ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4796/20 от 09.09.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-4796/2020

03RS0003-01-2020-006312-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2020 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галлямова М.З.,

при секретаре судебного заседания Мусаликиной К.М.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4796/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконными заключения комиссии по проведению служебной проверки, пунктов приказов, взыскании премии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконными заключения комиссии от 07.04.2020 по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) от 10.03.2020 , пункта 1 приказа от 09.04.2020 -к «О результатах служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» в части, пункта 2 приказа от 22.04.2020 № 284-о «О премировании сотрудников министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года», взыскании денежного содержания за апрель месяц 2020 года в размере 1 054, 20 рублей.

Иск мотивирован тем, что с 1 января 2013 года истец состоит в трудовых отношениях с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство), где работал на различных должностях.

С 1 января 2018 и по настоящее время работает в должности заведующего сектором надзора и контроля.

26 февраля 2020 года старшим прокурором отдела Прокуратуры Республики Башкортостан Атнаевой Г.Ф осуществлена сверка количества проведенных Министерством плановых и внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за второе полугодие 2019 года. В ходе сверки, по мнению представителя Прокуратуры РБ, выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) изложенные в Представлении Прокуратуры РБ от 10.03.2020 «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» (далее - Представление).

В целях проведения служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении, Министерством создана комиссия (приказ -к). 24 марта 2020 года истец был уведомлен о проведении служебной проверки.

По результатам служебной проверки, Министерствам был издан приказ от 9 апреля 2020 года № 226-к, где указано на ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок». В соответствии с пунктом 8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истец попросил ознакомить его с письменным заключением по результатам служебной проверки (далее - заключение). Истцу в этом было отказано.

14 апреля 2020 года в 14:30 все сотрудники сектора были приглашены в кабинет первого заместителя министра ФИО3, где устно были проинформированы о лишении всех работников сектора премии. Истец выразил несогласие с принятым решением и указал на грубое нарушение в части прав на ознакомление с вышеуказанным заключением. Через 15 минут были повторно приглашены в кабинет ФИО3, где с нарушением сроков и порядка были ознакомлены с заключением.

Согласно заключению, приказу Министерства от 09.04.2020 -к, приказа Министерства от 22.04.2020 -о истцу было указано на ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок», недопущения впредь нарушений законодательства в части внесения информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок» и за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в части размещения информации по результатам проверок в автоматизированную систему «Единый реестр проверок» не представлен к премированию за апрель месяц 2020 года.

Истец не согласен с вышеизложенными выводами, так как отсутствует сам факт совершения дисциплинарного проступка. Не приняты во внимание доводы, изложенные в объяснительной от 26.03.2020. Нарушены процедура проведения служебной проверки и порядок его ознакомления.

В соответствии с Положением о денежном содержании и материальном стимулировании государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденной приказом Министерства от 31.10.2017 -о (далее — Положение), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Республики Башкортостан и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Республики Башкортостан, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2.1 Положения). Согласно п. 2.6 Положения к дополнительным выплатам относится, в том числе и ежемесячное денежное поощрение, которого истец был лишен. Размер не полученного за апрель денежного содержания составил 1054,20 рубля.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 в удовлетворении исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец ФИО4 с 1 января 2013 года состоит в трудовых отношениях с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство), где работал на различных должностях. С 1 января 2018 и по настоящее время работает в должности заведующего сектором надзора и контроля, что подтверждается копией трудовой книжки ВТ , дата заполнения 29.05.1980.

26 февраля 2020 года старшим прокурором отдела прокуратуры Республики Башкортостан Атнаевой Г.Ф осуществлена сверка количества проведенных Министерством плановых и внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за второе полугодие 2019 года, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре).

10.03.2020 заместителем прокурора Республики Башкортостан Логиновым В.М. в адрес министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО5 внесено представлении «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» (далее - Представление), с требование рассмотреть меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; неукоснительно соблюдать требования законодательства о государственном контроле (надзоре); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Министерства ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и иных виновных должностных лиц, допустивших отмеченные нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Республики Башкортостан в установленный законом месячный срок с приложением копии приказов о наказании.

В связи с поступлением в Министерство представления прокуратуры Республики Башкортостан, во исполнение ст. 59 Закона о государственной службе, был издан приказ Министерства от 16.03.2020 -к «О создании комиссии в целях проведения служебной проверки» (далее - приказ -к).

24.03.2020 ФИО1 вручено уведомление о необходимости представить объяснения по фактам, изложенным в Представлении, в срок до 25.03.2020.

26.03.2020 ФИО1 представлена письменная объяснительная, в которой он выразил свое несогласие с изложенными в Представлении фактами.

По результатам проведения служебной проверки подготовлено заключение комиссии по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокуратуры Республики Башкортостан «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» от 07.04.2020, в котором комиссия сделала следующие выводы:

Заведующим сектором надзора и контроля ФИО1 допущены нарушения должностного регламента в части организации и контроля работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок», что повлекло за собой внесение ФИО8, ФИО9 и ФИО7 в ЕРП неполной информации и соответственно нарушение ФЗ № 294-ФЗ и Правил.

Также ФИО1 допущены нарушения должностного регламента в части организации подготовки и предоставления в установленные сроки отчета об осуществлении государственного контроля (надзора) по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что соответственно привело к представлению недостоверных сведений о проведенных в 2019 году проверках.

Ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО8, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО9 и ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО7 нарушены требования ФЗ № 294-ФЗ и Правил при размещении информации по результатам проверок в автоматизированной системе «Единый реестр проверок», что соответственно также является нарушением должностных обязанностей, установленных должностным регламентом.

Ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО7 в нарушение ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» при предоставлении статистической отчетности по форме 1-контроль в Министерство экономического развития РБ были представлены недостоверные сведения о проведенных в 2019 году проверках, что является ненадлежащим исполнением возложенных должностных обязанностей.

Нарушения, указанные в представлении явились следствием неисполнения заведующим сектором надзора и контроля ФИО1, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО8, ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО9 и ведущим специалистом-экспертом сектора надзора и контроля ФИО7 своих должностных обязанностей, которые выразились в нарушении требований ФЗ № 294-ФЗ, ФЗ № 282-ФЗ и Правил.

Выявленные прокуратурой РБ нарушения влекут за собой ущемление прав хозяйствующих субъектов, ограничение их доступа к открытым сведениям и нарушают принцип прозрачности контрольно- надзорной деятельности.

Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», изложенных обстоятельств, изучения представленных информации первого заместителя министра ФИО10 и объяснительных, документов по фактам, изложенным в представлении прокуратуры, а также учитывая тяжесть нарушения, степень их вины, обстоятельств, при которых допущено нарушение и предшествующие результаты исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей комиссия предлагает:

1. Заведующему сектором надзора и контроля Министерства ФИО1 и начальнику отдела по делам инвалидов Министерства ФИО11 указать на:

ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок»;

недопущение впредь нарушений законодательства в части внесения информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок».

2. По результатам рассмотрения представления за апрель месяц 2020 года не представлять к премированию следующих государственных гражданских служащих Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан:

заведующего сектором надзора и контроля ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части организации и контроля работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок»;

ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО8, ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО9 и ведущего специалиста-эксперта сектора надзора и контроля ФИО7 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части размещения информации по результатам проверок в автоматизированной системе «Единый реестр проверок».

В листе ознакомления с заключением ФИО1 указал на несогласие с ним ввиду его незаконности и необоснованности, датировано 14.04.2020.

По результатам проведения служебной проверки был издан приказ Министерства от 09.04.2020 № 266-к «О результатах служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» (далее - приказ от 09.04.2020), согласно которому заведующему сектором надзора и контроля ФИО1 и начальнику отдела по делам инвалидов ФИО11 было указано на ненадлежащую организацию работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок», а также недопущение впредь нарушений законодательства в части внесения информации о проведенных проверках автоматизированную систему «Единый реестр проверок». С данным приказом истец был ознакомлен под роспись 10.04.2020.

Также впоследствии был издан приказ Министерства от 22.04.2020 № 284-о «О премировании сотрудников Министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года» (далее - приказ от 22.04.2020), в соответствии с которым за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части размещения информации по результатам проверок в автоматизированной системе «Единый реестр проверок», по результатам рассмотрения поступившего в Министерство представления Прокуратуры РБ, заведующий сектором надзора и контроля ФИО1, а также ведущие специалисты- эксперты сектора надзора и контроля ФИО8, ФИО9, ФИО7 не были представлены к премированию за апрель месяц 2020 года.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон о государственной гражданской службе).

Согласно статье 13 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 15 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

В силу положений части 1 статьи 56 Закона о государственной гражданской службе служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания (статья 57 названного закона).

Статьей 58 Закона о государственной гражданской службе установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).

Согласно части 2 статьи 59 Закона о государственной гражданской службе при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В силу статьи 59 Закона о государственной гражданской службе проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (часть 4 статьи 59).

В соответствии с частью 9 статьи 59 Закона о государственной гражданской службе В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Согласно Положению о секторе надзора и контроля Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ, утвержденному приказом Министерства от 29.12.2018 -к (далее - Положение о секторе), сектор надзора и контроля является структурным подразделением Министерства. Основными задачами сектора является, в том числе, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (п. 2.1.2 Положения о секторе).

В силу подпунктов 2 и 5 пункта 4.3 Положения о секторе заведующий сектором осуществляет общее руководство деятельностью сектора и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на сектор задач и функций, в том числе организует работу по осуществлению внесения информации о проведенной проверке в единый реестр проверок.

Должностным регламентом заведующего сектором надзора и контроля, утвержденного приказами Министерства от 29.12.2018 -к, от 16.07.2019 № -к и от 20.11.2019 № -к, предусмотрено, что в соответствии с задачами и функциями сектора, в обязанности заведующего сектора входит организация и контроль работы по внесению информации о проведенной проверке в автоматизированную систему «Единый реестр проверок» (пп. 11 п. 3.1.4 должностного I регламента), а также контроль за выполнением работниками сектора своих должностных обязанностей (пп. 15 п. 3.1.4 должностного регламента).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон N 294-ФЗ).

Согласно статье 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются: требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок; порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки; состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр; состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления; состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (далее – Правила).

Согласно пункту 12 Правил органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил;

По результатам проведения прокурорской проверки выявлены нарушения Федерального закона № 294-ФЗ и Правил в части внесения сведений о результатах проверок по контрольно-надзорным мероприятиям № в отношении АО «Страховое общество газовой промышленности (исп. ФИО9, приказ Министерства от 27.11.2019 -о), в отношении ООО «Генподрядная строительная фирма КПД» (исп. ФИО1, приказ Министерства от 25.02.2019 -о), в отношении ГАУ РБ «Белебеевский лесхоз» (исп. ФИО8, приказ Министерства от 29.04.2019 -о), в отношении ООО «Уралпромстрой» (исп. ФИО7, приказ Министерства от 06.02.2019 -о), в отношении ГАУ РБ «Учалинский лесхоз» (исп. ФИО8, приказ ют 25.02.2019 -о), в отношении АНО Центр социального обслуживания населения «Азатлык» (исп. ФИО9, приказ Министерства от 19.09.2019 -о).

В результате проведения служебной проверки указанные факты подтвердились.

Согласно представленным объяснительным сотрудников сектора надзора и контроля Министерства, ФИО8, ФИО9, ФИО7 признали допущенные ими нарушения в части внесения сведений о результатах указанных проверок. ФИО8 в своей объяснительной от 24.03.2020 (прилагается) указала, что «неполнота заполнения информации, допущенная ею по внесению сведений в список результатов в отношении ГАУ РБ «Белебеевский лесхоз» (КНМ ) и ГАУ РБ «Учалинский лесхоз» (КНМ ) в настоящий момент устранена полностью». ФИО9 в своей объяснительной от 20.03.2020 подтвердила нарушения, допущенные ею по внесению сведений о результатах проверок в разделе «Сведения о мерах, принятых по результатам КНМ» в отношении АО «Страховое общество газовой промышленности (КНМ ) и АНО ЦСОН «Азатлык» (КНМ )», сообщив, что «в настоящий момент ею нарушения полностью устранены. Выявленные нарушения касаются только порядка размещения информации в ФГИС ЕРП». Согласно объяснительной ФИО7 «недочеты, допущенные по внесению сведений о результатах проверки в отношении ООО «Уралпромстрой», в настоящий момент устранены полностью, графа заполнена, проверка проведена в первом полугодии 2019 года».

Что касается выявленных в ходе проведения служебной проверки нарушений ФИО1, то истец указывает в своей объяснительной только на внесение информации в ЕРП в отношении ООО «Генподрядная строительная фирма КПД» и ООО «О КЕЙ», указывая, что «отсутствие отдельной (очень незначительной) информации в ЕРП является либо дефектом указанного программного продукта либо результатом вмешательства третьих лиц с потерей такой информации».

Учитывая вышеуказанное представление Прокуратуры РБ, объяснительную ФИО1 от 26.03.2020, а также изученные в ходе проведения проверки документы, комиссия пришла к выводу, что контроль по внесению информации по указанным проверкам, с учетом порядка формирования и ведения ЕРП, установленных Правилами, также, как и контроль за выполнением работниками сектора своих должностных обязанностей, ФИО1 не осуществлялся. Документы, подтверждающие наличие уважительной причины, по которой ФИО1 не был осуществлен контроль за исполнением должностных обязанностей ФИО8, ФИО9 и ФИО7 (в части внесения информации в ЕРП), в период проведения служебной проверки не представлены.

Комиссией по результатам проведения служебной проверки, учитывая объяснительные сотрудников отдела надзора и контроля Министерства, факт нарушения ответственными должностными лицами сектора надзора и контроля Министерства положений Федерального закона № 294-ФЗ и Правил, установила факт внесения сведений о результатах указанных проверок в качестве приложенных документов без заполнения соответствующих разделов в системе ЕРП в первом и во втором полугодии 2019 года.

Комиссия пришла к выводу, что причиной нарушения явилось неосуществление ФИО1 контроля за выполнением работниками сектора своих должностных обязанностей, а также работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок» и неисполнение, несвоевременное и ненадлежащее исполнение возложенных на ФИО8, ФИО9 и ФИО7 должностных обязанностей в части размещения сведений о результатах указанных проверок в ЕРП с учетом порядка, установленного Правилами.

По результатам проведения служебной проверки комиссией было установлено, что условия работы позволяли ФИО1 осуществить такой контроль за размещением информации в ЕРП, а ФИО8, ФИО9 и ФИО7 разместить информацию о результатах проверок в ЕРП в порядке, установленном Правилами. Однако данная работа была проведена указанными гражданскими служащими только после поступления в Министерство представления Прокуратуры РБ.

На момент проведения служебной проверки данные нарушения ФИО1, ФИО8, ФИО9 и ФИО7 были устранены.

Нарушения пп. «г», абз., 6 пп, «д» п. 1 приложения Правил в отношении ГБУ РБ Центр компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат» РБ» и ООО «О’КЕЙ» по результатам проведения служебной проверки также подтвердились.

Так, на момент проведения Прокуратурой РБ проверки - 26.02.2020 в ЕРП отсутствовали сведения об уведомлении проверяемого лица ГБУ РБ Центр компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат» РБ» о проведении проверки с указанием даты уведомления, результаты проверки не содержали данные должностного лица общества, присутствовавшего при проведении проверки.

Согласно приказу Министерства от 18.092019 -о лицом, уполномоченным на проведение проверки, был назначен ведущий специалист-эксперт сектора надзора и контроля Министерства ФИО7 В соответствии с объяснительной ФИО7 от 24.03.2020 при размещении информации в ЕРП данное нарушение действительно было допущено. Указывает, что в настоящий момент соответствующая графа заполнена. Таким образом, факт нарушения ФИО7 должностных обязанностей в части размещения информации по результатам проверки в автоматизированной системе «Единый реестр проверок» установлен. Причиной нарушения явилось неисполнение, несвоевременное и ненадлежащее исполнение возложенных на ФИО7 должностных обязанностей в части размещения сведений о результатах проверки в ЕРП.

Также по результатам проведенной проверки было установлено, что вопреки абз. 5 подп. «д» п. 1 приложения Правил в ЕРП результаты проверки ООО «О’КЕЙ» не содержали данные должностного лица Министерства, проводившего проверку.

В соответствии с приказом Министерства от 30.07.2019 № 439-о лицом, уполномоченным на проведение проверки ООО «О’КЕЙ», был назначен заведующий сектором надзора и контроля Министерства ФИО1

Согласно объяснительной ФИО1 от 26.03.2020 «факты, указанные в представлении Прокуратуры РБ, не соответствуют действительности. Предусмотренная законодательством информация, в ЕРП вносилась в полном объеме и в установленные сроки». Отсутствие отдельной (очень незначительной) информации в ЕРП является либо дефектом указанного программного продукта либо результатом вмешательства третьих лиц с потерей такой информации». В ходе проведения служебной проверки было установлено, что согласно разделу ЕРП «История изменений» КНМ в отношении ООО «О’КЕЙ» содержится информация о том, что значение поля «Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица (должностных лиц), проводившего КНМ» добавлено “Биктаев Айдар Тимербаевич”. Значение поля “Тип должностного лица (должностных лиц), проводившего КНМ” добавлено “Проверяющий”. Значение поля “Должность должностного лица (должностных лиц), проводившего КНМ” добавлено “Заведующий сектором надзора и контроля”. ФИО12 Тимербаевич ( 24.03.2020 12:29).

Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения настоящего дела истцом не оспаривалось.

Кроме того, по результатам проведенной прокуратурой РБ проверки были выявлены нарушения положений ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в части предоставления Министерством недостоверных сведений о проведенных в 2019 году проверках (статистическая отчетность по форме 1-контроль). В ходе проведения служебной проверки данные нарушения также подтвердились. Объяснения ФИО7 и ФИО1 о причинах предоставления недостоверных сведений о проверках комиссией по проведению проверки комиссией были рассмотрены и учтены в ходе проверки фактов, изложенных в представлении Прокуратуры РБ.

Комиссия в заключении служебной проверки указала, что причинами нарушения явилось отсутствие со стороны ФИО1, как заведующего сектором, надлежащего контроля за выполнением работниками сектора надзора и контроля Министерства возложенных на сектор задач и функций, а также ненадлежащее исполнение сотрудниками сектора надзора и контроля Министерства возложенных на них должностных обязанностей.

Целью проведения служебной проверки является установление факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вины гражданского служащего; причин и условий, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

При этом, применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания является правом представителя нанимателя, а не обязанностью.

Суд считает, что служебная проверка по рассмотрению фактов, изложенных в представлении прокуратуры Республики Башкортостан № 7/ «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» от 07.04.2020, проведена всесторонне, полно и объективно, процедура ее проведения и порядок ознакомления не нарушены.

Факт ненадлежащего исполнения ФИО1 требований Федерального закона № 294-ФЗ и Правил, должностного регламента заведующего сектора надзора и контроля Министерства, выразившегося в неосуществлении контроля за выполнением работниками сектора надзора и контроля Министерства возложенных на сектор задач и функций, в частности работы по внесению информации в АС «ЕРП», установлен.

Оснований для признания заключения комиссии от 07.04.2020 по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) от 10.03.2020 , и изданного по результатам проведения служебной проверки приказа -к от 09.04.2020 в отношении ФИО1 незаконными суд не усматривает.

Приказ -к от 22.04.2020 был издан в соответствии с Положением о денежном содержании и материальном стимулировании государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы РБ в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденным приказом Министерства от 31.10.2017 (далее соответственно - приказ -о, Положение).

Согласно п. 2.1 Положения денежное содержание гражданского служащего состоит, из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином (которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего), а также из месячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 2.6 к дополнительным выплатам, в том числе относится премия за выполнение особо важных и сложных заданий.

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премия) выплачивается гражданским служащим в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на. них в соответствии с должностными регламентами, своевременном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы (п. 8.1. Положения).

Премирование гражданских служащих производится ежемесячно в следующем размере: в первом и втором месяце квартала 15% оклада денежного содержания гражданского служащего, в третьем месяце квартала 20% оклада денежного содержания гражданского служащего (п. 8.4 Положения).

Таким образом, данная премия является дополнительной выплатой за выполнение особо важных и сложных заданий, которая производится на основании приказа Министерства (п. 8.4 Положения).

В соответствии с п. 8.6 Положения решением министра, по предложению руководителей структурных подразделений министерства и согласованию с первым заместителем министра (заместителем министра), в соответствии с распределением обязанностей, гражданский служащий не представляется к премированию полностью или частично в следующих случаях:

- нарушение трудовой и исполнительской дисциплины в период, за который исчисляется премия;

- несвоевременного и ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и поручений руководства.

Согласно разъяснению Пленума Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (требований законодательства, должностных инструкций, регламента и т.п.).

На основании заключения комиссии от 07.04.2020 и в соответствии с Положением, начальником отдела кадров и развития персонала ФИО13, по согласованию с первым заместителем министра ФИО3, на имя заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО5 была подготовлена служебная записка от 17.04.2020 № СЗ 03-73.

Согласно служебной записке по результатам рассмотрения представления Прокуратуры РБ, на основании заключения комиссии, было предложено не представлять к премированию за апрель месяц 2020 года должностных лиц Министерства, в том числе заведующего сектором надзора и контроля ФИО1 за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части организации и контроля работы по внесению информации о проведенных проверках в автоматизированную систему «Единый реестр проверок».

Впоследствии, согласно приказу Министерства от 22.04.2020 № 284-о «О премировании сотрудников Министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года» (далее - приказ от 22.04.2020) истец ФИО1 не был представлен к премированию.

Таким образом, в данном случае в силу вышеуказанного Положения, на основании приказа от 22.04.2020, по решению представителя нанимателя истцу была осуществлена выплата денежного содержания без начисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которая относится к дополнительной выплате.

Порядок оплаты труда гражданских служащих закреплен в статье 50 Закона о государственной гражданской службе.

Так, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 названного закона).

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, являющаяся предметом спора, отнесена к числу дополнительных выплат, что предусмотрено п. 4 ч. 5 ст. 50 указанного выше закона. При этом в данной норме закона предусмотрено, что порядок выплаты названной премии определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.

Понятие "премиальная выплата" в Законе о государственной гражданской службе не содержится.

Из содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера.

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя, что, в частности, нашло отражение в п. 4 ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе.

Принятие решения о выплате премиальной выплаты конкретному сотруднику действующим законодательством отнесено к прерогативе работодателя. Снижение размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий либо ее невыплата, при условии принятых компетентным должностным лицом соответствующих решений, не может рассматриваться как нарушение прав государственного гражданского служащего на получение денежного содержания.

Решение о снижении или невыплате премии должно приниматься обоснованно. Такое решение представителем нанимателя в отношении истца было принято (приказ от 22.04.2020 -о), оно соответствует закрепленным критериям определения не представления к выплате премии. Невыплата истцу премии обусловлена ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей, которые были выявлены в результате проведения прокурорской проверки и служебной проверки, проведенной по решению представителя нанимателя.

Исходя из содержания пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 24 ноября 1978 года "О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих" суд не вправе входить в обсуждение вопроса о соразмерности полного или частичного лишения премиальных выплат тяжести допущенного работником нарушения. Полное или частичное лишение премии либо вознаграждения по итогам годовой работы может иметь место за конкретные производственные упущения или нарушения трудовой дисциплины независимо от того, налагались ли на работника за эти проступки дисциплинарные взыскания.

С учетом изложенного, оснований для признания пункта 2 приказа от 22.04.2020 № 284-о «О премировании сотрудников министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года» незаконным и взыскании в пользу истца денежного содержания за апрель месяц 2020 года в размере 1 054, 20 рублей, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконными заключения комиссии от 07.04.2020 по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) от 10.03.2020 , пункта 1 приказа от 09.04.2020 № 226-к «О результатах служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» в части, пункта 2 приказа от 22.04.2020 № 284-о «О премировании сотрудников министерства по результатам деятельности за апрель 2020 года», взыскании денежного содержания за апрель месяц 2020 года в размере 1 054, 20 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Решение суда в окончательной форме принято 15.09.2020.

Судья М.З. Галлямов