ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4789/20 от 11.11.2020 Щелковского городского суда (Московская область)

дело № 2-4789/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года г. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,

при секретаре Акимовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 ФИО8 к Администрации городского округа Щёлково Московской области об обязании отменить Предписания о демонтаже нестационарного торгового объекта , о признании действий Администрации городского округа Щёлково по демонтажу нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> незаконными и необоснованными, о признании нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, размещенным в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 30.12.2015 , об обязании Администрации городского округа Щелково заключить договор на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 ФИО9 обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области, мотивируя требования следующим.

25 августа 2020 года на нестационарном торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес> было размещено предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта Данное предписание истец полагает вынесено с нарушением требований, закрепленных в постановлении Администрации городского округа Щелково от 13.08.2020 «Об утверждении Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории <адрес>

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена, ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности (копия в деле), уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить, пояснив, что нестационарные торговые объекты размещены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Щёлково от 30.12.2015 , в связи с чем полагает, что предписание о демонтаже нестационарных торговых объектов является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Щёлково по доверенности (копия в деле) ФИО3 исковые требования не признал, представил возражения, согласно которым в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций на основании утвержденной схемы и по результатам аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом заключается договор, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 30.12.2015 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>», из которой следует, что нестационарный торговый объект (киоск), расположенный по адресу: <адрес>, включен в список под номером для размещения нестационарных торговых объектов – продажа изделий из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке.

Постановлением Администрации городского округа Щёлково от 27.06.2018 в данную Схему были внесены изменения. Указанный адрес также включен в Схему размещения нестационарного торгового объекта под номером

На момент утверждения Схемы от 30.12.2015 действовал Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 11.12.2015 N (далее - Порядок размещения).

Согласно п. 2.1 ч. 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории <адрес> является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на 5 (пять) лет. После заключения Договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО (далее - Паспорт), оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.

В период внесения изменения в Схему от 27.06.2018 действовало Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденное Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 30.06.2017 N (далее – Положение о размещении).

Согласно п. 3.1 Положения о размещении, основанием для размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на территории <адрес> является Схема и договор на право размещения НТО или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.

В соответствии с абз. 2 п. 4.2 Положения о размещении, договор заключается между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на 5 (пять) лет.

После заключения Договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО (далее - Паспорт), оформленный Администрацией Щелковского муниципального района (приложение N 2) (абз. 2 п. 4.2 Положения о размещении).

Вместе с тем, между Администрацией и Истцом каких-либо договоров на право размещения данного объекта Администрацией городского округа Щелково не заключалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, что не оспаривается сторонами. Плата за пользование земельным участком, размещение нестационарного торгового объекта Истцом не производилась.

Таким образом, у истца отсутствуют законные основания на размещение нестационарного торгового объекта.

Суд считает необходимым отметить, что само по себе наличие в Схеме адреса, по которому в настоящее время располагается нестационарный торговый объект, принадлежащий истцу, не свидетельствует о том, что предприниматель имеет право самостоятельно устанавливать нестационарный торговый объект без соблюдения установленной законом процедуры по предоставлению права на размещение нестационарного торгового объекта.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 обратилась к Главе Щёлковского муниципального района с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.

По результатам рассмотрения обращения письмом заместителя Главы Администрации от 19.12.2017 N предпринимателю было предложено обратиться в Управление потребительского рынка, сферы услуг и вопросов рекламы Администрации Щёлковского муниципального района.

08 сентября 2020 года ФИО1 обратилась к Главе городского округа Щёлково с заявлением о подписании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г<адрес>

Ответом от 16.09.2020 Заместителя Главы Администрации городского округа Щёлково было сообщено, что исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом (далее - договор), предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой. Также указано, что проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Щелково находится в стадии разработки.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка размещения, организацию и проведение конкурсов на право размещения НТО, заключение договоров по результатам конкурсов, контроль за исполнением условий договоров осуществляет Администрация Щёлковского муниципального района.

Пунктом 3.2 Порядка размещения установлено, что после утверждения в установленном порядке Схемы размещения НТО Администрация Щёлковского муниципального района проводит конкурс на право размещения НТО на территории <адрес> в порядке, установленном Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

В силу п. 2.5. Положение о размещении Организацию и проведение конкурсов на право размещения НТО, заключение договоров по результатам конкурсов, контроль за исполнением условий договоров осуществляет Администрация Щелковского муниципального района.

Указанные нормативные правовые акты являются действующими и в установленном законом порядке не отменены, противоречий данных актов нормам действующего законодательства в настоящем деле судом не установлено.

Таким образом, какое-либо преимущественное право на заключение договора на размещение НТО согласно схеме размещения без участия в аукционе у предпринимателя отсутствует.

При таких условиях оснований для обязания ответчика заключить договор без проведения конкурсных процедур у суда отсутствуют.

Определением суда от 24.09.2020 по делу назначена экспертиза.

Из заключения экспертизы следует, что спорный объект расположен по адресу: <адрес>. Спорный объект не является единым строением, так как состоит из двух нестационарных объектов с условно присвоенными экспертом номерами: Нестационарный торговый объект – (состоит из 3 частей строения) – трех торговых павильонов с отдельными входами (павильон <данные изъяты> павильон <данные изъяты> и павильон <данные изъяты> но под общей крышей из кровельных сендвич-панелей с кровельным покрытием из металлического профнастила и общими ограждающими конструкциями; Нестационарный объект – (состоит из 2 частей строения) – двух торговых павильонов с отдельными входами (павильон <данные изъяты> и павильон <данные изъяты> под общей крышей из кровельных сэндвичей-панелей с кровельным покрытием из металлического профнастила и общими ограждающими конструкциями.

Спорный объект не относится к категории «капитальных строений», поскольку имеет сборно-разборную конструкцию, без фундамента и не имеет признаков недвижимого имущества по Гражданскому кодексу РФ (пункт 1 статьи 130), так как к недвижимому имуществу относится всё, что прочно связано с землей, что невозможно переместить в другое место, не причинив при этом ущерб объектам. Спорное строение относится к категории «нестационарных торговых объектов».

Экспертом также установлено, что все указанные объекты расположены на поверхности земли на деревянных досках по углам данных объектов (павильонов), однако основание, на котором устанавливаются данные объекты, должно быть ровной бетонной плитой, данный факт влияет устойчивость и безопасность обследуемых объектов и нарушает строительно-технические нормы и правила, а именно Распоряжение от 2 июня 2014 года , разработанные и утвержденные Министерством потребительского рынка и услуг Московской области «Об утверждении методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области» (с изменениями на 1 ноября 2016 года), что, в свою очередь, может представлять угрозу для безопасности людей – посетителей данных торговых павильонов, а также рядом находящихся граждан, в связи с возможными перекосами, деформациями и, соответственно, возможности обрушения самих обследуемых павильонов.

В соответствии с СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (с Изменением №1) п. 9.6. «сзади павильонов растут деревья на расстоянии от наружной стены менее 1.0 метра и менее 3.0 метров от внутренней грани подпорной стенки, расположенной сзади павильонов, что является нарушением норм по градостроительству; В соответствии с п. 11.11 Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин. Примечание эксперта: данное требование нарушено, так как линия застройки павильонов ближе 5.0 метров от края проезжей части и линия застройки находятся на расстоянии – менее 6.0. метров, что недостаточно для проезда пожарных машин.

Противопожарные требования во всех исследуемых объектах не соблюдены, а именно: НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Нормы пожарной безопасности». Отсутствуют устройства пожаротушения, сигнализация (оповещения).

Суд принимает представленное экспертное заключение в качестве обоснованного и объективного доказательства, отвечающего требованиям ст. 86 ГПК РФ.

В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.

Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение экспертизы является недостаточно ясным и неполным, суду не представлено.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом выводов экспертизы, установив, что размещение торгового павильона нарушает правила пожарной безопасности, градостроительные нормы и правила, суд признает, что создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются правила благоустройства, установленные Законом Московской области и требования Министерства потребительского рынка и услуг Московской области к размещению НТО.

Кроме того, согласно заключению экспертизы, спорный объект не является единым строением, так как состоит из двух нестационарных объектов, с условно присвоенными экспертом номерами: Нестационарный торговый объект – (состоит из 3 частей строения) – трех торговых павильонов с отдельными входами (павильон <данные изъяты> павильон <данные изъяты> и павильон <данные изъяты> но под общей крышей из кровельных сендвич-панелей с кровельным покрытием из металлического профнастила и общими ограждающими конструкциями; Нестационарный объект – (состоит из 2 частей строения) – двух торговых павильонов с отдельными входами (павильон <данные изъяты> и павильон <данные изъяты> под общей крышей из кровельных сэндвичей-панелей с кровельным покрытием из металлического профнастила и общими ограждающими конструкциями.

Между тем, Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 30.12.2015 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, и в последующем Постановлением Администрации городского округа Щёлково от 27.06.2018 в данную Схему были внесены изменения, в отношении одного нестационарного объекта недвижимости.

То есть, размещения нескольких (пяти) нестационарных торговых объектов указанные Постановления Администрации не предполагают, что, в свою очередь, также свидетельствует о том, что истцом самовольно были размещены нестационарные торговые объекты.

Постановлением Администрации городского округа Щёлково от 13.08.2020 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского <адрес> (далее – Положение о демонтаже НТО).

Согласно п. 2.1. Положения о демонтаже НТО, основанием для Демонтажа нестационарных торговых объектов является их установка на территории <адрес> без заключенного договора на право размещения нестационарного торгового объекта, после прекращения действия или расторжения договора на его установку, а также установка нестационарного объекта с нарушением требований к установке, указанных в договоре на право размещения нестационарного торгового объекта.

Согласно п. 2.4. Положения о демонтаже НТО, в случае если нестационарные торговые объекты подлежат Демонтажу после прекращения действия или расторжения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, Акт не составляется. В данном случае указанный пункт Положения о демонтаже НТО применяется к объектам, которые размещены в отсутствие заключенного договора на размещение НТО.

Согласно п. 2.3. Положения о демонтаже НТО, выявление незаконно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе в рамках осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности, земельного контроля.

В материалы дела представлена жалоба от 10.08.2020 , поступившая в адрес Администрации городского округа Щёлково, из которой следует, что на <адрес> располагаются незаконно возведенные торговые объекты.

Согласно протоколу от 24.08.2020, межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка городского округа Щёлково Московской области принято решение о начале процедуры демонтажа в отношении спорных объектов.

В материалы дела представлены фото размещения предписания о демонтаже, из которых следует, что предписания о демонтаже были размещены на нестационарных объектах.

Также в материалы дела представлена распечатка с официального сайта Администрации городского округа Щёлково (<данные изъяты>) в которой содержится требование о необходимости в срок до 07 сентября 2020 года осуществить снос самовольно установленных объектов, а также разъяснения о том, что в случае не исполнения указанных требований будут приняты меры по принудительному сносу незаконно установленных строений.

Из искового заявления следует, что 25 августа 2020 года на нестационарном торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес> были размещены предписания о демонтаже нестационарного объекта ,

Таким образом, истец была уведомлена о необходимости в срок до 07 сентября 2020 года осуществить снос самовольно установленных объектов надлежащим образом.

В своих пояснениях представитель истца указывала на то, что оспариваемое предписание вынесено с нарушением требований Положения о демонтаже НТО, а именно отсутствует публикация Предписания о демонтаже в общественно-политической газете городского округа Щёлково «<данные изъяты>».

Вместе с тем, отсутствие публикации Предписания о демонтаже в общественно-политической газете городского округа Щёлково <данные изъяты>» не может являться основанием для признания его незаконным, поскольку целью проведения мероприятий, установленных п. 3.3. Положения о демонтаже НТО, является уведомление и установление лица, установившего нестационарный торговый объект.

Таким образом, требование закона со стороны органа местного самоуправления при выдаче предписания о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта соблюдено, в связи с чем оспариваемое предписание является правомерным, в связи с чем заявленные исковые требования признаются необоснованными, а потому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 ФИО10 к Администрации городского округа Щёлково Московской области об обязании отменить предписания о демонтаже нестационарного торгового объекта , о признании действий Администрации городского округа Щёлково по демонтажу нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными и необоснованными, о признании нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> размещенным в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 30.12.2015 , об обязании Администрации городского округа Щелково заключить договор на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Кудрякова Ю.С.