ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-478/2013 от 27.06.2013 Тальменского районного суда (Алтайский край)

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2013 года                                                                                      р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего              Гусельниковой М.А.,

при секретаре                                Шешуковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии, о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края о признании не законным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, о возложении обязанности включить период нахождения в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку его льготный педагогический стаж составил более 25 лет. Однако, решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении пенсии, т.к. ответчиком не включены в льготный стаж период нахождения в составе Вооруженных Сил СССР. Считает решение Пенсионного фонда незаконным, т.к. при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения в действие нового пенсионного законодательства, а именно те, которые применялись в период трудовой деятельности работника. Считает, что оценка его пенсионных прав за период службы в Вооруженных силах СССР должна производиться на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшего до 01.10.1993 г., указанным Постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с пп.1,4 указанного Положения преподавателям в стаж работы для исчисления льготной пенсии засчитывалась служба в Вооруженных Силах СССР при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (16 лет 8 месяцев). Педагогический стаж, зачтенный ответчиком составляет 23 года 04 месяца 9 дней. Служба в Вооруженных Силах СССР может быть зачтена в объеме 1/3 от всего льготного стажа, что составляет 8 лет 4 месяца. Срок службы истца составляет 1 год 11 месяцев 26 дней. Считает, что период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал зачету в льготный стаж.

В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что на тот момент, когда ФИО1 стал работать в школе в 1989 году действовало старое законодательство, по которому служба в армии засчитывалась в льготный трудовой стаж. На момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью его трудовой стаж с учетом службы в Вооруженных Силах СССР составлял более 25 лет, однако, Управлением Пенсионного фонда РФ ему отказано в назначении льготной трудовой пенсии и зачтено в трудовой стаж 23 года 4 мес. 9 дней, поскольку в соответствии с действующим пенсионным законодательством период службы в Вооруженных Силах СССР ему не зачли в льготный трудовой стаж. При обращении в Пенсионный фонд ФИО1 рассчитывал на то, что его права не будут ущемляться и служба в вооруженных силах зачтется в трудовой стаж. Считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе незаконным, поскольку в соответствии с Конституцией РФ принятые новые законодательные акты не должны ухудшать положение граждан.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что право на пенсию определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. При этом требуемые для назначения пенсии 25 лет трудового стажа должны быть выработаны непосредственно в учреждениях и на должностях, предусмотренных Списком. Период службы ФИО1 в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в трудовой стаж на соответствующих видах работ, связанных с педагогической деятельностью, т.к. Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781, военнослужащие и воинские части не предусмотрены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.28 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно пункта 23 указанного Постановления, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

В соответствии с записями в трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят в Казанцевскую среднюю школу руководителем военной подготовки и учителем физической культуры, с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от обязанности руководителя ОБЖ, оставлен учителем физической культуры и состоит в этой должности до настоящего времени.

Факт прохождения военной службы по призыву истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается данными военного билета на имя ФИО1, выданного ДД.ММ.ГГГГ Тальменским районным военным комиссариатом Алтайского края.

Из представленного в материалы дела решения Управления Пенсионного Фонда РФ в Тальменском районе от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, т.к. в соответствии с представленными им документами стаж на соответствующих видах работ на дату обращения составляет 23 года 4 месяцев 9 дней.

Вместе с тем, согласно пп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п.4 данного Положения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьях 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службу в Вооруженных Силах СССР.

Между тем, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы предписаниям пунктов 10,11, и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую деятельность и имевших на момент введения в действие названного Федерального закона стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет), означает, по существу, отмену для этих лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статей 1 (часть1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть2) Конституции РФ.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и на должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение, создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), ч.1 ст.39, части 2 и 3 ст.55 Конституции РФ.

В отношении ФИО1 условие о выработке не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, соблюдается, так как неоспариваемый стаж его работы на должностях, связанных с преподавательской деятельностью, составляет 23 года 4 месяцев 9 дней.

Таким образом, ФИО1 имеет право на зачет периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к мнению о том, что на момент обращения ФИО1 в Управление Пенсионного Фонда РФ в Тальменском районе с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, специальный стаж его составлял более 25 лет.

Таким образом, доводы ответчика суд находит необоснованными, а требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии, о возложении обязанности включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости, удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в вязи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края включить в трудовой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Алтайского края назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             М.А.Гусельникова