ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-478/15 от 06.04.2016 Новохоперского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-9\2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Елань-Колено 06 апреля 2016 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,

при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к ФИО1 о понуждении выставить долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с иском к ФИО1 о понуждении выставить долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с законом Воронежской области от 30.12.2014 г. № 217-03 "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области" (ст. 2 закона), постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим от имени и в интересах Воронежской области государственное управление в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Из сообщения Управления Росреестра по Воронежской области департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области стало известно о зарегистрированном за иностранным гражданином ФИО1 на праве долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в границах бывшего ТОО «Восход», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона в случае, если в собственности иностранного гражданина оказалась доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, такая доля должна быть отчуждена собственником.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом от 10.06.2015 г. № 52-17-6879з разъяснил ответчику вышеуказанные положения Федерального закона, а также порядок действий, необходимых для продажи доли в праве общей собственности на земельный участок. Действий по отчуждению земельной доли ответчиком предпринято не было.

04.09.2015 г. Управлением Росреестра по Воронежской области была предоставлена справка о содержании правоустанавливающих документов, согласно которой за ответчиком зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изложенное и в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с законом Воронежской области от 30.12.2014 г. № 217-03 "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с законом Воронежской области от 30.12.2014 г. № 217-03 "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, просит понудить ответчика ФИО1 к продаже земельного участка путем обязания ее выставить долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, в границах бывшего ТОО « Восход» на проводимые специализированной организацией торги с отнесением расходов по проведению торгов на ответчика.

Истец департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в суд представителя не направил и в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.

Ответчик ФИО1 извещалась судом надлежащим образом и своевременно, в суд возвратилось уведомление о получении с отметкой «отказ оказания услуг».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росреестра по Воронежской области, в суд представителя не направило, в заявлении просило рассмотреть гражданское дело № 2-478\2015 г. по заявлению департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в отсутствие представителя в соответствии с действующим законодательством. Одновременно сообщив, что на сегодняшний день в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи о праве общей долевой собственности ФИО1 на 1\100 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, с<данные изъяты>, и на 1\25 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, в границах бывшего ТОО « Восход».

В судебное заседание стороны не явились, извещены по правилам главы 10 ГПК РФ. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

Поскольку, в силу ст. 167 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин, от не явившихся лиц такие ходатайства не поступили, доказательств, свидетельствующих о невозможности явки в судебное заседание не представлено, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по заявленным истцом требованиям по следующим основаниям.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ)).

В силу положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. Те же требования применяются в случае, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был унаследован иностранным гражданином.

Кроме того, ст. 5 вышеуказанного Закона устанавливает конкретный срок, в течение которого земельный участок или доля должны быть отчуждены собственником, - один год со дня возникновения права собственности на земельный участок либо в течение года, когда собственник - иностранный гражданин узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли возникновение у него права собственности на земельный участок сельхозназначения. В случае если в течение установленного срока собственник не произведет отчуждение земельного участка, решение об отчуждении имущества будет принимать суд по заявлению органа государственной власти субъекта Федерации.

В свою очередь ст. 3 указанного Закона предусматривает, что иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.

В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.

То обстоятельство, что действующая редакция статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от предыдущей не содержит указание то, что на праве аренды иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства наряду с земельными участками могут обладать также долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не свидетельствует о том, что данная норма в настоящее время запрещает иностранным гражданам иметь в собственности только земельный участок, но не долю в праве общей долевой собственности на него, поскольку внесенные законодателем изменения касаются только арендных правоотношений и связаны с тем, что доля в праве общей собственности на земельный участок не обладает признаками, необходимыми для объекта аренды (607 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являющейся гражданкой Украины, на праве собственности принадлежат 1\100 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, с\п Полежаевское, в южной части кадастрового квартала <данные изъяты> и 1\25 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, в границах бывшего ТОО « Восход».

Право собственности на земельную долю зарегистрировано за ФИО1 на основании свидетельств о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия РФ-VII , выданное комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новохоперского района Воронежской области. Указанное обстоятельство подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ, выданной управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом от ДД.ММ.ГГГГз разъяснил ответчику вышеуказанные положения Федерального закона, а также порядок действий, необходимых для продажи доли в праве общей собственности на земельный участок. Действий по отчуждению земельной доли ответчиком предпринято не было, заключения договора аренды доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения также от нее не последовало, поэтому у суда имеются основания для удовлетворения в рамках заявленных истцом требований.

Расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 300 руб., согласно ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует взыскать с ответчика в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворить в заявленных требованиях.

Понудить ФИО1, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место жительства: Украина, <адрес>, к продаже доли земельного участка путем обязания ее выставить 1\25 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение: <адрес>, в границах бывшего ТОО « Восход», на проводимые специализированной организацией торги с отнесением расходов по проведению торгов на ответчика.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Новохоперский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Председательствующий И.А. Камеров