ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479/13 от 16.10.2013 Шалинского районного суда (Свердловская область)

  Дело № 2 – 479 / 13

 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации    п. Шаля 16 октября 2013 года

 Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

 председательствующего судьи Сафонова П.П.,

 с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

 при секретаре Беляевских П.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании совершить действия,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокуратурой Шалинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Шалинского района.

 В ходе проверки установлено, что Саргинской поселковой администрацией не проведена техническая паспортизация автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории подведомственной данной администрации, что является нарушением требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

 Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на подведомственной данной администрации территории паспортизацию автомобильных дорог в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в ходе проведенной ими проверки установлено, что Саргинской поселковой администрацией не проведена техническая паспортизация автомобильных дорог общего пользования, находящихся на подведомственной им территории, что является нарушением требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности, поскольку технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, оформляется он для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 11 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. Статьей 15 этого федерального закона определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В п. 12 ст. 3 этого Федерального закона дано понятие смысла законодательной нормы - "содержание автомобильной дороги" и указано, что под этим понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

 В силу п. 6 ст. 13, п. п. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

 Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (подп. 4 п. 15).

 Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом согласно п. 1.2 этих Норм техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

 Ранее проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.

 С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

 Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

 Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

 Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Шалинский городской округ" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 3.1 положения о Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 года № 124, к полномочиям этой администрации на подведомственной ей территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

 В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Данное заявление подается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных на территории, подведомственной Саргинской поселковой администрации, как проживающих на данной территории, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

 В судебном заседании помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. заявленные исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Шалинского района. В ходе данной проверки установлено, что Саргинской поселковой администрацией не проведена техническая паспортизация автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории подведомственной данной администрации, что является нарушением требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В соответствии с пунктом 3.1 положения о Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 года № 124, к полномочиям этой администрации на подведомственной ей территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из этого, в обязанности ответчика входит обеспечение паспортизации автомобильных дорог, находящихся на подведомственной им территории. Отсутствие паспортизации автомобильных дорог, находящихся на территории подведомственной ответчику создаёт угрозу безопасности дорожного движения на указанных дорогах для неопределённого круга лиц, использующих эти автомобильные дороги для передвижения. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Он просит обязать Саргинскую поселковую администрацию администрации Шалинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории подведомственной этой администрации паспортизацию автомобильных дорог в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов. Судебные издержки по делу он просит отнести за счёт государства.

 Представитель ответчика – глава Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа Мезенин С.Г. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что действительно ими не проведена паспортизация автомобильных дорог, находящихся на подведомственной им территории. Однако предложенный истцом срок исполнения заявленных исковых требований он считает не разумным и просит предоставить срок исполнения исковых требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Представитель истца помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. посчитал предложенный представителем ответчика срок необоснованным и уточнил исковые требования, просил обязать Саргинскую поселковую администрацию администрации Шалинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории подведомственной этой администрации паспортизацию автомобильных дорог в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов.

 Представитель ответчика – глава Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа Мезенин С.Г.уточненные исковые требования признал в полном объеме.

 Заслушав мнения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

   Из представленных доказательств установлено, что на территории подведомственной ответчику имеются автомобильные дороги общего пользования. (л.д. 10-11).

 Согласно пояснения сторон, в том числе пояснения представителя ответчика, ими не проведена техническая паспортизация автомобильных дорог общего пользования, находящихся на подведомственной им территории.

 Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

 В соответствии с п. 11 ст. 5 вышеназванного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

 Из представленных истцом доказательств видно, что такой перечень на территории Шалинского городского округа утвержден. (л.д. 10-11).

 В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 В соответствии с пунктом 3.1 положения о Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 года № 124, к полномочиям Горной поселковой администрации на подведомственной территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

 Это подтверждает доводы истца о том, что ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным на территории Шалинского городского округа Свердловской области осуществлять на подведомственной ему территории дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

 В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Понятие "содержание автомобильной дороги" дано в п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

 В силу п. 6 ст. 13, п. п. 1, 2, 3 ст. 17 вышеназванного Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

 Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 В соответствии с подп. 4 п. 15 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений

 Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

 При этом согласно п. 1.2 вышеназванных норм техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

 Также суд учитывает доводы истца о том, что ранее проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства автомобильных дорог РСФСР, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства и то, что с возникновением в связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

 Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

 Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

 Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Шалинский городской округ" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 3.1 положения о Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа, к полномочиям данной администрации на подведомственной ей территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

 В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 С учётом вышеуказанных положений закона и возложенных на ответчика местными нормативными актами обязанностей, уточненное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, с учётом того, что выявленные нарушения признаются.

 Указанные нарушения создают угрозу безопасности при осуществлении дорожного движения для неопределённого круга лиц.

 В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет федерального бюджета, поскольку на основании пункта 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, как истец, так и ответчик освобождены от ее уплаты в силу закона.

 Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Саргинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании совершить действия удовлетворить.

 Обязать Саргинскую поселковую администрацию Администрации Шалинского городского округа Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ   обеспечить на территории подведомственной  этой администрации Свердловской области паспортизацию автомобильных дорог в соответствиями требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Решение изготовлено в совещательной комнате в окончательной форме 21.10.2013 года.

 Председательствующий судья П.П.Сафонов