ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-478/2014 от 17.07.2014 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                                             К делу № 2-478/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17 июля 2014 г.                                                ст. Старощербиновская

 Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего – судьи Деревянченко Н.В.,

 при секретаре                   Черновой Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,

 у с т а н о в и л :

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, указывая, что 02.06.2014 года он обратился к главе Старощербиновского сельского поселения, а также к главе муниципального образования Щербиновский район с письменным заявлением, в котором просил разъяснить, где опубликованы или где можно ознакомиться с проектом местного бюджета, решением об утверждении местного бюджета, годовым отчетом о его исполнении, ежеквартальными сведениями о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Из полученных ответов глав муниципального образования Щербиновский район и Старощербиновского сельского поселения следует, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание с 2010 по 2014 год включительно не публиковались и ознакомиться с ними невозможно. Органы местного самоуправления проявили бездействие, то есть не выполнили обязанности, возложенные на них ч.6 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления». В силу ч.5 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. В результате было нарушено право заявителя, предусмотренное ч.4 ст.29 Конституции РФ, на получение информации. Правоотношения, связанные с получением информации о деятельности органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Статья 8 вышеназванного закона предусматривает обжалование в установленном порядке бездействия органов местного самоуправления, нарушающее право на доступ к информации о деятельности указанных органов.

 Заявитель ФИО1 просил суд признать его заявление об оспаривании бездействия органов местного самоуправления обоснованным; признать бездействие органов местного самоуправления; обязать органы местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав; а также возместить ему судебные издержки в размере 200 рублей за оплату государственной пошлины.

 В судебном заседании заявитель ФИО1, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие администрации Старощербиновского сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанностей по опубликованию ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в период с 2010 года по 1 квартал 2014 года включительно, и администрации МО Щербиновский район, выразившееся в неисполнении обязанностей по опубликованию ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в период с 2010 года по 2013 год включительно, обязав администрации Старощербиновского сельского поселения и муниципального образования Щербиновский район устранить допущенное нарушение его прав на доступ к информации путем опубликования названных выше ежеквартальных сведений.

 Представитель заинтересованного лица администрации МО Щербиновский район ФИО2 в суде пояснила, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в период с 2010 года по 2013 год включительно не публиковались; опубликованы в периодическом печатном издании органа местного самоуправления «Информационный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования Щербиновский район» такие сведения за 1 квартал 2014 года. Для опубликования таких сведений за прошлые периоды требуется срок 2 месяца, так как необходимо собрать такие сведения, подготовить для публикации информационный бюллетень, при этом должны быть денежные средства для оплаты типографских услуг, при их отсутствии требуется корректировка бюджета и проведение конкурса. Информация о денежном содержании муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений отражается в ежеквартальных отчетах о ходе исполнения бюджета, опубликованных в информационных бюллетенях.

 Представитель заинтересованного лица администрации Старощербиновского сельского поселения ФИО3 в суде пояснила, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений не публиковались с 2010 года по 1 квартал 2014 года; сведения о фактических затратах на денежное содержание указанной категории лиц отражаются в ежеквартальных отчетах о ходе исполнения бюджета, опубликованных в информационных бюллетенях органов местного самоуправления муниципального образования Старощербиновского сельского поселения в названные годы, за исключением утвержденных постановлениями администрации Старощербиновского сельского поселения отчетов об исполнении бюджета за первый квартал 2010 года, за первое полугодие 2010 года, за 9 месяцев 2010 года, за первый квартал 2011 года, за первое полугодие 2012 года, за 9 месяцев 2012 года, которые в информационных бюллетенях не публиковались ФИО1 в ответе на запрос не было разъяснено его право на получение информации, содержащейся в неопубликованных отчетах об исполнении бюджета, однако он мог ознакомиться с такими отчетами в администрации Старощербиновского сельского поселения, получить копии таких документов. Полагает, что сведений, отраженных в отчетах об исполнении бюджета по кодам бюджетной классификации, относящейся к расходам бюджета на содержание главы поселения, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, достаточно для выполнения требований ч.6 ст. 52 Федерального Закона № 131-ФЗ, так как какая-либо определенная форма нормативными актами не установлена. Указывает, что публикация ежеквартальных сведений, требуемых заявителю, возможна в августе 2014 года после проведения сессии, появления документов в количестве, необходимом для формирования по объему информационного бюллетеня.

 Свидетель ФИО6 в суде показала, что в период ее работы в должности начальника общего отдела администрации Старощербиновского сельского поселения в ее должностные обязанности входили вопросы делопроизводства; из принятых нормативных и правовых актов формировались информационные бюллетени, которые передавались, в том числе, в библиотеки, экземпляры оставались в администрации. Полагает, что отсутствие той или иной информации в таких бюллетенях означает, что тот или иной документ не был принят.

 Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

 Как установлено в судебном заседании, ФИО1 2.06.2014 года обратился с заявлениями к главам муниципального образования Щербиновский район и Старощербиновского сельского поселения с просьбой сообщить, где опубликованы сведения, подлежащие официальному опубликования в силу ч.6 ст. 52 Федерального Закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 2010 по 2014 год включительно, где с ними можно ознакомиться.

 Согласно ответу ФИО1 главы муниципального образования Щербиновский район № 236 от 1.07.2014 года, сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в «Информационном бюллетене органов местного самоуправления Щербиновский район» не публикуются.

 Согласно ответу ФИО1 главы Старощербиновского сельского поселения № 124 от 1.07.2014 года, информация о содержании аппарата управления администрации и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание предусмотрена в решении Совета Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района о бюджете на соответствующий год по соответствующим кодам бюджетной классификации.

 Таким образом, ФИО1 стало известно о бездействии органов местного самоуправления после получения ответов на свое обращение, следовательно, его заявление в суд подано в установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ срок.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; признание, соблюдение и защита данного права является обязанностью Российской Федерации как демократического правового государства (статья 1, часть 1; статья 2; статья 29, часть 4).

 Этим положениям корреспондируют требования Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 19) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 10), которыми признается право каждого на свободу выражения мнений, включающее в себя свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти и независимо от государственных границ, а также устанавливается, что его осуществление может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями и санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления (пункты 1, 2, 3, 6 статьи 3). При этом под информацией понимают сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - это возможность получения информации и ее использования (пункты 1, 6 статьи 2). Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами; им не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

 Статья 24 часть 2 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в РФ основывается на принципах, к числу которых отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, при этом согласно п.7 ст.7 этого же Закона одним из основных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации и деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

 Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (вступил в силу 1 января 2010 г.) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

 Федеральный закон от 9.02.2009 года N 8-ФЗ закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления (пункты 1 и 2 ст.4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

 Пункт 5 ст.4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы предусматривает доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

 По смыслу статей 8 и 36 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основывается на принципах, одним из которых является принцип прозрачности (открытости). Реализация данного принципа обеспечивается обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также полнотой предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, доступности иных сведений о бюджетах.

 Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право на получение информации и право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

 В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

 Согласно ст.35 Устава Старощербиновского сельского поселения и ст.33 Устава муниципального образования Щербиновский район администрация - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, структуру которой составляет глава (соответственно поселения, муниципального образования Щербиновский район), его заместители, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

 Из письменных доказательств, объяснений заявителя и представителей заинтересованных лиц, сведений, содержащихся в представленных суду информационных бюллетенях, установлено, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание не были опубликованы: администрацией муниципального образования Щербиновский район - за период с 2010 года по 2013 год включительно, администрацией Старощербиновского сельского поселения – за период с 2010 года по 1 квартал 2014 года включительно.

 Указанные органы местного самоуправления не представители доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих опубликованию таких сведений, и об обеспечении возможности ознакомления с такими сведениями.

 Наличие информации о расходах бюджета с указанием по кодам бюджетной классификации видов расходов, содержащейся в проектах бюджетов, принятом бюджете или отчетах об исполнении бюджета не свидетельствует о выполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, так как сведения, изложенные в указанных документах, не содержат конкретный вид информации - ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, не обеспечивают наглядности, доступности и сопоставимости сведений о численности служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений со сведениями о фактических затратах на их содержание. Кроме того, ч.6 ст. 52 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ прямо предусматривает необходимость опубликования как проекта местного бюджета, решений об утверждении местного бюджета, годового отчета о его исполнении, ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета, так и ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

 Таким образом, допущенное администрациями муниципального образования Щербиновский район и Старощербиновского сельского поселения бездействие нарушает законодательство, повлекло нарушение права гражданина на доступ к информации.

 В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Суд считает, что восстановление нарушенного права ФИО1 на доступ к информации - ежеквартальным сведениям о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за названные выше периоды может быть обеспечено путем возложения на администрацию муниципального образования Щербиновский район и администрацию Старощербиновского сельского поселения обязанности по опубликованию таких сведений.

 Определяя срок для устранения допущенных нарушений, суд учитывает характер и объем действий, которые следует совершить органам местного самоуправления для исполнения возложенных на них обязанностей. Суд считает, что в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликование требуемых сведений возможно, данный срок соответствует характеру дела, действиям, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме нарушений требований законодательства и является достаточным для восстановления нарушенного права заявителя. Каких-либо доказательств невозможности произвести устранение нарушений требований законодательства и обеспечить восстановление прав заявителя в указанный срок суду не представлено.

 Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

 В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 названного Кодекса. С учетом изложенного, с администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района и с администрации муниципального образования Щербиновский район в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в возмещение понесенных им расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. в равных долях – по 100 руб.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ,

 решил:

 Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия органов местного самоуправления признать обоснованным и удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в период с 2010 по 1 квартал 2014 года включительно, и администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в период с 2010 до 2014 года.

 Обязать в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу администрацию Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района Краснодарского края и администрацию муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края обеспечить свободный доступ ФИО1 к информации - ежеквартальным сведениям о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за названные выше периоды путем опубликования таких сведений.

 Взыскать с администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района и с администрации муниципального образования Щербиновский район в равных долях по 100 руб. в пользу ФИО1 в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.

 Решение принято в окончательной форме 22.07.2014 года.

 Судья:                                                                                            Н.В. Деревянченко