Дело № 2-4798/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Алферова И.А.
при секретаре Ситниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к исполняющему обязанности главы администрации Миасского городского округа, Администрации Миасского городского округа о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к исполняющему обязанности главы администрации Миасского городского округа, Администрации Миасского городского округа о признании незаконным решения исполняющего обязанности главы Миасского городского округа Васькова Г.А. от ДАТА об отказе в переводе нежилого здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, в жилое, обязании исполняющего обязанности главы Миасского городского округа Васькова Г.А. осуществить денный перевод.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он на основании свидетельства о праве собственности НОМЕР от ДАТА является собственником нежилого здания, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <...> д. НОМЕР. ДАТА он обращался с заявлением на имя главы администрации Миасского городского округа с заявлением о переводе данного нежилого здания в жилое, приложив к заявлению правоустанавливающие документы на здание, технический паспорт здания, заключение НОМЕР по результатам обследования технического состояния здания, экспертное заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил жилого дома, кадастровый паспорт земельного участка. ДАТА исполняющим обязанности главы Миасского городского округа ФИО2 было принято решение об отказе в переводе нежилого здания в жилое в связи с тем, что истцом не был предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого здания. Истец указывает, что предоставление проекта переустройства и (или) перепланировки в соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходя из состояния здания не требуется, в связи с чем решение об отказе исполняющего обязанности главы Миасского городского округа Васькова Г.А. от ДАТА является незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что ДАТА г. он подал на имя главы Администрации МГО заявление о переводе нежилого помещения в жилое, расположенного по адресу: <...> д.НОМЕР К заявлению были приложены: правоустанавливающие документы на переводимое здание, технический паспорт на здание, заключение по результатам технического состояния здания; экспертное заключение о соответствии требованиям санитарным нормам и правилам жилого дома; кадастровый паспорт на земельный участок. Обстоятельства, указанные в ст.22 ЖК РФ, по которым перевод нежилого здания в жилое невозможен, отсутствуют, а именно: помещения в здании отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (либо существует возможность обеспечить соответствие переводимого помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». ДАТА исполняющий обязанности главы МГО ФИО2 подписал решение об отказе в переводе нежилого здания в жилое, мотивируя свой отказ тем, что не был предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого здания, помещения, который необходим только в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого здания, помещения в качестве жилого или нежилого здания, помещения. Также суду пояснил, что в техническое состояние здания вносились изменения - была полностью заменена электропроводка, был произведен ремонт ограждения здания. Был установлен газовый котел, изменился нагревательный элемент. Он сделал дополнительную врезку в систему отопления, которая была выполнена ранее. Больше никаких изменений не было. Несущие конструкции здания не менялись. Кроме того, квитанции об оплате газа свидетельствуют о том, что в доме сейчас имеется централизованное газовое отопление. Заключен договор на вывоз ТБО, имеется договор о том, что у в доме установлена телефонная будка, имеется телевидение, проведен Интернет. Заключение от ДАТА он не представлял в Администрацию МГО. Истец не согласен с доводами представителя ответчика Администрации МГО, поскольку ему никто не говорил про межведомственную комиссию. Кроме того, из представленных материалов ответчиком следует, что ему следует обратиться в суд для того, чтобы перевести помещение из нежилого в жилое. Считает, что Администрация МГО ввела его в заблуждение. Его права и обязанности не были мне разъяснены в полном объеме в должном порядке. Ранее спорное помещение было жилым домом, в советское время сделали из него детскую библиотеку. Он не планирует производить переустройство и перепланировку дома, нужно только перевести помещение из нежилого в жилое.
Представитель ответчиков ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. Ранее в судебном заседании суду поясняла, что порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое определен ст. 23 ЖК РФ. Данный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения. Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случаях непредоставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения. Пунктом 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрено, что для перевода нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения обращается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения и представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ). Таким образом, при согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Ответчики считают, что нежилое здание не соответствуют видам жилых помещений, предусмотренных ст. 16 ЖК РФ, и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Согласно технического паспорта на спорное здание, оно используется как нежилое. Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47). В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан. В Положении в частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (12 - 14). В Положении также содержатся требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30). Правила, содержащиеся в указанном Положении, утвержденном во исполнение ст. 15 ЖК РФ, применяются при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение. В силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п. 42). Таким образом, решение вопроса о признании нежилых помещений пригодными для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Сведения о том, что с соответствующим заявлением для получения заключения о возможности использования спорного нежилого здания в качестве жилого, ФИО1 обращался в межведомственную комиссию и такое заключение было получено, отсутствуют. Обозначенные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 14 октября 2009 г. по делу N 44-г-112/2009. На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении спора установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи НОМЕР от ДАТА является собственником здания – Библиотеки, назначение: культурно-зрелищное, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <...> д. НОМЕР и земельного участка, площадью ... кв.м, расположенного по тому же адресу (л.д. 7-8).
Согласно ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод нежилого помещения в жилое помещение также не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 2 данной статьи для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При этом в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Как следует из материалов дела ФИО1 ДАТА обращался с заявлением в Администрацию МГО с заявлением о переводе нежилого здания в жилое, представив документы, предусмотрены пунктами 1-4 части 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случаях непредоставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов и несоблюдения предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для перевода нежилого помещения в жилое собственник соответствующего помещения обращается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения и представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).
Таким образом, при согласовании в порядке ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых. Орган, осуществляющий перевод помещений, может посчитать, что для обеспечения использования помещения в качестве жилого проведение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с предоставленным проектом и (или) иных работ является необходимым.
Согласно материалам дела ДАТА исполняющим обязанности главы округа ФИО2 принято решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч.2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно – непредставлением подготовленного и оформленного в установленном законом порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, расположенного по адресу: <...> д. НОМЕР (л.д. 25-26).
Суд полагает данный отказ законным по следующим основаниям.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 ЖК РФ и Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).
В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан. В Положении в частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (12 - 14). В Положении также содержатся требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30). Правила, содержащиеся в указанном Положении, утвержденном во исполнение ст. 15 ЖК РФ, применяются при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение
В силу п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п. 42). Таким образом, решение вопроса о признании нежилых помещений пригодными для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Сведения о том, что с соответствующим заявлением для получения заключения о возможности использования спорных нежилого здания в качестве жилого ФИО1 обращался в межведомственную комиссию и такое заключение было получено, в деле отсутствуют.
Ссылки истца на заключение ЗАО «...» НОМЕР от ДАТА (л.д. 14-18) и на справку ЗАО «...» от ДАТА (л.д. 94) являются несостоятельными, поскольку решение вопроса о признании нежилых помещений пригодными для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Кроме того, из пояснений истца прямо следует, что им в техническое состояние здания вносились изменения - была полностью заменена электропроводка, был произведен ремонт ограждения здания, был установлен газовый котел, изменился нагревательный элемент. Он сделал дополнительную врезку в систему отопления, которая была выполнена ранее.
Данные пояснения свидетельствуют о том, что ФИО1 производились изменения в инженерные сети, электрическое или другое оборудование, а значит в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации – осуществлялось переустройство помещения.
При указанных обстоятельствах доводы ФИО1 о том, что ранее и в настоящее время здание использовалось и используется как жилое, что несущие конструкции здания не менялись, что в доме сейчас имеется централизованное газовое отопление, телевидение, телефонная сеть, интернет, производится вывоз ТБО, а также доводы о неразъяснении Администрацией Миасского городского округа необходимости обращения в межведомственную комиссию и ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для признания незаконным решения исполняющего обязанности главы МГО ФИО2 от ДАТА об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч.2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к исполняющему обязанности главы администрации Миасского городского округа, Администрации Миасского городского округа о признании незаконным решения исполняющего обязанности главы Миасского городского округа Васькова Г.А. от ДАТА об отказе в переводе нежилого здания в жилое, обязании исполняющего обязанности главы Миасского городского округа Васькова Г.А. осуществить перевод нежилого здания в жилое – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий