ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479-2020 от 06.08.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 06 августа 2020г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием истца Грицевича Э.В., представителя ответчика Зыкова Д.В., представителя третьего лица Водневой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-479-2020 по иску Грицевича Э.В. к Областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» и филиалу Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» об оспаривании действий,

У С Т А Н О В И Л:

Грицевич Э.В. обратился в суд с иском к Областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ОГУЭП «Облкоммунэнерго») и филиалу Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» (филиал ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети») об оспаривании действий, указав, что 02.08.2019г. ответчик на опоре расположенной напротив его дома <адрес обезличен> установил прибор учёта электроэнергии для определения объёма полезного отпуска электроэнергии в его сетях. После установки прибора начались перебои в подаче электроэнергии истцу, чем ему причиняются нравственные страдания. Просит суд обязать ответчиков демонтировать прибор учёта электроэнергии.

В судебном заседании, проведённом посредством видеоконференцсвязи с Куйтунским районным судом, настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что, несмотря на установку спорного прибора учёта, продолжает учитывать и оплачивать потреблённую электроэнергию по установленному в его жилом помещении. Полагает, что установка второго прибора учёта является незаконной.

Представитель ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Зыков Д.В. заявил о непризнании иска ответчиком и пояснил, что спорный прибор учёта электроэнергии установлен согласно приказу для учёта сверхнормативного потребления электроэнергии истцом. Установка двух приборов учёта допускается. Отключение электроэнергии в доме Грицевича Э.В. имело место 05, 18, 22 и 24.12.2019г. в связи с превышением средней мощности, составляющей для истца 15кВт. Указанная максимальная мощность потребления электроэнергии Грицевичем Э.В. установлена по согласованию с ним, что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности. При необходимости стороны вправе согласовать иную величину максимальной мощности потребления электроэнергии Грицевичем Э.В., однако он с такой просьбой к ответчику не обращался. Соответственно между установкой спорного прибора учёта и перерывами в подаче электроэнергии истцу прямая причинно-следственная связь отсутствует. Обратил внимание на необоснованное привлечение истцом к участию в деле в качестве соответчика филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети», не являющегося юридическим лицом. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица ООО «Иркутская энергосбытовая компания» (ООО «Иркутскэнергосбыт») Воднева Г.В. подтвердила пояснения представителя ответчика.

Выслушав истца Грицевича Э.В., представителей ответчика Зыкова Д.В. и третьего лица Водневу Г.В., свидетеля З., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.37 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» субъектами розничного рынка электрической энергии являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

В соответствии с положениями ст.37 вышеуказанного Федерального Закона и п.1.4 Устава ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Деятельностью по купле-продаже электрической энергии, сбором денежных средств от потребителей за потребляемую электрическую энергию занимается ООО «Иркутсэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии и имеет заключённые с потребителями договоры энергоснабжения.

В соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования данной нормы в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исполнение требований настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учёт используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Согласно п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством РФ требований к местам установки приборов учёта. При отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учёта подлежит установке в месте, максимально приближённом к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учёта, подлежащий использованию для определения объёмов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем. Граница раздела отражается в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленном сетевой организацией и заявителем в процессе технологического присоединения.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 25.07.14г. границей ответственности в отношении электроустановки жилого дома <адрес обезличен>, где расположена квартира "номер обезличен" истца, считаются контакты присоединения провода потребителя на ближайшей опоре BJI-0,4 кВ фидер "номер обезличен" ТП "номер обезличен" «7Молодежная», фидер "номер обезличен" «Заготзерно» яч."номер обезличен" от ПС 110/35/10кВ «Куйтун». Максимальная мощность 15кВт, уровень напряжения 0,38кВ.

В соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.03.2018г. №322, приказом ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от 01.06.2018г. №177, приказом филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» №П-107-НЭС в рамках выполнения мероприятий по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии и для обеспечения учёта поставляемой электроэнергии с использованием интеллектуальных приборов учёта производителя ООО НПО «МИР», переданных в хозяйственное ведение предприятия, по месту расположения электроустановки потребителя Грицевича Э.В. в р.<адрес обезличен> установлен приборов учёта электроэнергии «МИР C-04.10-2305(100)-PZF-K-D с заводским номером "номер обезличен".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012г. "номер обезличен" «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» под допуском прибора учёта в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учёта, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учёта, к его использованию при осуществлении расчётов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В порядке, предусмотренном п.153 вышеназванного Постановления, сетевая организация в порядке уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с п.152 Постановления, принимают участие в процедуре допуска прибора учёта в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке. В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учёта в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п.152 Постановления, которые были уведомлены о дате и времени её проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.

Ответчик надлежащим образом уведомил Грицевича Э.В. о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учёта по месту его жительства, что подтверждается почтовым уведомлением. Заявление от Грицевича Э.В. ответчику о переносе даты допуска прибора учёта в эксплуатацию не поступало, поэтому процедура допуска прибора учёта была проведена в назначенное время 18.09.2019г., что подтверждается актом допуска (ввода) прибора учёта в эксплуатацию от 18.09.2019г.

Доводы истца о ненадлежащем извещении его ответчиком о времени и дате проведения процедуры допуска спорного прибора учёта по месту его жительства, показания свидетельницы З., подтвердившей эти доводы, правового значения не имеют, поскольку соблюдение порядка проведения процедуры допуска прибора учёта по месту жительства истца предметом иска не является.

В соответствии с положениями ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Порядок подключения к электрическим сетям (технологического присоединения) установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (Правила технологического присоединения).

Перечень мероприятий, обязательных ко включению со стороны сетевой организации в технические условия, указан в пунктах 25(1), 26 Правил технологического присоединения, в том числе максимальная мощность в соответствии с её распределением по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

В соответствии с п.2 Правил технологического присоединения максимальной мощностью является наибольшая величина мощности, определённая к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

В соответствии с абз.14 п.1 ст.26 Федерального закона №35-Ф3 соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требования о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательными для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Максимальная мощность электроустановки Грицевич Э.В. составляет 15 кВт. Превышая величину данной мощности, Грицевич Э.В. нарушает условия технологического присоединения к электрическим сетям.

Доказательств ограничения подачи электроэнергии Грицевичу Э.В. ответчиком суду не представлено.

Приборы учёта типа «МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D» являются интеллектуальными приборами, оснащены устройствами контроля величины максимальной мощности, ведут журналы событий. Порог отключения нагрузки прибора учёта составляет 15 кВт суммарно по трём фазам. При превышении данной мощности происходит отключение реле счётчика, а событие фиксируется в журнале событий.

В журнале событий прибора учёта зафиксированы отключения электрической энергии в связи с превышением потребителем величины максимальной мощности в декабре 2019г.: 05.12.2019г. в 14:16:30; 18.12.2019г. в 16:30:50; 22.12.2019г. в 07:05:20; 24.02.2020г. в 14:26:40.

Грицевич Э.В. подтвердил, что перебои в подаче электроэнергии имели место в зимнее время при включении приборов отопления для дополнительного обогрева жилого помещения и подчеркнул, что по одной из трёх фаз допускает превышение мощности в 5кВт, но по трём фазам не допускает превышения установленной актом разграничения балансовой принадлежности максимальной мощности потребления электроэнергии, на что представитель ответчика Зыков Д.В. возразил, что спорный прибор не учитывает потребляемой электроэнергии по одной фазе, а учитывает по трём фазам.

Доказательств в опровержение данных доводов представителя ответчика истец не представил.

В соответствии с подп.«а» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведённые до сведения потребителей.

Согласно п.115 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя, в том числе, в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведённые до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения.

Вопреки доводам истца о незаконной установке второго прибора учёта электроэнергии согласно положениям п.п.156, 157, а с 01.07.2020г. и п.142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии допускается установка приборов учёта по обеим сторонам границы балансовой принадлежности субъектов розничного рынка электрической энергии, в связи с чем установка спорного прибора учёта произведена в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает прав истца.

Таким образом, доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между установкой спорного прибора учёта и возникновением периодических перебоев в подаче электроэнергии в жилое помещение истца суду не представлено. Прибор учёта установлен в соответствии с положениями действующего законодательства и прав, а также охраняемых законом интересов Грицевича Э.В. не нарушает. При установленных обстоятельствах иск Грицевича Э.В. к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» удовлетворению не подлежит.

Отказывая в удовлетворении иска к филиалу ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети», суд, кроме вышеприведённых, установленных при разрешении спора обстоятельств принимает во внимание также положения ст.48 ГК РФ, согласно которым юридическим лицом признаётся организация, имеющая обособленное имущество и способная отвечать им по своим обязательствам, от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Статья 55 ГК РФ прямо указывает на то, что филиалы юридических лиц не являются юридическими лицами. Соответственно, являясь филиалом юридического лица ОГУЭП «Облкоммунэнерго», Нижнеудинские электрические сети не являются юридическим лицом и не могут выступать ответчиком в суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Грицевича Э.В. к Областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» и филиалу Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» Нижнеудинские электрические сети» о возложении обязанности по демонтажу прибора учёта электроэнергии, установленного 02.08.2019г. на опоре, расположенной напротив дома истца в р.<адрес обезличен>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.08.2020г.

Председательствующий судья Китюх В.В.