Дело № 2-4782/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4782/2017по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Агентство жилищных программ», Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, обязании предоставить субсидию для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец обратился с иском к Правительству Ростовской области о признании незаконным решения Областной межведомственной комиссии Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Агентство жилищных программ» об отказе в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, обязании Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Агентство жилищных программ» предоставить субсидию для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, ссылаясь на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ работает в МЛПУЗ «место работы г. Ростова-на-Дону на должности должность что подтверждается трудовой книжкой серии ТК-II № и имеет право на получение бюджетной субсидии – социальной выплаты, предоставляемой за счет средств областного бюджета на без возмездной основе.
В 2013 году он обратился в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» для участия в подпрограмме «Стимулирование рынка жилья» Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» и получил именное свидетельство праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья серии СТ № от ДД.ММ.ГГГГ
В течение срока действия свидетельства ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес>. Часть суммы по договору оплачена истцом из личных сбережений (550265 рублей), часть – за счет средств по свидетельству о праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья серии СТ № от ДД.ММ.ГГГГ (503735 рублей), для оплаты оставшейся суммы с ОАО Сбербанк России заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1445000 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, указывает истец, ему было выдано свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту серии ПР № от ДД.ММ.ГГГГ
22 апреля 2013 г. между ФИО1 и ГБУ РО «Агентство жилищных программ» заключен договор о предоставлении бюджетной субсидии серия ПР № 00409, в соответствии с подпрограммой «Стимулирование рынка жилья», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 13 ноября 2009 г. № 600 «ОБ утверждении Областной досрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» и постановлением Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. № 95 «О порядке предоставления государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита».
Согласно данному договору истцу предоставляется бюджетная субсидия для компенсации процентной ставки (или ее части) по жилищному кредиту, предоставленному Ростовским ОСБ по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ Бюджетная субсидия предоставляется при наличии бюджетного финансирования и соблюдения условий предоставления и порядка использования бюджетной субсидии. После этого истца поставили в очередь на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья.
Истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление с пакетом документов для использования бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту, однако на свое обращение им получен ответ ГБУ РО «Агентство жилищных программ» от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым областной межведомственной комиссией отказано в предоставлении бюджетной субсидии в виду того, что бюджетная субсидия предоставляется только в случае рождения или усыновления ребенка, такой вариант, как установление отцовства, постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. № 137 не предусмотрен.
На основании ответа ГБУ РО «Агентство жилищных программ» от ДД.ММ.ГГГГг. № истцу повторно отказано в предоставлении бюджетной субсидии по вышеуказанным основаниям.
Между тем, истец считает решение Областной межведомственной комиссии об отказе в предоставлении ему бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, незаконным.
Ребенок заявителя – ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о рождении серии III-АН №. При этом отцовство в отношении ребенка установлено 08 сентября 2013 г., что подтверждается свидетельством об установлении отцовства серии I-АН №.
Таким образом, первый ребенок родился у заявителя после 01 января 2008 года, отцовство в отношении этого ребенка установлено в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение Областной межведомственной комиссии ГБУ РО «Агентство жилищных программ» об отказе в предоставлении ему бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, обязать ГБУ РО «Агентство жилищных программ» предоставить субсидию для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья.
Протокольным определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 мая 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело в отсутствие не явившегося истца рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Представители истца – ФИО3, действующий на основании доверенности, и адвокат Землянская Я.И., действующая на основании ордера и доверенности, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков ГБУ РО «Агентство жилищных программ» и Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан - ФИО4, действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласилась, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Кроме того, просила приманить последствия пропуска срока исковой давности, поскольку на дату обращения ФИО1 в суд с настоящим иском срок исковой давности истек.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. № 137 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам социальных выплат в форме бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентных ставок по жилищным кредитам (далее – Положение).
В силу пункта 1.2. данного Положения бюджетная субсидия – социальная выплата, предоставляемая за счет средств областного бюджета на безвозмездной основе гражданину для погашения задолженности по жилищному кредиту в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с приложениями №1 и №3 к постановлению Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. №95. Бюджетная субсидия является мерой социальной поддержки граждан при приобретении (строительстве) жилья.
Пунктом 1.3.Положения предусмотрено, что правом получения бюджетной субсидии пользуется гражданин, получающий бюджетную субсидию для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с приложениями №1 и №3 к постановлению Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. №95, у которого в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту родился (усыновлен) ребенок. При этом на получение бюджетной субсидии может претендовать только гражданин, у которого родился (усыновлен) ребенок начиная с 01 января 2008 года.
Под периодом субсидирования понимается период, начиная с даты выдачи свидетельства о праве на получение бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту и до окончания срока субсидирования в соответствии с приложением №1 к постановлению Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011г. №95, или период, равный сроку субсидирования в соответствии с приложением №3 к постановлению Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. №95.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МЛПУЗ «место работы» г. Ростова-на-Дону в должности должность, что подтверждается трудовой книжкой серии ТК-II №, и имеет право на получение бюджетной субсидии.
В 2013 году ФИО1 обратился в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» для участия в подпрограмме «Стимулирование рынка жилья» Областной долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» и получил именное свидетельство праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья серии СТ № 00094 от 14 февраля 2013 г.
В течение срока действия свидетельства 28 марта 2013 г. ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес>. Часть суммы по договору оплачена истцом из личных сбережений (550265 рублей), часть – за счет средств по свидетельству о праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья серии СТ № от ДД.ММ.ГГГГ (503735 рублей), для оплаты оставшейся суммы с ОАО Сбербанк России заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1445000 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с подпрограммой «Стимулирование рынка жилья», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 13 ноября 2009 г. № 600 «Об утверждении Областной досрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» и постановлением Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. № 95 «О порядке предоставления государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита», 22 апреля 2013 г. между ФИО1 и ГБУ РО «Агентство жилищных программ» заключен договор о предоставлении бюджетной субсидии серия ПР № 00409, согласно которому агентство предоставляет участнику подпрограммы бюджетную субсидию для компенсации процентной ставки (или ее части) по жилищному кредиту, предоставленному Ростовским ОСБ, кредитный договор <***> от 26 марта 2013 г. Бюджетная субсидия предоставляется при наличии бюджетного финансирования и при соблюдении участником подпрограммы условий предоставления и порядка использования бюджетной субсидии, установленных приложением № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. № 95 и настоящим договором.
В силу пункта 2.1. указанного договора бюджетная субсидия предоставляется участнику подпрограммы в течение 36 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен кредитный договор, но не более срока фактического пользования жилищным кредитом (срок субсидирования) путем ежемесячного перечисления денежных средств на банковский счет участника подпрограммы.
Судом установлено, что 28 октября 2013 г. ФИО1 обратился в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением о предоставлении бюджетной субсидии для погашения задолженности по жилищному кредиту в связи с установлением отцовства в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту.
Решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (протокол № 18 от 12 ноября 2013 г.) ФИО1 отказано в предоставлении бюджетной субсидии для погашения задолженности по жилищному кредиту в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту, о чем направлено соответствующее уведомление.
При принятии решения областная межведомственная комиссия исходила из того, что ребенок ФИО2, в отношении которого установлено отцовство ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ, бюджетная субсидия предоставляется только в случае рождения или усыновления ребенка в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту, предоставление бюджетной субсидии в случае установления отцовства в период субсидирования постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. № 137 не предусмотрено.
Таким образом, принимая во внимание, что ребенок родился до начала периода субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту, а также учитывая, что предоставление бюджетной субсидии в случае установления отцовства в период субсидирования постановлением Правительства Ростовской области от 18 ноября 2011 г. № 137 не предусмотрено, суд приходит к выводу об обоснованности отказа областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья.
Рассматривая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 195 ГК РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Судом установлено, что оспариваемое решение вынесено областной межведомственной комиссией 12 ноября 2013 г., в то время как в суд с настоящим иском истец обратился лишь 03 мая 2017 г.
Доказательств уважительности пропуска этого срока истцом не представлено.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Довод истца о том, что он повторно обращался за получением бюджетной субсидии для погашения задолженности по жилищному кредиту, однако ему повторно было отказано в ее предоставлении, на что указано в письме ГБУ РО «Агентство жилищных программ» от 16 апреля 2017 г. № 2747, суд находит несостоятельным, поскольку из материалов дела усматривается, что 03 апреля 2017 г. ФИО1 посредством электронной почты направил в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» обращение по вопросу предоставления бюджетной субсидии для погашения задолженности по жилищному кредиту в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту, которое было рассмотрено в порядке, предусмотренном Областным законом Ростовской области от 18 сентября 2006 г. № 540-ЗС «Об обращениях граждан». Направленный в адрес ФИО1 ответ носит информационный характер и не является отказом в предоставлении бюджетной субсидии, документы на предоставление бюджетной субсидии ФИО1 не предоставлялись и вопрос о предоставление ему бюджетной субсидии повторно на заседание Комиссии не выносился.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Агентство жилищных программ», Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья, обязании предоставить субсидию для оплаты части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилья оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Е.С. Гречко
Мотивированное решение суда изготовлено 04 июля 2017 г.