Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2013 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой
при секретаре Д.В.Максимове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО8, ФИО1 ФИО9 действующего за себя и несовершеннолетнюю ФИО10, к администрации г.Астрахани об обязании заключения договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском, указав, что жилищным управлением администрации города Астрахани в феврале 2008 года был решен вопрос о предоставлении им 2-х комнатной благоустроенной квартиры с условием передачи в дар городу недвижимого имущества, собственником которого являлась ФИО2.
Договором исполнения обязательств по охране № 149-У от ДД.ММ.ГГГГ управление по жилищной политике администрации г.Астрахани передало, а ФИО2 приняла на себя охрану квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, до передачи ее в пользование на основании договора социального найма.
В соответствии с постановлением администрации города Астрахани от 10.07.2012 № 5984 и на основании договора дарения от 16.07.2012 ФИО2 безвозмездно передала в собственность муниципального образования «Город Астрахань» квартиру <адрес> адресу: <адрес>. В передаваемом городу в дар объекте недвижимости проживали и состояли на регистрационном учете ФИО3 и его дочь ФИО4.
С их стороны были предприняты все необходимые меры для исправления выявленных в процессе передачи квартиры в дар городу недостатков. А именно, в 2008 году после обращения ФИО2 в суд вынесено решение о сохранении передаваемой квартиры в перепланированном состоянии, в 2011 году вынесено решение о выделе доли из имущества, находящегося в долевой собственности.
Однако, до настоящего времени, договор социального найма с ними на квартиру по <адрес> не заключен, в связи с чем они лишены возможности зарегистрироваться и проживать в предоставленной квартире по <адрес>, оплачивать необходимые коммунальные и жилищные услуги. Также ответчик лишает их права (в том числе и несовершеннолетнего ребенка) на участие в приватизации, срок которой неоднократно продлевался и, в настоящее время, заканчивается в марте 2015 года.
По указанным основаниям истцы просят суд обязать заключить с ними договор социального найма спорного жилого помещения.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала, пояснив, что оснований для заключения договора социального найма с ФИО6 не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истица ФИО6 являлась собственником квартиры № 12 по адресу: <адрес>.
В связи с достигнутым с администрацией <адрес> соглашением семья истицы была переселена в <адрес> корпус 1 <адрес>.
Взамен ФИО6 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ передала в дар МО «<адрес>» принадлежащую ей на праве собственности квартиру.
<адрес> А.В. и его дочь Валерия, рождения 30.07.2001.
До настоящего времени с истцами договор социального найма администрацией города не заключен.
Представитель ответчика ссылается на тот факт, что, несмотря на то, что истица подарила им принадлежащую ей квартиру, договор социального найма заключается лишь с нанимателями жилья.
Исходя из выясненных в судебном заседании обстоятельств, фактически между сторонами сложились отношения, связанные с изъятием жилого помещения собственника органом муниципального образования.
Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.
Поскольку данная процедура включает в себя ряд длительных действий, администрацией г.Астрахани по соглашению с собственниками принимались решения об ином порядке реализации региональной целевой адресной программы по переселению граждан из ветхого жилищного фонда.
На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 статьи 32 указанного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Из договора исполнения обязательств по охране от 28.02.2008, заключенного между администрацией города и ФИО6, следует, что ФИО2 приняла на себя охрану квартиры, расположенной по адресу: <адрес> до передачи ее в пользование на основании договора социального найма.
При этом, согласно п. 3.2 договора исполнения обязательств по охране ФИО6 обязана организовать и обеспечить охрану квартиры от порчи, от проникновения посторонних лиц, от хищения оборудования, стекол, оконных рам, дверей, от самовольного заселения в квартиру.
Таким образом, заключение подобного рода договоров влечет лишь обязанность гражданина по обеспечению охраны квартиры.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление органами местного самоуправления жилых помещений в установленном порядке по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (ст.2 ЖК РФ). Основанием для представления жилых помещений по договорам социального найма является решение органа местного самоуправления.
Указанное решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что <адрес> корпус 1 в собственности ФИО6 не находится, возложение обязанности по сохранности муниципального жилого помещения на гражданина без предоставления ему права владения, пользования и распоряжения противоречит требованиям гражданского и жилищного законодательства.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования М-вых подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 ФИО12, ФИО1 ФИО11, действующего за себя и несовершеннолетнюю ФИО4, удовлетворить.
Обязать администрацию г.Астрахани заключить с ФИО1 ФИО13, ФИО1 ФИО14, действующим за себя и несовершеннолетнюю ФИО15, договор социального найма на квартиру № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца.
Судья: