66RS0007-01-2019-005176-58
Дело № 2-4784/19 Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н., при помощнике судьи Савиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Специализированный застройщик «Синара-Девелопмент» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Специализированный застройщик «Синара-Девелопмент» о возмещении ущерба. В обоснование заявленных требований указано, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: №. Квартира приобретена у ООО «Синара-Девелопмент» по договору долевого участия в строительстве № СДО-820/17-01/5-19 от 08 июня 2017 г. Квартира фактически передана 18 августа 2018 г. 17 сентября 2018 г. в многоквартирном доме было подано отопление. Прибыв домой после работы 17 сентября 2018 г. истец обнаружила, что в детской комнате на полу стоит вода и бежит батарея. Истцом незамедлительно был вызван представитель Управляющей компании «Солнечный», который перекрыл течь в батарее, составила Акт от 17 сентября 2018 г. В Акте представитель управляющей компании указал, что причина протечки – открытый кран Маевского на батарее в комнате. При этом необходимо учитывать, что истец принял квартиру от застройщика в летнее время, до подачи отопления; самостоятельного вмешательства в систему отопления истец не проводил виду отсутствия такой необходимости; в момент передачи квартиры состояние крана Маевского на батарее ответчик не проверил; на самом кране Маевского нет маркировки, указывающей на его состояние. Виновные действия ООО «Синара-Девелопмент» заключаются в следующем. Застройщик передал покупателю квартиру, в которой оборудование находилось в режиме, не пригодном (не готовом) для эксплуатации в осенне-зимний сезон. При этом квартира передавалась 18 августа, то есть накануне осенне-зимнего сезона. Кран Маевского был открыт, то есть без активного действия покупателя, при подаче теплоносителя вода вытекла бы из батареи и нанесла ущерб имуществу покупателя. Квартира, переданная застройщиком покупателю, была передана в состоянии, не пригодном для безопасного использования. При передаче квартиры застройщик не сообщил покупателю, какие действия ему необходимо совершить в отношении инженерного оборудования квартиры для того, чтобы избежать аварии и затопления квартиры. В Инструкции по эксплуатации квартиры и общедомового имущества не было информации о том, как верно эксплуатировать систему отопления в части манипуляций с краном Маевского. Таким образом, застройщик не исполнил обязанность по предоставлению покупателю полной и достоверной информации о приобретаемом товаре, в результате чего произошло затопление, и имуществу покупателя причинен ущерб. Сумма ущерба составила 24948 руб. Требование о компенсации ущерба заявлено 20 сентября 2018 г., десять ней истеки 30 сентября 2018 г. Срок начисления неустойки начал течь с 01 октября 2018 г. Истец направила ответчику досудебную претензию с требованием компенсировать сумму ущерба в срок до 10 октября 2018 г., однако ответчик письмом от 10 октября 2018 г. сообщил о своем отказе от удовлетворения требований потребителя.
На основании изложенного истец просит взыскать с ООО «Синара-Девелопмент» в пользу ФИО1 компенсацию ущерба в размере 24948 руб., неустойку в размере 83575 руб. 80 коп. с продолжением начисления до даты вынесения решения суда; расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., штраф.
Истец ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО2 на заявленных требованиях настаивали. Суду пояснили, что истец не обладает специальными познаниями и ей не было известно, что необходимо проверять клапан Маевского до подачи отопления. Ответчик данную информацию истцу не предоставил. Факт затопления был обнаружен ФИО3, который также проживает в данной квартире, он вызывал сотрудников управляющей компании. Также указали, что ранее, после передачи квартиры и до въезда в квартиру истца в квартире находились рабочие от застройщика или подрядчика, которые устраняли выявленные при передаче квартиры недостатки. Факт причинения ущерба и объем ущерба доказывается представленными документами и фотографиями. Просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Специализированный застройщик «Синара-Девелопмент» ФИО4 возражала против заявленных требований. Предоставила суду отзыв на исковое заявление, согласно которому из акта от 17 сентября 2018 г. не следует, что произошло намокание мебели. В ответ на претензию ответчик отказал истцу, поскольку протечка радиатора вызвана не дефектами, вызванными некачественным выполнение строительно-монтажных работ, а нарушением условий эффективного и безопасного использование систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий, которые должны были быть истцом соблюдены. Таким образом, устранение повреждений в квартире не относится к гарантийным обязательствам. Находящийся в квартире ситца отопительный прибор находится в обслуживании одной квартиры и является личным имуществом ФИО1, соответственно, обязанность по надлежащему содержанию систем отопления лежит на собственнике квартиры. Открытие и закрытие крана или спускного клапана представляет собой элементарные правила эксплуатации, не требующие определенных познаний. ООО УК «Солнечный» было размещено уведомление о подаче отопления. При этом обязанность проверить состояние индивидуальных приборов при запуске системы отопления лежит на собственнике. Заявленный истцом ущерб имуществу, находящемуся в квартире, не доказан. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО «Виктория Строй» ФИО5 возражал против заявленных требований. Предоставил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому отопительный прибор, расположенный в квартире истца, полностью находится в зоне ответственности истца как собственника квартиры. Обязанность застройщика передать покупателю инструкции по эксплуатации отдельных инженерных систем никакими нормативными актами не предусмотрена. Открытие/закрытие крана либо спускного клапана представляет собой элементарную операцию, специальных познаний не требует, может быть совершено любым лицом при помощи отвертки или плоскогубец. При этом при пуске отопления обязанность проверить состояние индивидуальных приборов отопления лежит на собственнике. С этой целью управляющая компания размещает информацию о дате предстоящего пуска отопления и необходимости по возможности находиться дома в это время. Истец приобрела квартиру. Ни система отопления, ни отдельная батарея не являются товаром. 01 октября 2017 г. составлен и подписан комиссионный акт манометрического испытания на герметичность трубопроводов магистралей и стояков системы отопления секции № 1. Признаков утечек, разрывов или нарушения прочности соединения в ходе испытаний не установлено. Ущерб и причины его возникновения не подтверждены. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ООО УК «Солнечный» ФИО6 суду пояснила, что сотрудником ООО УК «Солнечный» составлен акт, в котором зафиксирован факт протечки в квартире в связи с открытым клапаном Маевского. Факт причинения ущерба имуществу не фиксировался. Оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителя" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 1.1. ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ при передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий (далее - инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства).
Между ООО «Синара-Девелопмент» (застройщик) и ФИО1 (участник долевого строительства) был заключен договор участия в долевом строительстве № СДО-820/17-01/5-19. В соответствии с условиями п.п. 2.2., 2.3. Договора застройщик принял на себя обязательства построить 11-ти секционный жилой дом переменной этажности (9-14 этажей) со встроенно-пристроенными помещениями (№ 3.1 по ПЗУ), материал стен - железобетон, кирпич, газобетонные блоки, материал перекрытий - железобетон, класс энергоэффективности - высокий («В»), общая площадь жилого дома 32760,27 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Чкаловский район, коридор высоковольтных линий - продолжение улицы Новосибирской - проектируемый участок Екатеринбургской кольцевой автодороги (Жилой район «Солнечный») 3 квартал, Жилой Блок 3.1 и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, передать объект долевого строительства - квартиру строительный №
18 августа 2018 г. квартира № по адресу: <адрес> передана покупателю по акту приема-передачи.
17 сентября 2018 г. в данной квартире произошло затопление, о чем руководителем РСС ООО УК «Солнечный» ФИО7 в присутствии ФИО3 составлен акт. Согласно данному акту при осмотре кв. № обнаружено: на полу в прихожей и комнате справа следы влаги на полу. Очаг протечки – открытый клапан Маевского на радиаторе отопления комнаты.
Данные факты подтвердил также свидетель ФИО3
В обоснование исковых требований истец указывает, что застройщик не проинформировал ее о том, как пользоваться данным клапаном, о том, что его необходимо проверять до подключения отопления.
Застройщику поступила претензия от ФИО1
В соответствии с п. 1.1. ст. 7 ФЗ от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ при передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий (далее - инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства).
Истцу передана инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства (квартиры), содержащая информацию о системах инженерно-технического обеспечения (в том числе, о внутридомовой системе отопления). Обязанность застройщика передать участнику инструкции по эксплуатации отдельных инженерных систем нормативными актами не предусмотрена.
Из системного толкования Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, следует, что у застройщика не имеется обязанности довести информацию до участника долевого строительства об эксплуатации, либо обслуживании системы отопления отдельно от объекта долевого строительства.
Находящиеся в квартирах дома № 4 по бульвару Золотистый обогревающие элементы отопления (радиаторы) имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, то есть обслуживают только одну квартиру. Обогревающе элементы системы отопления (радиаторы) квартир являются личным имуществом собственника соответствующей квартиры и обязанность по надлежащему содержанию систем отопления (радиаторов) отдельной квартиры лежит на собственнике данного помещения.
По договору участия в долевом строительстве истец приобрела квартиру. Ни система отопления, ни отдельная батарея не являются самостоятельным товаром в данном случае.
Наличие обязательного спускного клапана (клапана Маевского) на приборе отопления не является основным потребительским свойством квартиры истца. Соответственно информация о наличии таких клапанов на приборах отопления не является обязательной по смыслу п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителя".
Какие-либо дефекты или недостатки квартиры отсутствуют, а приоткрытый спускной клапан Маевского является следствием эксплуатации квартиры.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3-4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.».
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила).
Согласно п. 2 данных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с п. 4 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, находящийся в квартире истца отопительный прибор находится в обслуживании одной Квартиры и является личным имуществом ФИО1, соответственно, обязанность по надлежащему содержанию системы отопления лежит на собственнике Квартиры.
Кроме того, ООО «УК «Солнечный» было размещено уведомление о подаче отопления. При этом обязанность проверить состояние индивидуальных приборов при запуске системы отопления лежит на собственнике.
Более того, 01 ноября 2017 г. составлен и подписан комиссионный акт манометрического испытания на герметичность трубопроводов магистралей и стояков системы отопления секции №1 (в которой расположена квартира истца). Актом установлено, что система отопления выполнена в соответствии с проектной документацией, действующими техническими условиями, стандартами, строительными нормами и правилами производства работ. Признаков утечек, разрывов или нарушения прочности соединения в ходе испытаний не установлено. Система признана выдержавшей испытание давлением на герметичность.
Указанный акт является надлежащим и достоверным документом, подтверждающим окончание монтажа системы отопления. После проведения испытаний застройщик никаких манипуляций с системой отопления не осуществлял, квартира передана истцу без замечаний.
Также 29 июля 2018 г. проведен осмотр системы теплопотребления по подготовке к осенне-зимнему периоду 2018-2019 г.г., о чем составлен акт. Из данного акта следует, что выполнялись гидропневмопромывка и дезинфекция систем отопления МКД, опрессовка. Объект к приему теплоэнергоресурсов в отопительном сезоне 2018-2019 г.г. готов.
Также свидетель ФИО10 главный инженер АУП ООО УК «Солнечный» суду пояснил, что 17 сентября 2018 г. в данном доме производилось подключение к системе отопления. Заранее управляющей компанией были развешаны объявления о запуске отопления. При проведении опрессовок перекрывает запорная арматура на квартиры, однако в течение летнего сезона в отопительной системе обязательно имеется вода.
Довод истца о том, что с момента приемки квартиры и до ее переезда в квартире находились рабочие от застройщика или подрядчика для устранения недостатков, что могло стать причиной открытого клапана Маевского, судом во внимание не принимается, поскольку перечень недостатков представлен в копии, оригинал не представлен. Из данного перечня не следует, что какие-либо работы выполнялись силами застройщика или подрядчика и в той комнате, в которой произошло затопление.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что застройщиком при передаче квартиры участнику долевого строительства передана вся необходимая информация об объекте долевого строительства, его использовании и эксплуатации. Законодательство не предусматривает обязанности информировать потребителя в данном случае о порядке эксплуатации отопительного прибора и его составных частей.
Таким образом, причина приоткрытого клапана Маевского носит эксплуатационный характер, что находится в зоне ответственности собственника квартиры, то есть самой ФИО1
Соответственно, судом не установлено наличие состава правонарушения, влекущего возмещение застройщиком ущерба, причиненного истцу, следовательно, исковые требования ФИО1 к ООО «Специализированный застройщик «Синара-Девелопмент» являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Специализированный застройщик «Синара-Девелопмент» о возмещении ущерба – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Грязных