ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-478/2021 от 30.03.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.

при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия <адрес> «Водоканал» к ФИО1 о признании договора недействительным, возложении обязанностей,

установил:

МУП <адрес> «Водоканал» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании договора недействительным, обязании обратиться с заявлением о подключении объекта. В обоснование заявленных требований истец указывает на то обстоятельство, что МУП <адрес> «Водоканал» учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения. В целях достижения уставных целей и решения социальных задач МУП <адрес> «Водоканал», на основании постановления администрации <адрес> от 31.08.2017г. и распоряжения департамента имущественного отношений администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ, наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи», МУП <адрес> «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляя: водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования города-курорта Сочи, с установлением зоны её деятельности согласно перечню населённых пунктов муниципального образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. между истцом и ФИО1 заключён договор № о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером к централизованной системе водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 20,0 куб.м/сутки.

МУП <адрес> «Водоканал», являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города-курорта Сочи, обязано нести затраты на модернизацию инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования, повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению, обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города, и водных объектов (реки, Черное море) в пределах границ муниципального образования.

Постановлением Администрации <адрес> от 08.12.2017г. были утверждены тарифы МУП <адрес> «Водоканал» для технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые согласно п. 8 вышеуказанного постановления вступали в силу с ДД.ММ.ГГГГг.

На момент заключения договора № тарифы на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения утверждены не были.

По правилам п. 101 Постановления , в случае отсутствия на дату обращения заявителя утверждённых в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключён договор на безвозмездной основе, что противоречит как нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, так и не соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно п.п. 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения. определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, как условие спорного договора, освобождающее ответчика от платы за подключение (технологическое присоединение), равно как и заключение договора по форме не соответствующей Типовой форме для договоров данной категории, не соответствует императивным нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Оспариваемый договор также содержит и иные нарушения обязательных требований подобного рода договорам, что явилось следствием заключения договора в произвольной форме, в то время как при наличии утверждённого типового договора, являющегося обязательным к использованию, стороны не вправе формулировать условия договора подключении (технологическом присоединении) иным образом.

Принимая во внимание то обстоятельство, что вышеуказанный Договор заключён с существенным нарушением норм действующего законодательства РФ регламентирующих порядок заключения договоров технологического присоединение централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, а именно на безвозмездной основе по форме не соответствующей Типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, то Договор № ТУ/906 от 29.12.2017г. является недействительной (ничтожной) сделкой, не влекущей юридических последствий.

С учётом изложенного, истец просил суд признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ., заключённый между МУП Сочи «Водоканал» и ФИО1 о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения недействительной (ничтожной) сделкой. Обязать ФИО1 обратиться в МУП <адрес> «Водоканал» с заявлением о подключении объекта: жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером з/у к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Представитель истца МУП <адрес> «Водоканал», третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; представитель истца представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ, а в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Верховным Судом Российской Федерации в абзацах 1 и 3 пункта 73 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, являются ничтожными.

Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи», МУП <адрес> «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования <адрес>, указанному в приложении к данному постановлению.

Иных пользователей водохозяйственного комплекса города, равно как гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>, кроме МУП <адрес> «Водоканал», не определено.

Реализуя цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, перечень которых закреплен в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», МУП <адрес> «Водоканал» руководствуясь принципами обеспечения технологического и организационного единства и целостности централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, в порядке установленном Законом, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», осуществляет присоединение объектов капитального строительства абонентов к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между МУП <адрес> «Водоканал» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) был заключён договор № о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательство по подключению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в точке подключения и в сроки, определенные настоящим договором. Заявленная нагрузка ресурса подключаемого объекта составляет: водоснабжение 20,0 куб.м/сутки и водоотведения 20,0 куб.м/сутки.

Однако, в нарушение требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, указанный договор был заключен в произвольной форме, не соответствующей императивно установленной Постановлением типовой формы для договоров технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и не содержащий условия о взимании платы компенсационных платежей за технологическое присоединение, т.е. на безвозмездной основе.

Согласно ч.1 ст.18 Закона подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.15 ст.18 ФЗ , а также п.5 Раздела 2 Постановления , договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Постановлением .

Договор технологического присоединения отнесен к публичным договорам.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Договор энергоснабжения в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесен к публичным договорам.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с ДД.ММ.ГГГГ регулирование тарифов на водоснабжение выводится из сферы регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» в связи с принятием и вступлением в законную силу специального закона - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В вопросах регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе - на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения) подлежат применению положения главы 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а статьей 18 Закона определены общие правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

При наличии у организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных инвестиционных программ и тарифов на подключение, лица, осуществляющие подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации, вносят плату за подключение, рассчитанную исходя из установленных тарифов на подключение (части 2, 13 статьи 18 Закона).

С учетом изменения законодательства, изменена и редакция пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ранее позволявшая осуществлять подключение без взимания платы. Из действия указанной нормы права прямо выведены отношения по подключению к системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Постановлением пункт 11 Правил изложен в новой редакции и с учетом внесенных в законодательство о водоснабжении и водоотведении изменений, введенных в действие типовых форм договоров возможность бесплатного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения полностью исключена при наличии у исполнителя инвестиционной программы.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена инвестиционная программа МУП <адрес> «Водоканал» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы.

Согласно разделу 4 инвестиционной программы, основными целями и задачами программы являются обеспечение гарантированного долгосрочного и доступного водоснабжения и водоотведения потребителей муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе: повышение качества, надежности (бесперебойности) систем водоснабжения и водоотведения МО город-курорт Сочи в соответствии с нормативными требованиями; улучшение экологической и санитарной обстановки морского побережья, рек и территории город-курорт Сочи; строительство, реконструкция и модернизация централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО город - курорт Сочи.

Выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации централизованной системы водоснабжения и водоотведения позволит гарантировать устойчивую надежную работу системы водоснабжения и получить качественную питьевую воду в количестве, необходимом для обеспечения жителей и промышленных предприятий, подключенных к системе водоснабжения, эксплуатируемой МУП <адрес> «Водоканал». Строительство объектов жилищно-гражданского и другого назначения на территории, обслуживаемой МУП <адрес> «Водоканал» обусловливает необходимость соответствующего развития коммунальной инфраструктуры, включая развитие объектов, используемых в сфере водоснабжения.

Выполнение мероприятий инвестиционной программы также направлено на обеспечение прироста нагрузок по водоснабжению и водоотведению для подключения вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также существующего жилого фонда, подлежащего к подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, на территории <адрес>.

Подключение новых абонентов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, финансируется за счет средств, поступающих в виде платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и/или водоотведения.

Положения Инвестиционной программы в своей взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что она направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры города-курорта Сочи в целом, а не отдельных районов или отрезков трубопроводов.

Кроме того, реализуя закрепленные ст. 6 Закона полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы, целью которой является развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения города-курорта Сочи.

МУП <адрес> «Водоканал», являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города-курорта Сочи, обязано нести затраты на модернизацию инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования, повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению, обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города, и водных объектов (реки, Черное море) в пределах границ муниципального образования.

На момент заключения договора № тарифы на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения утверждены не были.

По правилам п. 101 Постановления , в случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключен договор на безвозмездной основе, что противоречит как вышеуказанным нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, так и не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», согласно п.п. 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, как условие спорного договора, освобождающее ответчика от платы за подключение (технологическое присоединение), равно как и заключение договора по форме не соответствующей Типовой форме для договоров данной категории, не соответствует (противоречит) императивным нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства ОР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Установление обязательного условия платности договора технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, также находит свое подтверждение в письмах Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов <адрес> (РЭК) от ДД.ММ.ГГГГ. (вх. ), и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 19.08.2019г. (вх. ).

Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. относится к категории договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 97 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», прямо указано, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным договором.

Принимая во внимание то обстоятельство, что договор № ТУ/906 от ДД.ММ.ГГГГ относится к категории публичных договоров, то заключение данного договора должно соответствовать императивно установленному п. 5 ст. 426 ГК РФ правилу, согласно которому в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В указанной связи, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Частью 13 ст. 18 Закона установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В свою очередь отношения, связанные с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

По правилам п.п. 82, 83 Постановления размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:

1. расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;

2. налог на прибыль.

Вместе с тем, по правилам п. 85 Постановления в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки, размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Также, указанным пунктом Постановления установлен дополнительный критерий, при возникновении которого требуется установление индивидуального тарифа при подключении объекта к сетям централизованного водоснабжения/водоотведения.

Данный критерий поставлен в зависимость от наружного диаметра создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения, и при превышении такого диаметра 250 мм, требуется прохождение процедуры установления индивидуального тарифа.

Таким образом, законодателем строго разграничена компетенция лиц, осуществляющих расчет размера платы за подключение.

Ответчиком заявленная нагрузка по водоснабжению и водоотведению подключаемых к системам централизованного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства определена в следующих объемах: водоснабжение - 12,0 куб.м/сут.; водоотведение - 12,0 куб.м/сут.

При этом, договор № от ДД.ММ.ГГГГ. не содержит условия о его платности, т.е. являлся безвозмездным, что является прямым нарушением вышеуказанных императивных норм права, а также иных норм, определяющих правила расчета размера платы за подключение, что в свою очередь является прямым нарушением нормы п. 5 ст. 426 ГК РФ.

Кроме того, порядок исполнения договора технологического присоединения, в том числе порядок внесения платы за присоединения установлен типовой формой договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена типовая Форма публичного договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 указанного федерального закона утверждение типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 86 предусматривают, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ и данными правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Указанное прямо соотносится с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделяющим Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, полномочием издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Неисполнение указанных правил, а именно заключение договоров технологического присоединения в произвольной форме, с отступлениями от типовой формы, установленной для публичных договоров технологического присоединения, влечет за собой недействительность (ничтожность) такой сделки, как не соответствующей требованиям ст. 426 ГК РФ.

Поскольку заключенный между истцом и ответчиком договор является безвозмездным и заключенным в произвольной форме, не соответствующей утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ типовой формы для публичных договоров данной категории, предоставляющим для ответчика преимущества (предпочтения) по отношению к другим заявителям подключений к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, вносящим плату за такое присоединение по правилам установленным действующим законодательством Российской Федерации, в отсутствие закона или иного правового акта, допускающего предоставление льготы ответчику (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), договор № от ДД.ММ.ГГГГ. является недействительным в силу его ничтожности.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ. с предложением ответчику в пятидневный срок с момента получения данной претензии обратиться в МУП <адрес> «Водоканал» по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ., которым будут урегулированы взаимоотношения, касающиеся внесения платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения объектов капитального строительства указанных в договоре, однако ответа на указанную претензию не последовало.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ФИО1 в пользу МУП <адрес> «Водоканал» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Муниципальным унитарным предприятием <адрес> «Водоканал» и ФИО1 о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения недействительным.

Обязать ответчика ФИО1 обратиться в Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Водоканал» с заявлением о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Взыскать с ФИО1 в пользу Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Водоканал» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Волжский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.А. Даниленко