможно провести не ранее августа 2024 года. Просит учитывать многоэтапность, сложность и большой объем работ, а также тот факт, что объект является специальным объектом культурного наследия, что предполагает проведение соответствующей экспертизы документов, увеличивая сроки выполнения работ.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Статьей 45 ГПК РФ закреплены полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве, в соответствии с которыми, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что здание общей площадью 2290,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на основании распоряжения департамента муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » и данное здание является объектом культурного наследия регионального значения – «училище им.Унтербергера», 1897-1913 г. постройки.

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа » выдано задание на выполнение комплексных ремонтно-реставрационных работ здания.

На основании результатов технического обследования, проведенного ООО «Контэм-Инжиниринг», установлено, что здание школы находится в аварийном состоянии, требуется проведение капитального ремонта крыши, покрытия кровли, водосточной системы, межэтажных деревянных перекрытий, полов, устройство новых лестничных клеток, отвечающих требованиям пожарной безопасности, восстановление балконов, комплексная реставрация фасадов по разработанной технологии, капитальный ремонт санитарных узлов, замена инженерных сетей.

В соответствии с п.п. 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 указанного Федерального закона.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В процессе рассмотрения гражданского дела, необходимость осуществления работ по капитальному ремонту в отношении объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, не оспаривался сторонами и данная необходимость подтверждена материалами дела.

Вместе с тем, прокурор заявляет требования к двум ответчикам, не учитывая, что применительно к рассматриваемому делу, необходимо исходить из особого статуса и ценности объекта культурного наследия порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте, который регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, в том числе в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера и их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществление образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 40, 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной целостности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ регламентированы требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 – 47.4 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия регионального значения утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия. Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (пункт 10 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, представлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального закона № 73-ФЗ, регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия – спорного здания, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ) на МАОУ «Средняя школа » как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления.

Соответственно, в удовлетворении требований к администрации <адрес>, необходимо отказать.

Из материалов дела следует, что в настоящее время ответчиком МАОУ «СШ » разработано техническое задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия: «Училище им.Унтербергера», 1897-1913 г.г. по <адрес> в <адрес>, локально-сметный расчет на выполнение проектных работ.

Разрешая вопрос о сроке, в силу положений статьи 206 ГПК РФ, судом учитывается, что в силу пункта 3 Решения Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об управлении образования администрации <адрес>» управление является главным распорядителем средств, выделенных из бюджета городского округа «<адрес>» в пределах функций, возложенных на управление.

В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения о местном бюджете должен быть внесен в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября. При этом бюджет на следующий год принимается не позднее декабря прошедшего года.

Согласно пункта 1.28 приложения к проекту постановления администрации города «О внесении изменений в муниципальную программу городского округа «<адрес>» «Обеспечение качественного и общедоступного образования в городском округе «<адрес>» на 2021 – 2025 годы», утвержденную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ» в МАОУ «СШ » на 2022-2023 планируется выделение денежных средств в сумме 4 000 000 рублей на разработку проектной и сметной документации, прохождение историко-культурной экспертизы и государственной экспертизы проектной документации в части определения достоверности сметной стоимости.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что разумным является срок, в течение которого ответчик обязан провести работы до ДД.ММ.ГГГГ Доводы ответчика о необходимости предоставления более длительного срока, суд принимает во внимание, но полагает, что срок до августа 2024 г. является неразумным с учетом значения объекта культурного наследия, необходимости приведения объекта в безопасное для окружающих и работоспособное состояние, что однако, не является для ответчика препятствием в случае объективной невозможности исполнения решения суда в установленный срок, обращения с вопросами отсрочки в порядке исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г.Хабаровска удовлетворить частично.

Возложить на МАОУ «Средняя школа » обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонтные работы: капитальный ремонт крыши, покрытия кровли, водосточной системы, межэтажных деревянных перекрытий, полов, устройство новых лестничных клеток, отвечающих требованиям пожарной безопасности, восстановление балконов, комплексная реставрация фасадов по разработанной технологии, капитальный ремонт санитарных узлов, замена инженерных сетей - здания школы, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся объектом культурного наследия регионального значения – «Училище им.Унтербергера», 1897-1913 г.г. постройки.

В удовлетворении исковых требований к администрации г.Хабаровска, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Дата составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ

Судья О.С.Белоусова