Дело № 2-4794/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего: Назаренко И.А.,
при секретаре: Варовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке
ДД.ММ.ГГГГ
дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 направил в адрес администрации Новокузнецка уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме пикета на площади перед бывшим кинотеатром «Сибирь» в Центральном р-не против «реформирования» Российской академии наук. ДД.ММ.ГГГГ он получил от и.о. Главы города письмо <данные изъяты>, в котором сообщалось, что ДД.ММ.ГГГГ. заявленное публичное мероприятие не согласовано, поскольку «в уведомлении заявлено участие общественных организаций Г. и не указаны какие общественные организации заявлялись для участия в проведении публичного мероприятия». ДД.ММ.ГГГГ. он направил в адрес администрации Новокузнецка уведомление о проведении названного выше пикета ДД.ММ.ГГГГ., в котором опустил фразу об участии в публичном мероприятии общественных организаций, на что ДД.ММ.ГГГГ. получил от имени и.о. Главы города письмо №, в котором сообщалось, что в месте запланированного проведения пикета будут проводиться ремонтные работы и предлагалось перенести пикет на Площадь общественных мероприятий. В связи с чем ФИО1 был вынужден согласиться с предложенным местом, однако ни ДД.ММ.ГГГГ., ни на следующий день, ни по сегодняшнее число включительно никаких ремонтных работ перед бывшим кинотеатром «Сибирь» не проводилось и не проводится. Считает, описанные действия и.о. Главы города ФИО2 незаконными и необоснованными, нарушающими право на проведение публичного мероприятия на проведение публичного мероприятия в месте, которое ему представляется необходимым для достижения целей публичного мероприятия, поскольку предложение и.о. Главы города перенести место проведения пикета с площади перед бывшим кинотеатром «Сибирь» на Площадь общественных мероприятий не имело под собой фактических оснований, указанных в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Просит признать письма администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за подписями и.о.Главы Новокузнецка ФИО2 незаконными и необоснованными.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен исполняющий обязанности Главы города Новокузнецка ФИО2, о чем вынесено мотивированное определение.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленное требование.
Представитель заявителя ФИО3, действующий на основании устного ходатайства, внесенного в протокол судебного заседания, поддержал требование заявителя.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Новокузнецка ФИО4, действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ. возражала против удовлетворения заявленного требования, в связи с тем, что уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. не могут нарушать права и интересы ФИО1. поскольку они были направлены в адрес Организатора публичного мероприятия – первому секретарю новокузнецкого городского отделения КПРФ. Кроме того, уведомление о проведении публичного мероприятия должно было быть подано в компетентный орган – Администрацию города Новокузнецка, а не в адрес Главы города, в связи с чем, Администрация города не совершала каких-либо незаконных действий. Кроме того, согласно действующему законодательству предложение об изменении места проведения публичного мероприятия не ограничивает участников пикетирования на свободу выражения и формирования своего мнения.
Заинтересованное лицо и.о. Главы города Новокузнецка ФИО2 в суд не явился, о явке в суд извещен, причина неявки суду не известна.
Заслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что в удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать, исходя из следующего.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ) пикетирование является формой публичного выражения мнений, осуществляемой без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
На основании п. 1 ч. 4 указанной статьи организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.
П. 7 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
На основании ч. 2 ст. 12 Закона N 54-ФЗ, в случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанного несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Согласно п.3 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан: обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Согласно п.1ст.4 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 93-ОЗ (ред. от 05.04.2011) "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" в случае необходимости организатору публичного мероприятия направляется письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно п.2.ст.4 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 93-ОЗ (ред. от 05.04.2011) "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать орган местного самоуправления, уполномоченный орган государственной власти Кемеровской области в письменной форме о принятии либо непринятии его предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ первым секретарем Новокузнецкого городского отделения КПРФ ФИО1 подано на имя и.о. Главы города Новокузнецка ФИО2 уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 18ч. до 20ч. пикета на площади у бывшего кинотеатра «Сибирь». В ответ на которое, ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города Новокузнецка за подписью и.о. Главы города ФИО2 было направлено письмо о не согласовании публичного мероприятия в связи с неуказанием в уведомлении наименований общественных организаций, принимающих участие в проведении пикета.
ДД.ММ.ГГГГ. первым секретарем Новокузнецкого городского отделения КПРФ ФИО1 подано на имя и.о. Главы города Новокузнецка ФИО2 измененное уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 13 ч. до 15 ч. пикета на площади у бывшего кинотеатра «Сибирь». Без указания на участие в пикете общественных организаций города. В ответ на которое, ДД.ММ.ГГГГ. было направлено письмо Администрации города Новокузнецка за подписью и.о. Главы города ФИО2 с предложением провести публичное мероприятие на Площади общественных мероприятий Центрального района, в связи с проведением на площади у бывшего кинотеатра «Сибирь» ремонтных работ.
Согласно письма исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Зам.Главы города – руководителю администрации Центрального района ФИО5 поступившему от Генерального директора ЗАО «Киноцентр» в связи с проведением ремонта инженерных коммуникаций проходящих к кинотеатру «Сибирь». Необходима установка временного ограждения на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
Суд, проверив довод заявителя о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №, нарушает его право на проведение публичного мероприятия тем, что в список сведений, которые должны быть указаны организатором публичного мероприятия в уведомлении, не входят сведения о том, какие общественные организации будут принимать участие в публичном мероприятии, если они не являются организаторами публичного мероприятия, считает его необоснованным в связи со следующим.
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены ч. 1 ст. 12 Закона N 54-ФЗ.
Одной из обязанностей органа местного самоуправления является доведение до сведения организатора публичного мероприятия при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения обоснованного предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного
мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 № 12-П, организатор публичного мероприятия, на которого Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» также возлагает обязанность обеспечивать соблюдение согласованных условий проведения публичного мероприятия (пункт 3 части 4 статьи 5), должен особенно взвешенно, продуманно и ответственно подходить к определению потенциального количества его участников, учитывая актуальность и общественную значимость вопроса, затрагивающего политическую, экономическую, социальную или культурную жизнь страны, ее внешнюю политику, по поводу которого, исходя из определенных статьей 2 названного Федерального закона целей публичного мероприятия, предполагается свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований. В противном случае весьма затруднительно (или невозможно) оценить, позволит ли избранное место проведения публичного мероприятия, будь то собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование, всем желающим реализовать свое право на мирное, т.е. не нарушающее общественный порядок и безопасность, не причиняющее вреда правам и законным интересам других лиц и не создающее угрозу причинения такого вреда, участие в публичном мероприятии, а уполномоченным органам государственной власти или органам местного самоуправления принять необходимые и обоснованные меры - как профилактические, так и организационные, включая выделение адекватных сил и средств, - для обеспечения безопасности и правопорядка при его проведении.
Однако в нарушение указанных норм, а также положения п. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ уведомление НГОПП «КПРФ» от 05.07.2013г. оформлено в ненадлежащей форм, а именно, в графе «форма мероприятия» было заявлено участие общественных организаций, без указания их наименований.
Таким образом, суд считает, что указанное уведомления было подано в нарушение действующего законодательства, в связи с чем, письмо Администрации города Новокузнецка за подписью и.о. Главы города ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием на не согласование публичного мероприятия является законным, тем самым не нарушает права заявителя.
Проверив доводы заявителя о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ. № нарушает его право на проведение публичного мероприятия в месте, которое ему представляется необходимым для достижения целей публичного мероприятия, суд считает его необоснованным в связи со следующим.
Одной из обязанностей органа местного самоуправления, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона N 54-ФЗ, является доведение до сведения организатора публичного мероприятия при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как следует из положений Закона N 54-ФЗ, орган местного самоуправления вправе не согласиться с местом и временем проведения публичного мероприятия и дать его организатору мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Согласно Определения от 02.04.2009 N 484-О-П Конституционного Суда РФ положение ч. 5 ст. 5 Закона N 54-ФЗ, предусматривающее правомочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в конкретных делах.
В Определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О отмечается, что использование в ч. 5 ст. 5 Закона N 54-ФЗ таких понятий, как мотивированное предложение и согласование, свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Содержащееся в ч. 5 ст. 5 Закона N 54-ФЗ понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ. № указано мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, так как указана причина невозможности его проведения в предложенном в уведомлении месте, а именно проведение ремонтных работ.
Суд критически относится доводу заявителя, о том, что предложение и.о. Главы города провести пикет не в том месте, в каком ему хотелось бы, расценивается как намерение причинить вред городской организации КПРФ, а также не имело под собой фактических оснований. Данное изменение места проведения мероприятия по инициативе органа власти не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в связи с чем, орган власти предложил заявителю иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия.
Кроме того, нормами закона N 54-ФЗ предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае, что и было сделано и.о. Главы города в связи с получением письма от ДД.ММ.ГГГГ. № о проведении ремонта инженерных коммуникаций подходящих к кинотеатру «Сибирь» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем законом не предусмотрена обязанность уполномоченного лица предоставлять заявителю доказательства невозможности согласования места проведения публичного мероприятия.
При этом суд критически относится к доводу заявителя и его представителя о том, что ремонт инженерных коммуникаций подходящих к кинотеатру «Сибирь» до сих пор не проведен, так как срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., обозначенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. № до настоящего времени еще не истек.
Таким образом, суд приходит к выводу, что проведение публичного мероприятия – пикета ДД.ММ.ГГГГ. на площади у бывшего кинотеатра «Сибирь» было невозможно, в связи с необходимостью защиты публичных интересов в ходе проведения ремонтных работ инженерных коммуникаций, в связи с чем, в адрес организатора ФИО1 законно и обоснованно было направлено мотивированное предложение об изменении места проведения пикета на ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании действий органа местного самоуправления отказать в полном объеме.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.А.Назаренко
Копия верна. Судья. И.А.Назаренко
Решение вступило в законную силу «____»_________________201__года.
Судья