Дело №2-4791/2016.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2016 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Улан-Удэ к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Бурятия об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация г.Улан-Удэ обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в связи с неисполнением исполнительного документа, предусматривающего обязанность произвести капитальный ремонт кровли блоков ... многоквартирного жилого дома по ....
В суде представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала и суду пояснила, что в установленный срок исполнить требования исполнительного документа не представилось возможным ввиду того, что финансирование расходов для решения вопросов местного значения осуществляется за счет собственных доходов МО ГО «город Улан-Удэ». Формирование бюджета муниципального образования и принципы расходования бюджетных средств определены Бюджетным кодексом РФ. Получатели бюджетных средств должны обеспечить целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. В связи с изменением бюджетного и налогового законодательства доходная часть городского бюджета постоянно сокращается, а расходная увеличивается. Мероприятия по решению вопросов местного значения городского округа планируются в бюджете в пределах финансовой возможности в соответствии с приоритетными направлениями развития города, национальными программами, социально значимыми проектами. Кроме того, согласно ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи. В связи с указанным для выполнения работ по капитальному ремонту кровли требуется осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлены сроки. Учитывая временные затраты на организацию указанных мероприятий по заключению муниципальных контрактов, а также выполнение этих муниципальных контрактов, то установленный 5-дневный срок является неисполнимым. Таким образом, вины истца в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа не имеется. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УФССП по РБ и третье лицо судебный пристав-исполнитель ФИО2, представитель третьего лица прокуратуры ... в суд не явились, извещены о судебном разбирательстве, причины неявки неизвестны, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии ч.6 ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 названного Федерального закона).
В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 20 октября 2015 года постановлено обязать Администрацию г.Улан-Удэ произвести капитальный ремонт кровли блоков ... многоквартирного жилого дома по ... в ... в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство ...-ИП, установлен срок для добровольного исполнения 5 дней с момента получения копии постановления. Постановление получено Администрацией ...
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ должнику предоставлена отсрочка в исполнении решения суда в части обязания Администрации города Улан-Удэ обязать Администрацию г.Улан-Удэ произвести капитальный ремонт кровли блоков ... многоквартирного жилого дома по ... в ..., до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ввиду не исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере .... руб.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 6 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании ч.7 ст.112 указанного Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом в силу п.2 ст.401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, учитывая, что выполнение ремонтных работ за счет средств муниципального бюджета не зависит исключительно от действий должника и связано с необходимостью заключения контрактов в установленном порядке в соответствии с планом-графиком, оплатой работ в пределах лимитов бюджетных обязательств, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации г.Улан-Удэ удовлетворить.
Освободить Администрацию г.Улан-Удэ от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Тумурова