Шарьинский районный суд Костромской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Шарьинский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-479/11
Решение
Именем Российской Федерации
02 декабря 2011года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Шушкова Д.Н.,
помощника Шарьинского межрайонного прокурора Стрельникова Д.Ю.,
заявителя ФИО1,
представителя заявителя - адвоката Вержуцкой Л.Г.,
представителей заинтересованных лиц Думы городского округа город Шарья ФИО2, действующего по доверенности № 258 от 16.09.2011г., ФИО3, действующей по доверенности № 255 от 23.07.2011г.,
при секретаре Шадриной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области».
Требование мотивируется тем, что указанный нормативный правовой акт нарушает избирательные права заявителя. Одним из способов реализации закрепленных в Конституции РФ избиратель_ных прав граждан является формирование независимых и самостоятельных орга_нов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации мест_ного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством уча_стия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 23 указанного закона муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выбор_ного органа, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно ст. 36 данного Закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципаль_ного образования и наделяется уставом муниципального образования в соответ_ствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо пред_ставительным органом из своего состава.
Устав муниципального образования городской округ город Шарья (в редакции решения Думы г. Шарьи от 27.05.2010г. № 29-ДН) предусматривал следующую систему формирования органов местного самоуправления: Дума го_родского округа город Шарья Костромской области - представительный орган муниципального образования, глава городского округа город Шарья Костромской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального образова_ния, контрольно-счетная комиссия городского округа город Шарья Костромской области - контрольный орган муниципального образования (ст. 21).
В соответствии со ст. 23 Устава глава городского округа город Шарья являет_ся высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется на_стоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию городского округа город Шарья на принци_пах единоначалия и работает на постоянной (штатной) основе. Глава городского округа город Шарья избирается населением городского округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области и ст. 12 настоящего Устава сроком на 5 лет.
Оспариваемым решением Думы из_менена структура органов местного самоуправления и процедура избрания главы городского округа город Шарья: введена должность главы администрации город_ского округа город Шарья, назначаемого по контракту; глава городского округа город Шарья избирается депутатами Ду_мы (представительного органа) из своего состава.
Данное решение о внесении изменений по содержанию не противоречит поло_жениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного само_управления в Российской Федерации», однако оно было принято с нарушениями действующих нормативно-правовых актов - Устава муни_ципального образования городской округ город Шарья Костромской области и Рег_ламента Думы городского округа город Шарья, следовательно, является незаконным.
Решение было принято 24.06.2011г. на заседании Думы городского округа город Шарья. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Устава муниципального образования городской округ город Шарья решение Думы городского округа о принятии Устава городского округа и решение о внесении в него изменений и (или) дополнений принимаются большинством в две трети голосов от установ_ленной численности депутатов Думы городского округа. Таким образом, для при_нятия решения о внесении изменений в Устав, требовалось, чтобы за изменение проголосовало не менее 14 депутатов из 20.
Председателем Думы было объявлено голосование, по результатам которого 11 депутатов проголосовали «за» внесение изменений в Устав, 3 «против», 5 «воздержались». Председатель подвел итог рассмотрения вопроса: в связи с не_достаточным количеством голосов проект решения считается отклоненным. Затем губернатором Костромской области объявляется 15-минутный пе_рерыв в заседании Думы, что он не имеет права делать, поскольку данное право в соответствии со ст. 27 Устава муни_ципального образования городской округ город Шарья принадлежит председате_лю Думы.
В соответствии со ст. 27 Регламента Думы перерывы в заседаниях могут объявлены на 15 минут после 1,5 часов работы, вместе с тем объявленный перерыв длился более часа.
После возобновления заседания председателем Думы объявляется дополни_тельное голосование по вопросу о внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья. По результатам повторного голосования высказалось «за» 16 депута_тов, три воздержались. Председателем Думы было объявлено о принятии решения.
Проведение открытого голосования по вопросам повестки дня регламентиру_ется главой 5 Регламента Думы городского округа город Шарья, утвержденного решением Думы городского округа город Шарья от 08.02.2006г. № 2-ДН. Статья 49 Регламента предусматривает, что в случае голосования по проекту решения, когда за него не набирается необходимого количества голосов, проект решения считается отклоненным без дополнительного голосования, воз_вращается субъекту правотворческой инициативы, который имеет право внести его в Думу повторно с соблюдением установленного Регламентом Думы порядка.
Поскольку оспариваемое решение Думы было принято с нарушением Устава муниципального образо_вания городской округ город Шарья, Регламента Думы го_родского округа город Шарья, заявитель считает, что её, как жителя городского округа го_род Шарья незаконно лишили гарантированного Конституцией РФ, законами, уставом муниципального образования (в редакции решения Думы г. Шарьи от 27.05.2010г.) права непосредственно избирать главу муниципального образования го_родской округ город Шарья Костромской области.
При рассмотрении дела представителем заявителя - адвокатом Вержуцкой Л.Г. представлено уточненное заявление, в котором указано следующее.
Решение Думы городского округа Шарья было принято с нарушением действующего законодательства, как противоречащее другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает избирательные права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ, ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 3, 23, 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ст. 32 Основного Закона РФ закрепляет, в том числе право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Федеральное законодательство наделило граждан РФ, достигших возраста 18 лет, правом участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, осуществлять местное самоуправление посредством участия в том числе в муниципальных выборах путем прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов установлен Федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Положениями обжалуемого нормативно-правового акта изменена структура органов местного самоуправления и процедура избрания главы городского округа Шарья Костромской области: введена должность главы администрации городского округа, назначаемого по контракту, постановлено, что глава городского округа избирается депутатами Думы из своего состава, что само по себе не противоречит федеральному законодательству РФ. Однако при постановлении оспариваемого решения была нарушена процедура его принятия, предусмотренная действующими нормативно-правовыми актами.
Заявитель полагает, что обжалуемое решение Думы в силу нарушения процедуры его принятия, предусмотренной нормативно-правовым актами, имеющими большую юридическую силу - Уставом городского округа город Шарья Костромской области (ст. 27, ч. 3 ст. 56 Устава), Регламентом Думы городского округа город Шарья (ст. 27, 49 Регламента) является незаконным и должно быть признано судом недействующим со дня его принятия.
Согласно ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Ст. 25 Устава городского округа (п.7) - порядок внесения, рассмотрения и принятия Думой правовых актов в части, неурегулированной Уставом, устанавливается Регламентом Думы городского округа. Пункт 8 ст. 25 Устава определяет статус Регламента Думы как документа, предусматривающего правовые нормы, обязательные для исполнения на территории городского округа.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение противоречит Уставу городского округа город Шарья, Регламенту Думы, заявителя, как жителя города Шарья Костромской области незаконно лишили гарантированного федеральным законодательством и Конституцией РФ права непосредственно избирать главу муниципального образования городской округ город Шарья, чем нарушили его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 требование о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» поддержала по тем же основаниям.
Представитель заявителя адвокат Вержуцкая Л.Г. требование о признании недействующим оспариваемого решения Думы поддержала по изложенным выше основаниям, уточнила, что данное решение подлежит признанию недействующим как противоречащее статьям 25 и 56 Устава муниципального образования городской округ Шарья, статьям 27 и 49 Регламента Думы городского округа Шарья. Дополнительно пояснила, что Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право граждан избирать главу муниципального образования и быть избранным прямым голосованием или через представителей. Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Статья 25 Устава городского округа, устанавливающая порядок принятия решений, содержит ссылку на Регламент Думы. Сам Регламент нельзя рассматривать без взаимосвязи с Уставом, так как Регламент его дополняет. При принятии решения Думы было нарушение ст. 49 Регламента Думы во взаимосвязи со ст. 25 Устава городского округа и ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представителями Думы городского округа город Шарья были представлены письменные возражения на заявление, в которых указано, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления - Думы городского округа город Шарья, предусмотренных статьёй 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 24 Устава муниципального образования городской округ город Шарья.
В соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции РФ от 21 мая 2009г. № 147 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции РФ по Костромской области является регистрирующим органом, в обязанности которого входит проведение проверки муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав на предмет соответствия Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, а также соблюдения установленного порядка принятия.
Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в Думе городского округа город Шарья запрашивался Регламент Думы городского округа для проведения проверки процедуры принятия решения.
Решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.06.2011г. № 32-ДН зарегистрировано управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области 04 июля 2011 года за №***** и опубликовано в газете «Ветлужский край» от 06 июля 2011 года № 105.
Учитывая, что проверка процедуры принятия муниципального правового акта проведена регистрирующим органом, нарушений не установлено и решение Думы № 32-ДН было зарегистрировано, приведённые заявителем доводы по нарушению процедурного порядка не состоятельны.
Утверждение заявителя о том, что председатель Думы подвёл итог рассмотрения первого вопроса: в связи с недостаточным количеством голосов проект решения считается отклонённым, ничем не подтверждается. Протокол проведения внеочередного заседания Думы № 14 от 24 июня 2011 года, имеющийся в деле, подтверждает тот факт, что зафиксированы были только результаты голосования, итога о принятии или непринятии решения председателем Думы в соответствии со статьёй 39 Регламента Думы не подводилось, таким образом, процедура голосования по принятию решения была не завершена.
Утверждение заявителя о нарушении статьи 27 Устава, когда губернатором Костромской области был объявлен перерыв в заседании Думы не обоснованно, так как губернатором Костромской области было предложено объявить перерыв и была просьба к депутатам подняться в кабинет главы, что подтверждает протокол заседания Думы, а также видеозапись, представленная заявителем. Перерыв для консультаций по предложению губернатора был объявлен самим председателем Думы ФИО2 Перерыв был объявлен именно для консультаций, который определён статьёй 31 Регламента Думы и может быть до 2-х часов. Данные сведения отражены в протоколе заседания Думы.
Согласно ст. 4 Регламента Думы одном из принципов деятельности Думы является принцип коллективного принятия решения, что подтверждает коллегиальность органа.
После проведённых консультаций депутатами было принято единогласно решение о продолжении (продлении) работы Думы, затем председателем Думы было внесено предложение возвратиться к голосованию по первому вопросу (проекту решения Думы), которое депутаты приняли единогласно. После завершения процедуры голосования председателем Думы был подведён итог о принятии решения.
Таким образом, проект решения Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» принят в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 44) и положениями Устава, являющегося нормативным правовым актов высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов городского округа город Шарья (часть 1 статьи 39 Устава).
Приведённые заявителем основания для признания нормативного правового акта не являются существенными, достаточных доводов и доказательств о противоречии Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заявителем не приведено.
В судебном заседании представители Думы городского округа город Шарья ФИО2 и ФИО3 с заявлением ФИО1 о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья не согласились по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Представитель Думы городского округа город Шарья ФИО2 дополнительно пояснил, что перерыв в заседании Думы 24 июня 2011 года объявил он, как председатель Думы городского округа, для проведения консультаций по предложению губернатора Костромской области.
Представитель Думы городского округа город Шарья ФИО3 дополнительно пояснила, что на основании статьи 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 24, 56 Устава решение вопроса о внесении изменений в Устав отнесено к полномочиям Думы, проект решения был рассмотрен и принят депутатами в правомочном составе.
Принятое решение Думы в порядке, установленном статьёй 50 Регламента Думы, было направлено главе городского округа для подписания и затем прошло государственную регистрацию в управлении Министерства юстиции РФ по Костромской области.
Ввиду отсутствия оснований для отказа в регистрации, Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области оспариваемое решение Думы было зарегистрировано 4 июля 2011 года.
После первого голосования подведения итога по правилам статьи 39 Регламента Думы - по окончании подсчёта голосов председательствующий объявляет о принятии или непринятии решения - не подводилось. Таким образом, процедура принятия решения была не завершена.
После проведённых консультаций депутатами приняты единогласно решение о продолжении работы Думы и предложение возвратиться к голосованию по проекту решения Думы. Затем председателем Думы было внесено предложение, поставленное на голосование, о принятии проекта решения Думы за основу с учётом изменений, поправок, замечаний и в целом. После голосования председательствующим по правилам статьи 39 Регламента был подведён итог голосования и сообщено о результате принятия проекта решения Думы. Таким образом, была завершена процедура голосования и принятия решения по проекту решения.
Выслушав объяснения заявителя и её представителя, представителей Думы городского округа город Шарья, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемым решением права заявителя не нарушаются, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Статьями 3 и 23 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 29 Устава городского округа город Шарья в редакции от 27.05.2010г. глава городского округа город Шарья является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию городского округа город Шарья на принципах единоначалия и работает на постоянной (штатной) основе.
Глава городского округа город Шарья избирается населением городского округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области и ст. 12 настоящего Устава сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 28.1 Устава городского округа город Шарья в редакции оспариваемого решения Думы городского округа город Шарья от 24.06.2011г. № 32-ДН глава городского округа город Шарья является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняет полномочия председателя Думы городского округа город Шарья и работает на постоянной (штатной) основе.
Глава городского округа город Шарья избирается Думой городского округа город Шарья из своего состава на срок полномочий Думы городского округа.
Статья 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъясняет, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункты 17, 19).
Заявитель ФИО1 имеет право избирать и быть избранной в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Решение Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» устанавливает, в том числе иной порядок избрания главы городского округа город Шарья - глава избирается Думой городского округа из своего состава, а не населением городского округа, как было установлено ранее.
В связи с чем ФИО1 вправе обратиться в суд в порядке главы 24 ГПК РФ с заявлением об оспаривании данного решения Думы, в том числе и по основанию нарушения процедуры его принятия.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 35 указанного Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Статьей 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Статья 44 указанного Закона устанавливает, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4).
Согласно части 6 данной статьи устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Проект решения Думы городского округа _________ от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» был официально опубликован в газете «Ветлужский край» от 26 апреля 2011 года № 64. Одновременно были опубликованы: постановление главы городского округа город Шарья Костромской области от 21.04.2011г. № 3 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Думы городского округа город Шарья «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» и извещение о проведении публичных слушаний с указанием времени и места их проведения (л.д. 87-91).
Заключение о результатах проведения публичных слушаний было официально опубликовано в газете «Ветлужский край» от 24 мая 2011 года № 80 (л.д. 85-86).
Решение Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН для государственной регистрации было представлено 27 июня 2011 года в Управление министерства юстиции РФ по Костромской области (л.д. 71, 72).
В целях проведения проверки процедуры принятия решения Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН Управлением министерства юстиции РФ по Костромской области 30.06.2011г. был запрошен Регламент Думы городского округа город Шарья (л.д. 61, 62)
Решение Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН зарегистрировано Управлением министерства юстиции РФ по Костромской области 04 июля 2011 года (л.д. 63, 77, 104).
По сообщению временно исполняющего обязанности Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области *****. решение о государственной регистрации принято на основании проверки соответствия решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.06.2011 года № 32-ДН Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Костромской области, законам Костромской области, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении я в Российской Федерации» порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Представленное на государственную регистрацию решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.06.2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Шарья Костромской области» не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.
Порядок принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования соответствует порядку, установленному статьей 44 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 104).
Согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решение Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» официально опубликовано в газете «Ветлужский край» от 06 июля 2011 года (л.д. 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава городского округа город Шарья в целях реализации своих полномочий Дума городского округа город Шарья принимает муниципальные правовые акты в форме решений.
Оспариваемое решение Думы городского округа город Шарья не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам Костромской области. На то, что оспариваемое решение Думы городского округа город Шарья по содержанию не противоречит действующему законодательству, указывают сам заявитель и его представитель.
Дума городского округа город Шарья имела полномочия на издание оспариваемого нормативного правового акта в форме решения Думы городского округа.
Решение Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН оспаривается заявителем по основанию нарушения процедуры его принятия.
Согласно части 7 ст. 25 Устава городского округа город Шарья порядок внесения, рассмотрения и принятия правовых актов, подготовки, созыва и проведения заседаний Думы городского округа, рассмотрения и принятия решений по депутатским запросам, порядок организации деятельности Думы городского округа в части, не урегулированной настоящим Уставом, устанавливается регламентом Думы городского округа.
Решением Думы городского округа город Шарья от 08 февраля 2006 года № 2-ДН утвержден Регламент Думы городского округа город Шарья.
Решением Думы городского округа город Шарья от 27 сентября 2007 года № 41-ДН в указанный Регламент Думы внесены изменения.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Устава городского округа город Шарья решение Думы городского округа город Шарья о принятии Устава городского округа и решение о внесении в него изменений и (или) дополнений, принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 23 Устава Дума городского округа город Шарья состоит из 20 депутатов, избираемых населением городского округа на пятилетний срок полномочий.
Таким образом, решение Думы городского округа город Шарья «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» должно быть принято большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа - за его принятие должно проголосовать не менее 14 депутатов.
В судебном заседании установлено, что 24 июня 2011 года проведено внеочередное заседание Думы городского округа город Шарья, в котором принимало участие 19 депутатов. Первым вопросом повестки дня было внесение изменений в Устав городского округа город Шарья.
После обсуждения проекта решения Думы о внесении изменений в Устав городского округа председатель Думы ФИО2 предложил принять данный проект решения. По итогам голосования за принятие проекта решения проголосовало одиннадцать депутатов. Против принятия - три, пять депутатов воздержались.
В соответствии со статьей 49 Регламента Думы городского округа город Шарья «Голосование при принятии решений Думы» после окончания обсуждения вопроса председательствующий на заседании объявляет о начале голосования по проекту решения.
Решения Думы принимаются, как правило, по следующей процедуре:
- принятие проекта решения за основу;
- внесение поправок и изменений;
- принятие документа в целом.
Решение Думы принимается сразу в целом, если к нему не поступило поправок.
Проект решения Думы считается отклоненным без дополнительного голосования и снимается с обсуждения, если в процессе голосования:
- не принят за основу;
- предложение о принятии проекта решения в целом не набрало необходимого количества голосов.
Отклоненный проект решения возвращается субъекту правовой инициативы и в дальнейшем может рассматриваться в соответствии с настоящим Регламентом.
Таким образом, учитывая, что предложение о принятии проекта решения о внесении изменений в Устав городского округа в целом по итогам голосования не набрало необходимого количества голосов, проект решения согласно ст. 49 Регламента Думы подлежал отклонению без дополнительного голосования и снятию с обсуждения.
Статьей 27 Регламента Думы городского округа город Шарья установлены перерывы в заседании 15 минут после 1,5 часов работы.
В соответствии со ст. 31 Регламента по предложению одного или нескольких депутатов, комиссий, председательствующего заседание может быть прервано для проведения консультаций. Решение о перерыве в заседании и его продолжительности считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов, участвующих в голосовании. Перерыв в этом случае не может быть более двух часов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО2 пояснил, что перерыв в заседании Думы 24 июня 2011 года объявил он, как председатель Думы городского округа, для проведения консультаций по предложению губернатора Костромской области.
Свидетель ФИО8 также показала, что перерыв в заседании Думы для проведения консультаций был объявлен ФИО2 по предложению губернатора Костромской области.
Из исследованных в судебном заседании видеозаписей следует, что после проведения первого голосования по вопросу принятия решения о внесении изменений в Устав городского округа по предложению губернатора Костромской области был объявлен перерыв для консультаций.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что указанный перерыв был объявлен в нарушение ст. 31 Регламента Думы городского округа город Шарья, так как заседание может быть прервано для проведения консультаций по предложению одного или нескольких депутатов, комиссий, председательствующего; губернатор Костромской области не относится к числу этих лиц. Решение о перерыве в заседании и его продолжительности принято не было, депутаты за его принятие не голосовали.
После перерыва и проведения консультаций заседание Думы городского округа город Шарья продолжено. Депутаты единогласно приняли решение о продолжении внеочередного заседания Думы. Председателем Думы внесено предложение о возвращении к голосованию по первому вопросу - проекту решения Думы о внесении изменений в Устав городского округа, которое депутаты приняли единогласно.
Затем председатель Думы ФИО2 предложил принять данный проект решения. По итогам голосования за принятие проекта решения проголосовало шестнадцать депутатов, три депутата воздержались.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявил о принятии решения.
При разрешении вопроса о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН по основанию нарушения процедуры его принятия суд исходит из того, что не любое нарушение положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (в данном случае нарушение положений Регламента Думы), влечет признание его недействующим.
В материалах дела имеются объяснения, взятые помощником Шарьинского межрайонного прокурора у девятнадцати депутатов Думы городского округа город Шарья, принимавших участие в заседании Думы 24 июня 2011 года. Восемнадцать депутатов указали, что давления на них при принятии решения Думы от 24 июня 2011 года № 32-ДН не оказывалось. Один депутат указала, что первый раз голосовала против принятия решения, второй раз воздержалась. Давление по вопросу принятия изменений в Устав на неё оказывалось задолго до заседания (л.д. 122-140).
Таким образом, доказательств оказания давления на депутатов Думы во время проведения в перерыве консультаций с целью повлиять на их свободное волеизъявление при голосовании судом не установлено, заявитель и его представитель на данное обстоятельство не ссылались, доказательств не представляли.
По окончанию подсчета голосов при первом голосовании депутатов председательствующим не было объявлено о непринятии решения в соответствии со ст. 39 Регламента Думы.
После перерыва депутаты единогласно приняли решение о продолжении внеочередного заседания Думы и о возвращении к голосованию по первому вопросу - проекту решения Думы о внесении изменений в Устав городского округа.
Решение о внесении изменений в Устав городского округа было принято большинством в две трети голосов от установ_ленной численности депутатов - за внесение изменение проголосовало 16 депутатов из 19.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что существенные положения Устава муниципального образования городской округ город Шарья и Регламента Думы городского округа город Шарья, регулирующие процедуру принятия решения Думы о внесении изменений в Устав городского округа, при принятии оспариваемого решения были соблюдены.
Имевшие место вышеуказанные нарушения статей 31 и 49 Регламента Думы городского округа город Шарья, по мнению суда, не являются грубыми, ставящими под сомнение результаты голосования по принятию оспариваемого решения и не могут повлечь признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил: В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим решения Думы городского округа город Шарья от 24 июня 2011 года № 32-ДН «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Н. Шушков